Крюк

Михаил Хворостов
Глаза раскрылись, и вместе с тем нервно заклокотал целлофановый мешок сердца. Бился он до сего момента или нет – не знаю.

Окружающий мир всем объемом навалился на меня, но я, буднично преодолев его сопротивление, сел на кровати. Ночь еще тянулась, но мое желание сна потерялось где-то в ее протяженности.

Привычная боль путешествовала по изнанке черепа, соприкасаясь с ней и вызывая болевой эффект. Боль эта вряд ли происходила из моей жизни. Скорее она вела свое начало из времени до моего рождения и конец свой полагала вне отрезка моего существования.

Истлеет в земле череп и мозг, душа куда-нибудь канет или вознесется, а боль эта ничуть из мира не убудет.

Я высунул голову в открытое окно и вдохнул темноту городской ночи.

Темнота простирающегося города была светлее черноты стекла в раме – я уже давно замазал его черной краской с обеих сторон, чтобы лишить поверхность зеркальных свойств. То же самое произошло со всеми отражающими поверхностями в квартире - с теми, от которых мне не удалось избавиться.

Так спокойней – когда единственные глаза ты носишь в собственных глазницах, и при этом сам не знаешь что же это за глаза.

Меня пугали эти странные яблоки и неясные зрачки на лицах людей – свои, чужие, нарисованные, сфотографированные. В них присутствовала неизъяснимая опасность во всех случаях.

В черные глаза можно было провалиться как в бездну, голубые - завораживали, отталкивая, серые и зеленые не соответствовали ни одному лицу, а карие… будто и вовсе не существовали, сливаясь в единую маску с лицевой физией… Мне сложно формулировать свои смутные страхи и иррациональные тревоги, я предпочитаю попросту избегать человеческих глаз, даже касаясь своих воспоминаний… Не думаю что есть нечто более лукавое и опасное чем они.

Моя жизнь протекает на чердаке, и я мог бы быть художником – пытаюсь им стать до сих пор. Посреди соседней комнаты стоит мольберт, а в остальном ее наполняют сотни листов – рваных, мятых, испачканных… в равной степени бестолковых. Сотни нарисованных лиц лишенных одной и той же части... глаз, которых я так и не сумел изобразить.

Да, у меня есть только одна мечта – нарисовать те очи, которых бы я не боялся, в которые мог бы смотреть без опасений и без необъяснимого ужаса. Те самые зеницы, которых я не знал до сих пор… Не будь у меня веры в них, то я неизбежно бы ослеп от невыносимости бытия.

Нелепый человек, пытающийся посредством юродивых художеств открыть для себя несуществующие глаза – да, это мой исчерпывающий биографический очерк.

Отвернувшись от городского пейзажа, я направился в соседнюю комнату, к громоздящимся горам не обретшей смысла бумаги.

В темноте коридора, мое внимание всегда привлекала особенная тьма справа – притом, что там ничего не было кроме стены - нечто мною всегда ощущалось. Словно пятно тьмы – это черный зрачок безмерно любопытного глаза.

Я плохо видел, но ясно почувствовал, как из тьмы вылетел стальной крюк и вошел острием в мой правый глаз.

***

Это утро или ночь? Пока я не раскрыл глаза находился в уверенности, что уже утро, а раскрыв - заподозрил, что еще ночь. Но нет – все-таки ранее утро вступило в свои права.

На мгновенье мне показалось, что мною является кто-то другой, или я сам не совсем тот, кем себе казался. Наверное, окрошка сна мутила мои новорожденные мысли, и не стоило на это обращать внимание.

Я встал, коротко посмотрел в раскрытое окно на расцветающий город, и перевел взгляд на кровать. Она лежала на ней и мерно дышала, все еще пребывая в мире снов, возможно, похожих на мои, но более спокойных. Меня умиротворяли неуловимые движения ее закрытых век, словно, я мог прочесть по ним сны и сокровенные мысли, и даже разделить их в едином переживании.

Пару минут я провел в глупом ожидании, что она хоть на мгновение проснется и мне удастся соприкоснуться своим взглядом с ее, что я вновь удивлюсь этим глазам – безграничным в глубине невыясненных смыслов. Но она лишь поморщилась во сне, и я устыдился своей навязчивости. Пусть спит, еще рано… А мне следует пока сходить в магазин.

Я оделся, собрался и непроизвольно улыбнулся в пространство коридора. Он молчаливо воспринял мою необоснованную улыбку, оставшуюся невидимым осадком в воздухе, невидимым даже для меня. Однако я нисколько не сомневался, что когда проснется она, ее взгляд тут же обнаружит улыбчивый след в пространстве… и он растает в глубине ее глаз.

Открыл и закрыл дверь, спустился на лифте, вышел из подъезда и направился через двор в направлении магазина. Людей вокруг было мало, только мне навстречу шел по своим делам один знакомый – очевидно, он брел куда-то мимо, но считал необходимым высказать мне приветствие или еще что-то.

Имя знакомого было Павел, и он никогда не снимал черных очков, во всяком случае, я его без них никогда не видел. Слепоты или иных дефектов зрения, он, похоже, не имел, и потому меня как-то напрягало его желание скрыть свои зрительные откровения. Мне недоставало человеческих слов и интонаций, чтобы понять или предположить – дружелюбен или враждебен человек. Я всегда нуждался в хотя бы беглом взгляде в его очи, какими бы они ни были.

О Павле у меня отсутствовало какое-либо определенное мнение. Невольно приходилось воображать его глаза и их содержание, но этого мало.

-Привет, - Он всегда с некоторым ехидством улыбался, когда меня видел, точно знал свое преимущество. Говорил доброжелательно, но это ведь не значило ничего - слова обманчивы.

- Здравствуй, - я кивнул.

Он прошел мимо, ничуть не сойдя с ритма.

Ведь мы с ним живем в одном дворе уже более десятилетия, даже не раз разговаривали, он рассказывал какие-то истории и факты из жизни, но они забылись просто потому, что я не мог завязать и упорядочить это множество вокруг двух зрительных точек.

Дошел, наконец, до магазина - большого супермаркета. Раздвижные двери разъехались как всегда, но при этом что то неуместное скользнуло от правой створки в моем направлении. Я не успел отряхнуться от своих дум и догадок, чтобы испугаться стального крюка, влетающего мне в глазницу и протыкающего вращающееся в недоумении глазное яблоко.

***

Громкое, настойчивое верещание дверного замка выдернуло меня из бессознательного состояния. Я лежал на полу, со странным образом опустевшей головой. Из нее вывалились все мысли, оставив внутреннее пространство лишь для одиноко блуждающей боли.

Прикоснулся пальцами к правому глазу, хотя и так было очевидно, что он видит и находится на месте.

Поднялся на ноги. Тьмы на стене исчезла– конечно, ведь уже настало утро.

Дверной замок повторил визгливый призыв.

Я, одевшись по минимуму приличия, опасливо подошел к двери, не зная, чьи глаза за ней находятся, и какое тело с душой к ним прилагаются. Глазок двери тоже был давно замазан. Отодвинув щеколду, медленно приоткрыв дверь, я вздохнул с облегчением – на пороге стоял Павел, мой знакомый. Он всегда был в черных очков, и потому только с ним я мог говорить, не ворочаясь взглядом по сторонам. Стекла, конечно, отражали предстоящий им мир, но все же это было меньшей угрозой чем откровенно обнаженные глазные яблоки.

- Привет, - Павел улыбнулся.

- Здравствуй, - я тоже подернул уголками рта, кивнул и открыл дверь шире.

Павел снял ботинки и прошел в ту комнату, где были навалены листы бумаги и стоял мольберт.

- Все рисуешь, - произнес он, слегка толкнув носком одну из бумажных гор.

- Да, единственное что могу делать.

Я никогда не говорил своему знакомому о своих сокровенных страхах, но был уверен, что он обо всем догадывается и знает. Так же и я, никогда не спрашивал его, отчего он носит черные очки, но был убежден, что дело в желание скрыть от любопытных до садизма людей свою душу.

Павел поднял один из листов, изрисованный с обеих сторон неполноценными человеческими лицами. У одной физиономии на месте глаз зияла пустота, у другой - месиво карандашных кривых.

- Друг мой, а почему тебе не нарисовать глаза в черных очках, должно же наверно получиться.

Я прошелся вдоль комнаты, задев стопой, лежащий на полу карандаш с обломанным грифелем.

- Для меня в этом нет смысла…

- Знаю, извини. Просто так бы ты мог закончить хоть один портрет.

Хм… ведь уже закончил. Я сунул руки в скопление бумаги в углу, покопался с пять минут и выудил оттуда законченный портрет. Это был портрет Павла, в черных очках, цельно законченный, но не давший мне необходимых ответов, ввиду сокрытия за чернотой глаз.

- Дарю, единственное что получилось, - протянул лист другу.

- Спасибо, - наверно он был удивлен и несколько доволен. На мгновение меня затронуло любопытство - захотелось узнать, что же пребывает за темными чертогами очков. Но это краткое побуждение, тут же задохнулось в море глубинного ужаса. Ни к чему это.

- Знаешь, друг, - продолжил Павел, - за детским садом есть аллея, ну ты ее помнишь, уверен, там в ряду скамеек, в первой половине дня часто сидит слепой, тоже в очках, может тебе на него посмотреть и изобразить портретом.

Детский сад… трудно мимо него идти… детские глаза представляют совсем иную степень опасности, к тому же это учреждение всегда навевает воспоминания.

Но я кивнул.

- Схожу. Даже прямо сейчас.

Оделся по пасмурным стандартам осени, хотя на улице вроде бы светило солнце.

Мы с другом вышли из подъезда. Павел держал под мышкой свой портрет.

- Ну, пока, увидимся позже еще, - он улыбнулся и кивнул, словно знал какие-то значимые события будущего.

- Пока, до встречи.

Я побрел вдоль двора. Приблизился к детскому саду.

Солнечный луч пронзил мне глаз, вынудив сощуриться. По этому лучу стремительно соскользнул стальной крюк, и, пробивая правый глаз, вошел в изнаночные ткани головы.

***

- Он живой? Скорую?

- Да живой, очевидно же. Зачем скорая, сейчас очнется…

- Как зачем! А вдруг что…

Я открыл глаза. Передо мной стоял мужчина, по форме – охранник, и полная женщина, скорее всего, просто посетитель супермаркета. Поморгав, я убедился - оба глаза у меня на месте и функциональны.

- Очнулся, слава Богу, все ли в порядке? – вопросила с беспокойством женщина.

Добрые глаза у нее, заботливые, но слегка помутневшие от однообразных будней.

- Да что с ним станет, молодой еще, - ухмыльнулся охранник.

Его взгляд подрагивал от раздражения – меня он уколол, и я отвел взор в сторону.

- Спасибо, все в норме, - поднялся со стула, на который меня, по всей видимости, усадили после потери сознания.

Направился к продуктовым полкам, оставляя позади пары глаз - заботливую и напряженную. Мне казалось, я увидел глаза этих людей принципиально по новому, как не видел никогда ранее. Может что-то случилось с моим зрением…

Подошел к неработающему холодильнику для напитков. За его запертой дверцей было темно. Всмотрелся в свое отражение, в свои глаза… В них мне показался изъян, неизъяснимый дефект где-то в глубине зрачков, о котором ранее не удавалось догадаться.

И, кажется, у меня не было до этого мешков под глазами. Я поднес к ним пальцы и сделал пару нажатий,  будто надеялся, что их можно раздавить как прыщи.

А какого цвета мои глаза? Долго вглядывался в отражение, но так и не смог понять определенно. Не светлые явно.

Отправился за продуктами, собрал в корзину почти все необходимое. Отчего то я невольно сторонился других покупателей и испытывал тревогу, когда они на меня поглядывали.

Корзина была полна, пора мне возвращаться в квартиру – к ней. Но…

Моя голова вдруг загорелась болью возникшего вопроса – какого цвета ее глаза?! Почему я не могу это вспомнить или я это даже никогда не знал… не замечал…

Меня охватило отчаяние. Погруженный в свои воспоминания, я не заметил метнувшийся крюк – он прошел сквозь правый глаз и углубился в начинку черепа до костяной стенки.

***

Солнце вынудило открыть глаза. Повезло мне – упал на землю с травой. Глаза на месте – всё вижу. Поднялся, отряхнулся, взял упавший лист бумаги и планшет.

Через забор за мной наблюдал ребенок и я, по невероятному допущению, взглянул в его глаза – любопытные, забавные, но есть в них какое-то пока не выраженное сочувствие ко мне и ко всему миру. Он кратко усмехнулся и убежал.

Я ведь тоже ходил некогда в этот детский сад, и началось всё там… Однажды меня встревожили глаза других детей, вызвали во мне всепоглощающий ужас, который я лишь испытывал, но ничего о нем не мог понять. С тех пор избегал смотреть людям в глаза, насколько это получалось. Только годам к 15 мне открылось, что же вызвало тот необъятный страх – глаза некоторых детей были пусты, точно они стеклянные. Я как будто прозрел тогда их судьбы до того как они свершились, и меня это потрясло до самых оснований детской сущности.

А ведь только что я смотрел в глаза ребенку и ощущал то страшное чувство лишь как прикосновение, но не как тотальную, поглощающую стихию.

Что-то со мной стало…

Прошел мимо детского сада. Показалась аллея.

Вот и упомянутый слепой, единственный кто сейчас сидит на одной скамейки из целого ряда.

Я сел напротив, и через дорогу принялся разглядывать натуру. Немного поседевший мужчина с хаотичной бородой, несколько похожий на бездомного бродягу из-за потрепанности одежды, в черных очках с округлыми стеклами. Интересно - глаза слепого отличны от очей зрячего?

Положил бумагу на планшет и принялся рисовать.

- Ты бы рядом сел, поговорили бы заодно, - произнес слепой.

Я подозрительно сощурился – такой ли уж он незрячий?

- Слепой я, слепой. Просто слышу, что твой карандаш по бумаге чирикает. Не ты такой первый.

Я сел на ту же скамейку, рядом, и молча, продолжил свое дело.

- Как думаешь, кто из нас в большей степени слеп?

Вопрос меня озадачил.

- Правильно, мы с тобой оценить не сможем, потому что ты не видишь моих глаз, а я твоих, - мужчина добро заулыбался.

- Видимо так…

Я продолжил вырисовывать его лицо. На миг мне почудилось, что черные очки на его лице препятствуют цельному отображению. Около часа длился процесс, мы молчали все это время.

Наконец портрет был готов.

- Спасибо, молодец, - сказал слепой, каким-то образом догадавшийся об окончание труда, - я по звукам твоих росчерков понял, что все готово. Позволишь посмотреть?

С некоторым сомнением, я протянул ему лист. Он принял его. Медленными движениями пальцев прошелся по своему нарисованному лицу, остановившись на очках.

- Смотри-ка... У тебя почти глаза получились, а не стекла.

Я взглянул на свой рисунок, но не заметил того о чем сказал слепой.

- Сомневаюсь…

- Я лучше свои глаза знаю, чтоб судить. Знаешь… а ты не откажешь старику? Подари мне портрет этот – повешу на стену, буду любоваться, да и дети мои с внуками пусть поглядят на дедовы глаза. Внуки то их вовсе не видели.

- Да, конечно, очень рад, что вы так оценили.

Я встал и попрощался со слепым – он доброжелательно кивнул, все еще держа портрет на коленях.

Надо бы вернуться в квартиру.

Проходя мимо детского сада, обернулся на забор – дети играли, никому не был интересен прохожий.

Дошел до двери подъезда, набрал код.

Затылком я догадался, что рассекаемый позади воздух – это летящий крюк. Он угодил в правую глазницу и достиг черепной границы. Она хрустнула и надломилась…

***

Очнулся. Лежал на полу, корзина находилась неподалеку заваленная набок. Никого рядом не было – и хорошо, что людей тревожить.

Встал. Собрал продукты в корзину и пошел на кассу.

Кассирша, пробивая товары, смотрела куда-то в стол, вымученными от работы глазами – не смог смотреть на них дольше двух секунд и тоже уткнулся взглядом в стол.

Выходя на улицу, вспомнил, что так и не знаю цвета ее глаз и теперь это стало даже важнее, чем недавно. Это хуже чем забыть ее имя или внешность -  словно я позабыл ее близкую мне душу или не знал ее вовсе.

Заспешил к дому, походу перейдя на бег. Достигнув двери подъезда, быстро понажимал на нужные кнопки… и тут меня вновь настиг крюк. Он прилетел как крючок рыболовной удочки, на который я попался своей глазницей, но я, наверно, оказался слишком тяжелым уловом и не вознесся ввысь… Стальное острие ударилось во внутреннюю сторону черепа… Костяная крышка полетела к небу, а в воздух выплеснулись багряные брызги…

***

Проснулся.

Лежал на асфальте перед дверью подъезда, рядом плашмя, но ровно, лежал планшет и стоял пакет с продуктами, точно его не уронили, но аккуратно поставили. Встав, ощупал голову со всех сторон – ни следа недавней трепанации.

И боль покинула голову - выпорхнула как птица из раскроенной клетки.

Стряхнул с себя сор и набрал повторно код. Подниматься решил по лестнице, так как знал, что между двумя этажами, на окне, лежит замызганный осколок зеркала.

Да, он был на месте. Посмотрел на свои глаза – не заметил в них того необъяснимого изъяна, что был почти только что, верно он растворился в зрачках. Положив осколок на место, вспомнил, что не рассмотрел цвет своих глаз, но, пожав плечами, подумал что это и не нужно.

Вошел в квартиру, отнес продукты на кухню. На минуту заглянул в комнату где она спала. Ее глаза раскрылись на краткие мгновения, словно выпуская через них внутреннюю радость навстречу другой, неуловимой радости, а потом сон к ней возвратился.

Я проследовал в соседнюю комнату, раскидал горы бумаги, которые мешались на пути. Сел перед мольбертом и начал рисовать. Закончил на удивление быстро. С листа бумаги на меня смотрело ее лицо, но самое главное ее глаза. Да, это первые глаза нарисованные мною и это те самые очи в которых не кроется ужас.

А ведь возможно у всех остальных людей глаза как у нее… похожие, просто несколько искаженные, замутненные, искореженные до неузнаваемости.

…Мне показалось, я жил в чужих воспоминаниях и пережил во сне чужую судьбу, чтобы сделав невероятный крюк найти ответы в ее глазах…

14.12.2014.