Глава 13. Граница снегов

Сущность Заклинания
Глава 12 - http://www.proza.ru/2014/11/08/733

На следующий день буря утихла. Когда я проснулся, Тутти и Элиза уже вовсю готовились к отъезду. Печь была вытащена и разобрана, и робот уже снимала шкуры с чума.
 - Доброе утро, - девушка помахала мне. – Проснись и пой!
Через открывшийся проём я заметил, что дриада стоит у нарты и гладит оленей. Те охотно отвечали на ласку, били копытом по снегу и пытались лизнуть духа в лицо. Тундра снова сияла белизной и радовала спокойствием - лишь ветерок носил снежную пыль.
Тепло ещё сохранилось в чуме, но воздух снаружи уже гладил кожу морозными пальцами. Я натянул капюшон и поднялся.
Шаман взглянул на меня и указал пальцем в сторону. Там потрескивал небольшой костёр; рядом стоял котелок. Ну хоть про завтрак не забыли – и на том спасибо.
Я присел у костра, выудил из котелка кусок мяса и вгрызся в него, наблюдая за попутчиками. Мясо без соли было не особо вкусным, зато грело руки, и холод ненадолго отступил. Элиза, сняв шкуры, уже развязывала верёвки, сдерживавшие шесты; Тутти что-то поднял с пола и зашагал по сугробам ко мне. По пути он начал разглядывать вещь, и я скорее вспомнил, чем разглядел, что это.
 - Ты свою читалку оставил, - парень протянул мне аппарат.
 - Ага, уже вспомнил, - я взял и взглянул на экран. Там на чёрном фоне светились слова: «вы проиграли».
Тутти опустился рядом и проследил, как я нажимаю кнопку возврата в меню.
 - Получается, это ты играешь с ней, как если бы играл с человеком?
 - Не совсем, - я ткнул «начать заново». Сунув в рот остатки мяса, машинально вытер руку о подол малицы и развернул экран к Тутти. – Вот, гляди, кенгуру. Им можно управлять с помощью этих кнопок…
Наверное, объяснять я начал зря. Потому что обычно после пяти-десяти переспрашиваний всегда начинал злиться. То ли объяснять не умел, то ли люди невнимательно слушали – да только просьба помочь в чём-либо разобраться заканчивалась обоюдной обидой.
Однако когда я рассказал, что нужно делать, шаман с горящими глазами выхватил читалку и уткнулся в экран. Я взял другой кусок мяса и пристроился рядом, наблюдая за игрой.
Поначалу он то и дело «купал» кенгуру – ронял в поднимающуюся воду. Потом уже сориентировался и с кнопками окончательно разобрался.
«Вот бы все так понимали», - вздохнул я, дожёвывая.
 - Я всё! – Крикнула Элиза.
Она стояла у нарты и махала нам рукой.
 - Угу, сейчас, - отозвался Тутти, тыча в кнопки.
Подняв голову и пряча ладони в рукава, я увидел, что дриада теперь вертится возле нас, тоже наблюдая за кенгуру. А потом снова взглянул на оленей.
 - Послушай, а они что, в бурю снаружи стояли?
 - Когда ты заболел, я отпустил их, - ответил парень, не поднимая глаз. - Сейчас они вернулись.
Уровень закончился; я поспешно выхватил читалку – чего доброго, парень залипнет ещё часа на два, а я уже немного замёрз.
Тутти широко улыбнулся, поднимаясь.
 - Забавная вещица! Наверное, у многих есть?
 - Куда ж без них, - пожал плечами я, тоже вставая и приглядываясь – положили ли мой рюкзак?
Потом снова была стремительная езда. Ещё днём мы въехали в тайгу, где нас окружил густой лес. Когда остановились на ночлег под сенью ельника, дриада огляделась с видом собственника и, уперев руки в бока, заявила, что здесь она селиться не собирается. Тутти заметил, что никто и не предлагал, и что ей придётся подождать пару недель. Девушка в ответ воздела руки к небу и страдальчески вздохнула.
 - И почему люди такие слабые?
Больше ничто нас в дороге не задержало. Наученный горьким опытом, я следил за своим поведением – а ну как духи снова на что-то рассердятся? Мы же так целый год ехать будем!
Неудобства, конечно, были. Это вечный холод - от которого, правда, спасала шуба, но легче от этого не становилось. Глубокие сугробы, по которым было тяжело ходить. Всё чаще вспоминался родной Времяшлянск с его вечной суетой и возникающими будто ниоткуда людьми. Здесь же, в лесах, стояла глубокая тишина. Бывало, услышишь - то ветка со скрипом качнётся, сбрасывая снег, то быстрый топоток – и страшно становится. Кто их знает, животных, что у них на уме? С людьми проще, даже с преступниками. Кинул заклинание в негодяя – и гуляй себе дальше.
Если бы только магия меня никогда не покидала. Я всё думал – если случилось бы так, что антимагика у того типа не было. Жил себе дальше, и горя не знал. Правда, не знал бы и Элизы с Тутти.
«Но вот если посудить – было бы это плохо?».
Я снова вспомнил первую встречу с каждым из них. Вот Тутти сразу попытался скормить меня вампирам. Хотя, честно говоря, он всё-таки нервничал, указывая мне путь к предположительной смерти. А потом нас спас. Да и вообще благодаря ему я узнал много нового.
Или Элиза. Глупость – вот что бросилось в глаза. Слишком много рассуждений, слишком мало действий. Но для машины-то такое поведение нормально. А глупость могла быть дефектом искусственной личности.
Что уж говорить, с ними всё-таки интересно. Я даже решил, что намного лучше, чем со стереотипными существами – мрачным дядькой и бездумным роботом, ждущим команд и совершенно бесстрастным. От таких любой сбежит, предпочтя вернуться домой и найти другой способ вернуть магические силы.
«Вот интересно, что бы делал на моём месте Нильс? - Почему-то вспомнил я о великане, с которым ехал в поезде. – Такая гора мышц всех вампиров бы заломала. И шаману добавила, героически спасая «бедную девочку» весом с себя самого», - последнее было уже про Элизу.
Существовала в пути и ещё одна проблема – с мытьём. Неделю я ещё выдержать мог, но потом начинал нервничать. Пока я болел, волосы успели засалиться, и я постоянно норовил почесаться. Тутти, однако, ходил весь чистый-пушистый, что, конечно, было замечено несчастным, грязным мной.
 - Так ты бы раньше сказал, - удивился Тутти, уставившись в экран читалки.
 - Да я как-то думал, что здесь холодновато, чтобы мыться.
 - А теперь пораскинь мозгами, почему ты не прав.
 - В чуме? Во-первых, лично у нас нет ванной или хотя бы бочки. Во-вторых, я не видел, чтобы ты хоть раз мылся. Ну и в-третьих… почему просто не ответить по существу, как обычно?
 - В ремесле тадебея ты ничего не смыслишь, я и объясняю. Ну а в бытовом плане ты сам способен понимать. Учись думать, прежде чем задавать вопросы.
 - И всё-таки? – Напомнил я.
 - Здесь река неподалёку, и я закалённый. А тебе могу бадью сколотить – только мы её не увезём, глупо тратить время и силы. Могу просто из котелка полить – если вырыть здесь яму, глядишь, импровизированный поддон будет.
Я почесал в затылке. Идея с бадьёй вдохновляла, но хотелось всё-таки побыстрее выехать за границу снегов в лето.
Честно говоря, в обычном мире оказалось некомфортно. В то время, как в родном городе я мог по желанию отправиться вперёд или назад во времени – допустим, из зимы в лето погреться – здесь мы шли только по одной временной линии. Никаких скачков, никакой свободы. Будто хомячки в лабиринте из труб.
Поразмыслив, я согласился на котелок. При условии, что девчонки выйдут, конечно. Дриада немедленно выпучила глаза и заявила, что хочет это видеть, хоть рубите. Элиза заметила, что она робот, и в общем беспола – стыдиться её нечего. И тоже заинтересованно уставилась на меня – точнее, на малицу. Не иначе, взглядом раздевала. Я сердито фыркнул и решил не мыться.
Впрочем, этой твёрдой убеждённости ненадолго хватило. Тутти, оторвавшись от экрана, увидел мой умоляющий взгляд и улыбнулся.
 - Элиза, у нас ветки кончаются. Принеси, пожалуйста.
 - Здесь ещё хватит до завтра, - девушка смерила взглядом кучу неподалёку от печки.
 - А так?
Железный куб с треском поглотил треть запаса. Элиза озадаченно почесала в затылке.
 - Неужели так холодно? Хорошо, сейчас принесу…
Она вышла, а дриада осталась стоять. Тутти покосился на неё, в то время как я поник – духа выпроводить не так-то просто.
 - А ты знаешь что-нибудь об устройстве роботов?
 - Они как велосипеды? – Уточнила девушка, поправляя свои пышные волосы.
 - Скажем, там есть масса интересных штук вроде северопривода и центрального профессора. А Элиза должна много о себе знать...
Последние слова были не нужны: заинтересованная дриада тотчас выбежала. Снаружи послышался её звонкий крик:
 - Элиза, погоди!
 - Лопату возьмёшь на нарте, - кивнул мне шаман с деловым видом.
И тут же рассмеялся. Я тоже прыснул, но по другой причине.
 - С профессором ты хватил… как тебе такое в голову пришло?
 - Ухватил обрывки мыслей духа-механика, - пожал плечами он. – Так и не понял, о чём это было.
 - Процессор, - поправил я почти машинально и вышел в ночь.
Мылся я всё тем же самодельным мылом, которым пользовались ежедневно. Без тёплой одежды было прохладно – но я мужественно терпел. В яму мы постелили шкуру, и можно было не бояться снова простудиться.
Тутти поливал меня из кружки, не отвлекаясь от игры. Видимо, ему очень понравилась электронная игрушка, и я всерьёз забеспокоился – как бы самому в итоге не заскучать от безделья.
Когда я уже собрался вылезать из ямы, снаружи послышались голоса. А потом в чум порывом влетела дриада!
Я даже охнуть не успел. Только дёрнулся прикрыть наготу. И тут же почувствовал между руками и телом толстую ткань. Рыбкой нырнув вниз, я подбросил малицу и накинул на себя.
Из двух грудей – металлической и деревянной – вырвался вздох разочарования, когда я поднялся.
Мы с Тутти довольно хмыкнули и хлопнули друг друга по ладони – оперативно сработано!
 - Теперь ты и правда похож на девочку, - заметила Элиза, глядя, как я выправляю из-под ворота мокрые пряди.
 - Вот меня и не раскусили, - пожал плечами я, отжимая волосы.

Всё, чем я мог разбавить скуку прежде – это читалка или компьютер. Иногда мог выбраться в прошлое или будущее, да и в настоящем развлечений хватало. Но сейчас, в тундре, мне только и осталось спасаться читалкой, и мне казалось невероятным, как можно обходиться без всех современных штук, которые принесло развитие техники.
Однако Тутти, вопреки предположениям, скучать и не думал. Такой отстранённый и тихий во время изготовления бубна, на следующий день он уже весело извлёк из поклажи лютню. Элиза загорелась и, когда раздались первые ноты, уже начала танцевать, как умела. Дриада не спешила присоединяться к роботу, но внимательно следила за движениями рук шамана. Я тоже отвлёкся от читалки и недоумённо изогнул бровь: он дёргал каждую струну отдельно. Хотя пальцы на грифе двигались так, как если бы он держал гитару. Однако мелодия получалась, и хоть скачущая, но довольно интересная.
 - Странный способ играть, - заметил я, ожидая пояснений.
 - Щипковый инструмент, - он весело глянул на меня, потом перевёл взгляд на Элизу.
Тут же мы оба рассмеялись: она двигалась так неуклюже, что стало забавно. Девушка, впрочем, ни капли не смутилась, и остановилась только, чтобы спросить:
 - А какие танцы у веров?
 - Могу показать, - Тутти отложил лютню и встал.
Девушка тут же широко улыбнулась и сцепила руки за спиной, глядя на подходящего парня. Я с интересом подпёр щёку кулаком, ожидая, что будет: музыки-то уже нет.
Шаман тут же начал напевать весёлую песню, хлопая в такт, и начал движение. И я поймал себя на мысли, что не удивился: обычная народная самодеятельность. Вроде и танец, а вроде и сам бы смог движения придумать. Элиза тут же начала повторять за парнем, а вскоре к ним присоединилась дриада. Нимфа была слишком хрупкой для таких резких и тяжеловесных движений, и казалось, будто она танцует что-то своё. А песня стала быстрее; крутнувшись на месте, Тутти весело махнул рукой, приглашая меня. Робот даже подбежала, протягивая руки, но я быстро спрятал свои за спиной: чего не хватало, позориться!
 - Я не умею! – Ответил я девушке, когда она настойчиво меня позвала.
 - Так научим! Не выступаешь же, чего стесняться?
 - Нет, - я отвернулся и снова уткнулся в читалку.
Когда я украдкой обернулся, Элиза снова присоединилась к шаману и дриаде. Им было весело. Мне бы тоже так хотелось, но попутчики не были мне настолько близки, чтобы я не чувствовал смущения от собственной неловкости.
Чуть позже Тутти, тяжело дыша, с сияющей улыбкой устроился на своём месте, а Элизу уже было не остановить.
 - А во Времяшлянске танцуют вот так, - она сделала несколько движений в стиле «диско». – Ух, а ведь на планете ещё много народов, и столько можно узнать!
Я хотел было удивиться, что она была в моём городе, но потом остановил себя. Конечно была, иначе не знала бы про Феониллу! Взгляд скользнул к шаману.
 - Про нас с Элизой только глухой не слышал. А вот про тебя мы мало знаем.
 - Больше необязательно, - парень снова взял лютню. – Я просто человек в поиске нового дома.
Звучало грустно. Я вдруг представил себя на его месте: в один момент лишиться семьи. Утрата сестрёнки, и та была тяжёлой, а уж чтобы разом погибли все родственники… жутко.
 - Надеюсь, ты его найдёшь, - только и смог, что сказать, я.
Не прашивать же, почему он не убивается. Наверняка свыкся с мыслью о потере за два года-то.
Шаман неожиданно открыто улыбнулся.
 - Спасибо. А за меня можешь не волноваться: я знаю, что у родных сейчас всё хорошо, и это не так больно, как безвестность… или то, как поступил с ними Мишка.
Это придало мне смелости.
 - Ну а… что вообще произошло, можешь рассказать подробнее?
Он задумчиво уставился на печь.
 - Ну… в этой истории достаточно кошмаров. Напавший на стоянку Мишка оказался сильнее, заборол практически всех призванных духов… ну тут, конечно, и я не справился. Но кто ждёт от начинающего тадебея великих подвигов? В итоге я же из всего племени и остался жить.
 - А ты сильный. Я себя загрыз, если бы не смог спасти своих родных... – я умолк, снова вспомнив Марион.
Да уж, из-за этого-то инцидента тяжело, а ведь тут целое селение!
 - Смысла нет. Мне дан шанс начать новую жизнь, и замыкаться на том, чего уже не поправишь, глупо. Мы изменили всё, что могли.
Больше я спрашивать не стал: мог показаться навязчивым. Возможно, как-нибудь потом и узнаю в подробностях, как закончилась его прежняя спокойная жизнь.
На моём пути тоже что-то изменилось, но я надеялся, что хуже не будет. Да, посижу немного без магии, но ведь она восстановится!
«А вот Элиза? Не думаю, что в её жизни случился какой-то глобальный переворот. Хотя какие её годы… вот у дриады тоже не всё гладко: дерево ищет. Жильё, значит. В общем, если судить отстранённо, то всё наладится».

                Тутти

Таёжная полоса осталась позади. Вскоре и снег начал пропадать, пока, наконец, не потеряла смысл езда на нарте. Я распряг оленей и отпустил обратно, поблагодарив духа тундры. Животные унесли благодарность в далёкую, родную землю, а я задумался, что делать с нартой и чумом. На себе такое не потащишь.
Еон, переодевшись в ближайших кустах (я запретил любопытной Элизе подглядывать), предложил спрятать всё громоздкое и двигаться дальше налегке.
Время бодрствования, самый расцвет жизни, который редко увидишь в тундре, окружал нас. Над головой шумели кронами деревья, переговариваясь – я слышал их на уровне чувств. Земля гудела тысячами движений, а ветер носил над полями отзвуки птичьих трелей. Во всём чувствовалось незримое присутствие духов. Я готов был петь вместе с миром.
Дриада тоже была счастлива. Она с хохотом носилась по полю впереди, покрытому молодой травой. Её шубка растаяла, как снег, и превратилась в платье из длинных стеблей трав, а пышная шапка опала, и теперь в зелёных, вьющихся волосах пестрели луговые цветы.
Пока мы укрывали нарту широкими лапами ели, девушка успела скрыться из виду и снова вернуться.
 - Выбери мне дерево! Хочу дерево! – Радостно кричала она.
Я улыбнулся, перебирая содержимое рюкзака.
 - Не волнуйся. Сейчас найдём место для стоянки – и пойду искать.
Она возбуждённо закрыла глаза руками.
 - Хочу, чтобы это был сюрприз!
 - Ты ей что, рощу посулил? – Тихо спросил Еон, глядя на разбушевавшегося духа.
Здесь было ещё прохладно, и поверх блузки – так он назвал свою короткую малицу – он надел куртку. Элизе отдал два своих платья – в котором приехал, и ещё одно на смену, а тёплую одежду рассовали по рюкзакам.
 - Ага, - фыркнул я.
Вот только тогда ещё и не догадывался, насколько своей иронией близок к истине.
Наш путь пролегал через луг. Далеко впереди темнела полоса леса. Но насколько всё казалось огромным, настолько маленькими казались пространства между лесами. Дриада всё ещё пребывала в неистовом возбуждении, чем вскоре допекла Еона.
 - Давай остановимся прямо тут! – Воскликнул он наконец. – У меня уже мозг плавится от её визгов!
 - А ты не был рад, если бы тебе предложили прекрасное жилище? – Удивилась Элиза. – Чего ты злишься?
 - Остановимся там, - я указал на лес впереди. – Рядом. И сразу пойду.
Когда мы подошли к лесу, дриада притихла. Мы переглянулись – а она вдруг плавно опустилась на землю, будто сорванный ветром древесный лист. Дух явно волновалась.
Я скинул рюкзак и направился в чащу. Деревья сразу обступили, сомкнули над головой кроны. Сквозь ажурную занавеску листвы проглядывало солнце, и воздух был пронизан яркими лучами, будто нитями.
Трели птиц раскинулись по лесу невидимой сетью, переплетались в общую музыку, бьющуюся сердцем неба. Невдалеке пробежал олень. А я всё шёл, оглядываясь, и думал, что же может подойти дриаде. Я впервые встречал такого духа, но понадеялся на интуицию и помощь леса.
Выбранная тропинка привела к обрыву. Там лес продолжался – деревья спускался по боковым склонам вниз, сосна слева от меня накренилась, готовая рухнуть в пропасть. До земли было далеко – того и гляди, сорвёшься и костей не соберёшь.
Я внимательно огляделся, положившись на чувства. Вот шумит листьями клён, скрывая своей кроной небольшой проток на дне обрыва. Прогалина чуть дальше прячется под сенью деревьев. А высоко над головой устремляются ввысь пиками ели, покачиваются мерно, важно.
Коснувшись коры склонившейся вниз сосны, я вдруг заметил за ней другую.
От неё веяло ледяным холодом. Сердце будто кто-то сжал, и я, почти не понимая, что делаю, медленно пошёл к ней. Шаг за шагом. Чувство страха усилилось.
Остановившись, я с тревогой оглядел дерево. Что-то происходило – или уже произошло. Надо ли сейчас же уйти и не нарываться на предполагаемую опасность, или стоило приблизиться? Это были больше мысли – хоть тревога и овладела мной, порыва броситься наутёк не было.
К тому же, видимо, холод, исходящий от дерева, чувствовал я один. В небольшой кроне на самой вершине возникло движение – птица уселась на ветку. Значит, опасности могло и не быть.
Следующий шаг вперёд словно весь мир перевернул.
Это был не мой страх. Когда я приблизился, пришло понимание.
Дерево умирало. На уровне колена находился сруб – недостаточный, чтобы сосна рухнула, но и довольно глубокий. Человек начал рубить дерево, но ему что-то помешало. Топора поблизости не было.
Возможно, дровосек ещё вернётся – сруб был свежим. Да и по всему лесу умирала сотня деревьев. Почему вдруг меня задела эта сосна? Стоило уйти. Однако я стоял, разглядывая высокий, тонкий ствол, и не мог пошевелиться. Я чувствовал, что должен помочь. Вот почему-то должен.
А потом я просто развернулся и заспешил обратно.
Друзья и дриада ждали на поляне. Дух так же неподвижно сидела, не изменив позы со времени моего ухода. Еон развалился на траве, играя с читалкой, а Элиза наблюдала за игрой через его плечо, то и дело косясь на дриаду.
При виде меня дух встрепенулась.
 - Уже нашёл?
Единым порывом она подлетела ко мне и встала, всем своим видом выражая готовность увидеть новый дом.
 - Нет, - я взглянул на её мордашку. – Ты умеешь лечить деревья?
 - А что случилось? – Напряглась девушка.
 - Так умеешь?
 - Ну, умею.
Без дальнейших разговоров я привёл её к обрыву. Дриада гневно охнула и забегала вокруг подрубленной сосны.
 - Нет, каковы негодяи! Теперь им даже дорубить лень!
Я терпеливо ждал, чувствуя, как отпускает тревога. Девушка, вдоволь наохавшись, скрылась в стволе – просто шагнула вперёд и слилась с деревом. Подойдя, я обнаружил, что срез медленно зарастает новыми волокнами. Они вытягивались с краёв сруба, тянулись друг к другу, с тихим шорохом переплетались. С улыбкой я присел на корточки и следил за этим до тех пор, пока не срослась кора.
Заметив сверху движение, я поднял голову. Из ствола свесилась дриада; по волосам пролегли пятна света и тени. Она довольно и радостно улыбалась.
 - Да ты прямо мастерица, - я поднялся. – Пойду дальше искать.
Я уже развернулся, когда услышал за спиной удивлённое:
 - Что искать?
 - Дерево для тебя, - я тоже удивлённо взглянул на неё.
Девушка энергично замотала головой:
 - Ты что! Я ведь сама её оживила! Хочу остаться здесь!
Молча я стоял и наблюдал, как она выбирается из ствола и карабкается на вершину. Смотрел и… понимал её. Куда приятнее, когда что-то создаёшь или чинишь сам. И ни за что потом не хочется променять это на готовое.
А ещё я понял, почему не смог пройти мимо этой сосны. Я так погрузился в свои чувства, так настроился на поиск дерева, что оно само позвало меня. А я ещё пытался уйти.
Попрощавшись с дриадой, я зашагал обратно. Её путешествие было недолгим. Но кто знал, сколько дорог ещё предстояло прошагать нам, и где наши пути разойдутся?
Из-за деревьев раздался голос Элизы:
 - А вот ты как думаешь – если я общалась с дриадой, можно ли сказать, что я взаимодействовала с верхним этажом мира?
Я улыбнулся, выходя на поляну.
 - А кто-нибудь вообще знает, в какой мы стране?


Глава 14 - http://www.proza.ru/2015/01/13/1083