Гентский алтарь, или Старое дерево

Сергей Рябцев
Когда-то давным-давно Гент был столицей всей Фландрии и являлся вторым после Парижа крупнейшим городом в Старом Свете. Впрочем, о существовании Нового к тому времени мало кто догадывался. Правда поговаривали, что жил в Испании некий итальянский мореплаватель и он якобы знал дорогу, но ему всё время не хватало денег на поездку. Увы, с путешественниками частенько такое случается. Золото конечно было, но лишь у сильных мира сего, а те в свою очередь не очень то и спешили раздавать его всякому встречному под разные сомнительные проекты.

Другое дело вложить деньги в церковь или искусство. Именно так поступил крупный торговец зерном из Гента Йодукус Вейдт, поручив художнику Хуберту ван Эйку написать алтарь для своей семейной капеллы в местном соборе Святого Бавона. Работа была трудной и много сил отняла у мастера. Увы, ему так и не суждено было увидеть алтарь во всём его великолепии. После смерти работу закончил его брат Ян ван Эйк. Шестого мая 1432 года Гентский алтарь освятили, и началась его бурная жизнь.

В XVI веке его пытались продать английской королеве, а во времена Великой французской революции часть его попала в Париж. Алтарь делили и продавали, спасали от пожаров и прятали от оккупантов и вновь похищали. Лишь в 1946 году удалось всё собрать и вернуть алтарь на родину. Сегодня "Поклонение Агнца Божьего", а именно так называется величайшее творение фламандской живописи, находится в специальной капелле собора Святого Бавона в Генте. Паломники из Старого и Нового Света постоянно пребывают сюда, что бы насладиться этим шедевром.

Увы, фото и видеосъёмка в соборе запрещены, впрочем, это даже и к лучшему, не отвлекают от возможности восхищаться работой братьев ван Эйков. Уже будучи дома, я размышлял над вопросом, а чем стал для меня этот шедевр, какие струны души моей затронуло это величайшее произведение. Так родилась история Старого дерева. История, которая не имеет конца.

Промозглым февральским днём 1412 года в одном из лесов Фландрии произошло обычное и неприметное на первый взгляд событие. Группа дровосеков во главе с мастером Якобом из гильдии плотников Гента намерилась срубить дерево для своих нужд. Выбор людей пал на самый высокий и старый в здешних местах дуб. Это был поистине великан леса. Трое взрослых мужчин могли с трудом обхватить его. Прожил он триста лет и сегодня пришло его время.

Люди не спеша окружили дерево и принялись за своё дело. Глухой стук топоров нарушил тишину спящего леса. Молчало лишь дерево. Оно давно уже не замечало всего, что происходило где-то внизу у корней. Рылись ли кабаны в поисках желудей и кореньев или многочисленные птицы устраивали свои гнёзда в его дуплах - все это никак не волновало старое дерево. И вот, когда людьми были сделаны все необходимые надрубы, и оставалось только направить падение великана в нужную сторону, произошло непредвиденное. Раздался оглушительный звук, как будто кто-то выстрелил из пушки. Это треснуло мощное тело старого дуба. В мгновение стаи испуганных ворон со всего леса поднялись в зимнее небо, и оно стало чёрным. Дерево проснулось, но лишь для того, что бы погибнуть. Как воин, смертельно раненый на поле сраженья и из последних сил тянущийся ослабевшей рукою поразить мечом или кинжалом врага своего, так и дуб не хотел уходить один в страшную неизвестность.

В тот день мастер Якоб заплатил огромную цену за своё дерево. При падении оно насмерть раздавило двух человек. Одним из них был его единственный сын - Якоб-младший. Юноше в ту пору исполнилось только шестнадцать лет.

Старый дуб распилят и пустят на доски. Через десять лет часть из них пойдёт на изготовление тридцати панелей. В дальнейшем они станут основой знаменитого Гентского алтаря "Поклонение Агнца Божьего" - величайшего шедевра фламандской живописи XV века, главной идеей которого является отпущение Сыном Господа всех грехов человечества. На обратной стороне одной из дубовых створок есть надпись сделанная рукой Яна ван Эйка: "По поручению Йордукуса Вейдта Хуберт ван Эйк, величайший из художников, начал эту работу. Его брат Ян, почти равный ему, закончил её. Шестого мая 1432 года заказчик передаёт вам эту работу. Восхищайтесь, тому, что для вас сделано".

Если внимательно приглядеться к створке, то рядом с этими строчками можно заметить ещё одно послание из прошлых веков – это еле заметное бурое пятнышко. Признаюсь, его природа мне неизвестна, могу лишь только догадываться, но очень хочется верить, что это след крови того самого дровосека.

Старое дерево не ушло в неизвестность, оно продолжает жить...

Бельгия, Гент, июль 2012 года

(Фото из личного архива)