Парадокс

Нетта Юткевич
Парадокс.

 В среде людей, причастных к изобразительному искусству, распространенно мнение, что изобретение фотографии уничтожило реалистическую живопись.
Согласно многим искусствоведам, реализм, как стиль в изобразительном искусстве,  с появлением фотографии потерял смысл существования. Фотография изображала действительность более достоверно и скрупулезно с точностью, неподвластной живописи. Поэтому необходимость в реалистической живописи, просто, отпала сама собой.
Изобретение фотография был длительным процессом, растянувшимся до  нескольких десятилетий, с конца 18-ого века до средины 19-ого. Это не открытие одного учёного, а коллективная работа многих инженеров, изобретателей, вовлеченных в этот процесс. Развитие химии позволило изобретение чувствительной бумаги, оптики - создание  ящика, получившего название “camera”,  или  «фотоаппарат» по-русски.
Тем не менее, снимок и аппарат со вспышкой, были доведены до работающей стадии  французским учёным - Дагуерре  и был представлен Французской академии наук  в1839 году.

Приблизительно в тот же период французский неоклассицизм довёл до совершенства технику реалистического письма,  достигнув небывалых высот.
Несмотря на изобретение фотографии, Энгр не успевал выполнять заказы на портреты членов семей социальной элиты. Портрет баронессы Ротшильд, которым восхищалась высший свет Франции, был подписан и датирован 1843 годом.   Другая картина - «Турецкие бани» была закончена в 1862 году.
Маленькие чёрно-белые, не всегда чёткие, фотографии, снятые каким-то чудо-ящиком не могли соревноваться с величием  больших, красочных полотен Делакруа, Гро, Давида. Они, просто, не шли ни в какое сравнение.               
Но фотография нашла своих потребителей  - средний класс, которому финансово были недоступны работы знаменитых художников.  Новая технология распространялась с колоссальной скоростью. Фотографы с ящиком появились в каждом большем и маленьком городке. Мгновенно родились  новые традиции – снимать новорожденных, заказывать свадебные портреты, и, вообще, запечатлеть выдающиеся даты в жизни простых людей.
Тем не менее, фотография не могла соревноваться с парадными портретами. По сегодняшний день традиция заказывать портреты своей семьи живёт и процветает среди аристократов и королевских семей.   Кстати, на них работают самые известные фотографы с целью «запечатлеть мгновенье», но стены их    замков украшают парадные портреты живописцев. Не успела Катрин Мидлтон  выйти замуж за принца Уильяма, одним из первых дел был написан её портрет, который английская общественность нашла неудачным.
 В наши дни  существуют стаи «голодных» художников, готовые  писать любые портреты за небольшое вознаграждение. Правда, не каждый «голодный» художник способен написать портрет, и не каждый  представитель среднего класса  знает о такой возможности.


Между портретом писанным  и снятым фотоаппаратом существует большая разница. Писанный портрет – это произведение искусства. Картина  несёт следы личного почерка художника, его воображения, понимания личности, которой он изображает. Не подвергая опасности сходства, художник может подчеркнуть те качества в личности его модели, которые ему кажется важными и нужными.
У фотографии другие преимущества - технические.  Точность фотографии в передаче действительности, (без вмешательства ретушевки и цифровых манипуляций), несравнима с писанным портретом, пейзажем, или любым другим объектом.
Фотография, используя освещение, ракурс снимка, может акцентировать участки лица, тела, ландшафта так, как угодно фотографу.  Это и есть творческий подход, аналогичный любому виду искусства.
Фотография может показать зрителю то, что невозможно увидеть невооруженным глазом. Рассматривая снимок летящих в воздухе парашютистов, которых снимал фотограф- парашютист, я на минуту представила художника с палитрой и кисточкой в руке. Вряд ли, подобное возможно. 
Фотография подарила человечеству мир, безнадёжно скрытый от его глаз.               
В позапрошлом веке в Лондонской академии искусств натурщика  пристраивали в нужную позу  и конечности привязывали  к колышкам вбитые в стенку. Это не  было издевательством – наоборот.  Так проще было держать руки вытянутыми, и или ноги в прыжке.
Фотографу запечатлеть человека, группу людей в состоянии бега,  танца, движения, вообще, не представляет особой трудности.  Фотография обладает способностями недоступными живописи – точностью деталей изображения. Живопись наоборот. Если снимок ничего не может изменить в действительности, то художник может делать с ней всё, что душе угодно: согнуть часы в духе Дали; запустить  влюблённую пару в небо, как Шагал; сделать балерину толстой, как Ботеро; и собаку тощей, как Джакометти.


Революция в мире живописи началась где-то в 60-ых годах  19-ого века.  Традиционная живопись  - иллюстрация античных мифов, библейские притчи – изжила себя. Это стало неинтересным для молодых художников. Они стали выходить на природу, выезжать за город, писать пейзажи с натуры.  Новая манера рисования  требовала другой техники – быстрых мазков, крупного слоя краски. Картины следовало завершать быстро, пока не изменилась погода, не увяли цветы, не стали длиннее тени. Так родился  импрессионизм. Сократить  историю  этого стиля в живописи до одной или двух фраз невозможно. Но моё небольшое эссе не об этом.

Конец 19-ого столетия начало 20-ого был революционной эпохой в Западной цивилизации. Урбанизация, нашествия всевозможных технических средств  изменили образ жизни. Развитие событий приобрело новую динамику.
Окончательно пали монархии, уступив место демократическому строю. Население продолжало интенсивно перемещаться из деревень в города, с полей и ферм на фабрики и заводы.
Возникли профсоюзы, вставшие на защиту  рабочего класса, что привело к большему социальному равенству.
Движения женщин за свободу и равноправие изменили динамику отношений в обществе. Началась эмансипация и интеграция женщин в разные области  деятельности. Женщины  добились права избирать и быть избранным.
Просвещение, школы стали доступны для самых бедных. В некоторых передовых странах первоначальное образование стало обязательным.
Вместе с социальным прогрессом  технический прогресс шествовал по миру семимильными шагами. Человек пересел с лошади на автомобиль. Железная дорога окольцевала континенты. Телефонные провода опутали планету.
Одним из основных  факторов,  изменивший образ жизни,  стало электричество.
Изобретение радио, самолёта, новых видов топлива и источников энергии изменили мир. Появился образованный, состоятельный и самостоятельный средний класс.
Изменился быт, в квартирах появились свет, газ, вода. Одежда стала соответствовать новому образу жизни.
Новый вид искусства – кинематограф, завоевал жителей каждого уголка планеты. Он стал поистине  массовым видом искусства.
Художники не могли оставаться в стороне. Изменилась тематика работ.  Парадные портреты с парчовыми драпировками заменили  стога сена, пруды с кувшинками, дети играющие на берегу реки, люди, гуляющие в парке.
Имела  ли фотография к этому отношение? Представляю  себе Эдуарда Моне беседующего с Августом Ренуаром:
(-Август, эта  чёртова фотография мешает нам писать  реалистично. Нужно придумать что-то новое.
-Ты прав Эдуард.  Нам нужно добавить цвета то, на что не способна фотография.
-Давай будем писать пейзажи, они по определению более красочны, а снимки пейзажей выглядят отвратительно.
-Ты прав, мой друг.)
Это воображаемая беседа никогда не состоялась.
Тем не менее по настоящему радикальные изменения произошли в изобразительном искусстве с появлением кубизма. Живопись и скульптура перестали изображать, они начали выражать идею, концепцию, взгляды.
Малевич, который вначале своей карьеры  писал пасторальные пейзажи украинских  местечек не изменил свой стиль, потому что был изобретён фотоаппарат. Он сделал это под влиянием математика Петра Успенского и других. Малевич,  пораженный современными  идеями  в науке и философии, не мог больше писать по старому. Он создал новую манеру письма, основывавшуюся на передовых идеях в науке - «супрематизм», изложив в манифесте свою философию и эстетическое кредо.
Не думаю, что к этому причастна фотография. Скорее теория четырёхмерного пространства.
Концепция, идея становится становиться эстетикой  авангардного искусства. Публика приветствовала провокацию, элементы шока, оригинальность, бунт против устаревших устоев и норм.   
Революционные идеи охватили архитектуру,  музыку, театр,  хореографию, поэзию.  Серебряный век в русской поэзии является квинтэссенцией социальный изменений и революционных настроений того времени.
Музыка, как неотъемлемая часть человеческой жизни, также претерпела глобальные изменения. Такие композиторы, как Стравинский, Шёнберг, Малер, Прокофьев, Рихард Штраус и другие отказались от старых устоев и классических правил. Они предложили свои. Музыка перестала быть мелодичной и гармоничной, но всё же любители музыки с восторгом приняли новаторство молодых композиторов.
Аналогичное происходило в хореографии. Дягилев инициировал отход от классического балета. Баланчин окончательно отказался от приёмов академического танца.


Неужели  и к этому  была причастна фотография?

Незаменимую роль фотография играет  в науке. Не все могут заглянуть в окуляр электронного микроскопа. Но с помощью фотографии, все могут увидеть то, что там находится. Возможности, которые открыла фотография и, как производное фотоаппарата - видеокамера, неоценимы. Никакие описания  не могут объяснить или доказать то, что может один снимок.  Как говорится, лучше один раз увидеть, чем 1000 раз услышать.
Фотографии изменила историю, как науку, её функция в сохранении исторических моментов, незаменима.

Но самое главное то, что современная фотография давно  перешла в категорию искусства.   На сегодняшний день  этот раздел изобразительного искусства не менее значимый и  художественно ценный, чем живопись.
Но как обычно,  всё происходит наоборот, шиворот-навыворот тому, что предполагает человек.  150 лет после изобретения фотоаппарата, появился новый стиль в живописи - фотореализм. Фотореализм  это методика  копирования  фотографии до малейших деталей, до каждого волоска в гриве лошади и каждой пупырышке в кожуре лимона. Для этого снимок увеличивается до размеров холста и разбивается на множество квадратов, как бы мелкая решётка накладывается на фотографию. Каждый квадрат скрупулезно переносится на холст.  Художник работает тончайшими кисточками, мелкими мазками  переносит на холст миллиметр за миллиметром содержимое каждого квадрата. Картины в стиле фотореализма ценятся очень высоко независимо известен художник или нет.
Историки и критики затрудняются объяснить этот феномен. После всех «измов», после отрицания формы, гармонии, смысла; поворот на 180° и невероятное усилие  сделать картину максимально близкой к фотографии.
Сказать нечего. ПАРАДОКС!