Детские годы

Леонид Кранцевич
                "Подросток личностью не является,
                он формирующаяся личность".



      Детские воспоминания лета, остались самыми яркими и приятными. Когда думаешь о тех временах, возникающие воспоминания настолько сильные, что практически осязаешь, как пальцы ног погружаются в тёплую, пушистую пыль грунтовых дорог, по которым мы, босоногими, носились с превеликим восторгом, возможным только в детстве. Не меньший восторг и интерес вызывали и лужи, возникающие на тех же дорогах, после стремительных летних грозовых ливней, с молниями и громом, когда воздух втекал в лёгкие как мёд, насыщенный озоном и свежестью. Когда в каждом ударе молнии чувствовалось что-то такое, что-то загадочное и непонятное, от чего в душе что-то вздрагивало и всего тебя наполняло чем-то необъяснимо прекрасным...

      В моей жизни произошло много событий и приключений, без которых невозможно представить судьбу любого мальчишки. Мне не хотелось бы утомлять читающего этими воспоминаниями, хотя они и воссоздают атмосферу моего восприятия жизни, без которого весьма сложно будет понять - как я дошёл до такой вот жизни, и почему решил это описать? Поэтому перейду только к тем событиям моей жизни, которые заставили меня задуматься над тем, что со мной происходит что-то такое, чего не случается ни с кем другим. А если и случается, то в допустимых пределах.

       Мир моего детства - леса, болота и поля, которые начинались прямо за родительским двором, где жила наша семья. А самые яркие и сильные впечатления от моего детства - это наш сосновый и берёзовый лес, красота и величие которого просто завораживали моё детское воображение.

       Всё детство, до самой школы, я провёл на природе, так как в нашей деревне детского садика никогда не было. Да и нас все величали - детьми природы. Из-за указанных мной условий проживания, я в раннем детстве часто болел простудными заболеваниями, особенно плохо дело обстояло с лёгкими, переболел шесть раз воспалением.

        Жизнь в деревне была интересной. Света нет, радио тоже. Один раз в месяц привозили кинофильмы и крутили их на природе, на простом белом экране, сшитом из простыней, при этом использовали передвижной электро двигатель. И всё это происходило в 38 километрах от нашей столицы - Минска.

        Осенью вся наша семья занималась заготовками на зиму. В дубовых бочках солили капусту, огурцы и помидоры. Заготавливали по бочке грибов и яблок.

        Очень часто между шинкованной капустой помещали или целые кочаны капусты, или половинки, которые после завершения квашения были очень вкусными. Квашенная капуста, а в стать ей и огурцы, получались очень крепкими, капуста хрустела на зубах и брызгала вкуснейшим соком, солёные огурцы были очень крепкими и вкусными, и когда их ели, хруст стоял по всей квартире. Такой капусты, и таких солёных огурцов, я больше никогда не ел. О грибах в бочке мечтаю, даже сейчас, как о чём-то сказочном в моей жизни.

         Из детских воспоминаний остался в памяти чёрный ржаной хлеб, который мать пекла в нашей деревенской печке, и который я бы с превеликим удовольствием съел сейчас.

         В школу мы все, деревенские дети, ходили за девять километров и зимой, и летом.

         Время летит неумолимо. Относительно немногое из того, что осталось от моей службы - пожелтевшие фотографии, дневники и моя память.

         Возвращаясь в далекие пятидесятые годы, когда ещё были не залеченные раны войны, нужда во всём, однако наперекор, всем невзгодам, в заброшенной деревне Лядо, на свет появился Я.

         Надо же было такому случиться, что в это же время в сентябре 1953 года прозвучал первый звонок в Минском СВУ, где более 500 мальчишек, в основном сирот, детей партизан и подпольщиков, приступили к занятиям в этом училище.

         Годы шли, и вот по истечении 13 лет, я оказался в стенах этого заведения. Хотя хочу отметить, что былое не вернуть. Кому-то оно может уже не интересно. Кто-то успел остыть Душой, для других эти годы в чёрных шинелях кажутся теперь "потерянными зря в условиях тоталитаризма". Жизнь есть жизнь, но подобных людей, к счастью не так уж много. Наши ветераны-наставники отмечали, что бывал, к сожалению, в их работе и брак...

         Но что бы там ни было, мне всегда отрадно видеть, что моё родное Минское - ещё благоустроеннее, лучше. Я с гордостью говорю:"Если бы пришлось повторить свою жизнь, то в кадетку я бы всё равно пошёл, а вот насчёт остального - подумал бы".

         Я всегда с гордостью вспоминаю наших офицеров-воспитателей: Друшляка В.Ф., Тюрина А.Н., Стрижака Г.А.

         Человек без прошлого не существует. Можно это выразить и так: человек, забывший прошлое,- это всё равно, что человек без Родины. И верно сказал Расул Гамзатов: "Если кто-то выстрелит в прошлое из пистолета - будущее выстрелит в него из пушки".

         И так, в путь. Перевернем первую страницу.

         Как-то лёжа в кровати, настроение ужасней не придумаешь. Расслабился и позволил реке времени течь назад. Вспомнились детские годы. И вдруг разом, словно на тебя вылили ушат холодной воды, провалился в собственное детство, когда отяжелевшая трава ещё колышется под ветром, но в кронах нашего деревенского сада, с каждым днём заметнее и обильнее жёлтые пряди. И вдруг, поднялся сильный ветер, и на меже нашего сада закрутился в необычную воронку-вихрь, который двинулся на меня. Что дальше было, не могу вспомнить, но когда открыл глаза, услышал тихий голос бабушки-знахарки, которая говорила моей матери:
        - Слушай меня, девица милая. Будет твой сын военным. Будут его все уважать. Светлая голова дана ему. Будет он, и гореть, и тонуть, будет он и бит, но всё это его испытания за его честность и справедливость. И жену свою первую бросит, не простит он ей измену. Вторая жена будет верна ему до последних дней. Путь военного пройдёт честно, имя своё сохранит. Будет он лечить людей и скот. На эту землю он пришёл для постижения знаний. Он у тебя будет всю жизнь с книгой, с книгой в руках он и уйдёт. Стефочка, он выйдет сейчас во двор, сядет на возок и сам повезёт тебя домой. Много он увидит в своей жизни обмана, лести, но пройдёт своим путём - ища смысл жизни. Жить будет в дали от твоего дома, но вас никогда не забудет.
        - Давайте дорогие, езжайте домой!

        Мать потом рассказывала, что придя в сад, увидела меня лежащим на земле, и что самое плохое, я ничего не мог сказать, пропал дар речи, да к тому же меня всего перекосило, голову закинуло на плечо, глаза, как у бешеной собаки. Одним словом - был сын, а стало что-то. Меня срочно посадили в возок и повезли к бабушке за двенадцать километров. После проведённого ритуала надо мной, я открыл глаза и уже слышал то, о чём я только что отметил.

        И если кто-то скажет, что на нашей земле нет ведунов, не верьте этому, есть они и будут всегда, пока будет существовать наша Земля.

        Когда перешёл в восьмой класс, летом мать взяла меня в Минск, ездила продавать землянику. И надо же было случиться, что на рынке я увидел суворовца, и мне так понравилась его форма, что в своих мечтах я уже носил её. Тогда в моём представлении - кадетка была чем-то недосягаемым и недоступным, но я загорелся желанием попробовать.

        Весь год учёбы в восьмом классе, я усиленно готовился к экзаменам, метод был простой - зубрил те дисциплины, которые нужно было сдавать на вступительных экзаменах. Усиленно занимался спортом, создав в саду целый спортивный городок.

        Пугало в это время одно - на теле у меня были следы ожога, а медики сказали, что покров тела должен быть чистым, то есть без явных рубцов и наколок.

        А произошло это в шестом классе, в летнее время мы готовились к празднованию дня молодёжи. Он у нас проходил очень весело, собиралась молодёжь из всех окрестных сёл на лугу рядом с деревней Сутоки, на стыке трёх рек: Березина, Цна и Гайна. Место там живописнейшее; много кустов, сплошные затоны, а берег реки удобнейший для купания. Мы с братом Николаем готовились к этому празднику, как и все, нам нужно было сделать три бутылки со смесью "Молотова", то есть, заправить бензином, а потом сделать фитиль, вот и вся премудрость. Когда всё было готово, я зажёг спичку, что бы проверить, как будет гореть фитиль, и произошло непредвиденное - одна из бутылок воспламенилась, так как была мокрая от бензина. Произошёл взрыв, и меня охватило пламенем. Пытался потушить сам, но ничего не получилось. Начал кричать Николаю, что бы он взял одеяло и тушил меня. Николай, схватил одеяло и каким-то образом, пламя было потушено. Казалось бы, всё хорошо, но одно несчастье никогда не приходит, рядом появляется второе. На мне была рубаха с синтетики, и она вся расплавилась на моём теле, при этом сама стала моим телом. Я резко срываю её с  себя вместе с кожей на передней части тела. Получилось, что вся грудь осталась без кожного покрова, боль дикая, я бросился в холодную воду, но и там легче мне не стало. Я упал и лежал на траве, а Николай стал дуть на меня, это успокаивало, но результатом было то, что Николай упал сам в обморок. Вдобавок ко всему, мать и отец поехали в больницу, заболела сестра Алёна, а когда вернулись назад, увидели ужасную картину - я обгоревший, а Николай без сознания. Представить состояние наших родителей было невозможно, дочь лежит в больнице, а два сына умирают на их глазах. Не помню, как довезли нас в больницу, а это за двенадцать километров, но когда открыл глаза, то увидел лежащим рядом с собой Николая, а Алёна лежала в соседней палате.

        Николая выписали через неделю, а я провалялся два месяца весь в бинтах. Но как говорил хирург, приходя в палату: - Ну счастливчик, повезло тебе, лицо без единой царапины, а остальные шрамы только украшают мужчину.

        При выписывании врачи предупреждали, что бы повязки с тела не снимали до того времени, пока не заживут все обожжённые места, и возможно шрамов не будет.

        Но, увы, во дворе лето, все гуляют, веселятся, а я в этих, осточертевших бинтах. И я их снял, сказав, что так быстрее заживёт. Зажило-то быстрее, но шрамы остались, вот и пришлось страдать, а вдруг из-за этого кадетка для меня окажется закрытой. К счастью в моей жизни, на горизонте, появился дядя Петя, и он сказал: - Не переживай племяш, врачей я беру на себя, будешь ты суворовцем!