В предвоенном Ираке... Вавилон

Арефьев Вадим
Вавилон
От Багдада до Вавилона километров сто, наверное, будет. Может чуть больше. По крайней мере, если ехать на автобусе по прекрасной автотрассе и при этом смотреть в окно на эти расчудесные виды, то не чувствуешь ни пространства ни времени. Чего только не увидишь за окном. Экзотика. Вот промелькнула сплошняком (как у нас елки и березы) пальмовая роща, вот отдымились желто-оранжевыми факелами нефтепромыслы. Вот караван верблюдов своим загадочным путем плетется куда-то вдоль дороги. Мы едем в Вавилон. У моего соседа в руках Библия.
– Прочти, – говорит он мне и передает эту Книгу всех Книг.
«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, и земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню). Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». (Бытие, 11, 1-9)
А тем временем наш красивый комфортабельный автобус незаметно подъехал к этому самому Баб-Эл Вавилону, что в переводе означает «Врата Бога».
Я плохо знаю историю. Иногда задаю себе вопрос: «А вообще, в целом, какой-либо период древности знаю ли я хорошо?» И, увы, отвечаю сам себе, ничего-то я толком не знаю.
Тем не менее предо мной тот самый древний Вавилон. Когда-то именно здесь и была та самая башня, до небес. Как говорит наш экскурсовод – она повторяла собой шумеро-аккадские зиккураты. Я даже записываю в блокнот: каждая ступень была высотой 91, 5 метра. Всего таких ступеней было семь, включая верхнюю – сам храм, двадцать четыре на двадцать один метр. И в высоту пятнадцать метров.
Еще эту башню называли башней Этеменаки. Начали строить ее во время первого создателя закона Хаммурапи в XVIII веке д.н.э. Завершили строить при Навуходоносоре в 605 – 562 гг. д.н.э. И вот, в итоге она рухнула. Когда это случилось, точно никто не знает. В общем, мало что от нее осталось. В наше время усилиями иракских архитекторов ее пытаются восстановить. Воссоздают кладку, орнамент, барельефы и  горельефы.
Если ходить по музею, то саму башню можно увидеть. Она представлена в различных макетах.  Музей светел и чист. Всюду таблички – века указаны в основном – до нашей эры. Вот именно здесь, по представлению наших прародителей,  обитали бог Мардук, богиня Иштар. А совсем рядом с Вавилонской башней находилось седьмое чудо света – висячие сады Семирамиды. Там были огромные террасы с насыпной землей, где росли деревья и цвели цветы какой-то неземной красоты. И все это тоже было построено при Навуходоносоре в шестом веке до нашей эры для его любимой жены Семирамиды (горной голубки). Была же любовь!
Как же давно все это было. И на кого походила та горная голубка?
Мы стоим перед большими ярко-синими ультрамариновыми воротами.
– Это лазурит,- рассказывают нам, – синий цвет отгонял злых духов. Мы охотно верим.
 Ворота богини Иштар. На фоне их очень любят фотографироваться туристы. Фотографируемся и мы.
За этими воротами был огромный город, в нем жили древние люди. У них были дворцы и храмы, хижины и жилища. Там стучали молотками кузнецы, плавили золото и серебро ювелиры, арабские скакуны мчались вдаль в клубах пыли. Люди ссорились, любили, думали. В общем, жили. Именно они оставили нам великую культуру. И все это наши корни. Важно бы их почувствовать.
Власти Ирака пытаются сделать большой музей-город. При входе в него, слева – торговая лавка. Много в ней чего продают. Разные сувениры, карты древней Месопотамии, фигурки льва, попирающего женщину (кстати, сама базальтовая скульптура неподалеку), продают марки, фотоальбомы. Короче, торгуют. Мы покупаем.
– А что же тут самое древнее из того, что мы видим? – спрашиваю я у переводчика.
– Асфальт, – отвечает он. – Вот именно эта, – кивает он под ноги, – дорожка.
Надо же, оказывается мы идем по нефтяной дорожке из бесконечного прошлого.
– А как называется это дерево, похожее на наш вереск? – спрашиваю я.
– Санубр, – мгновенно отвечает переводчик.
Это потрясает. Наш переводчик, Андрей, много лет на Востоке. Похоже, он знает все. Даже вавилонскую жару он меряет каким-то особым своим градусом.
– До чего же жарко-то, – как-то сказал я ему, – А ведь ночь!
– Ну, разве это жара, – возразил Андрей. – Вот если бы вы побывали в это время на Дахлаке (это в районе Красного моря), то нынешняя погода показалась бы вам прохладой.
Далее нас ждет концерт. Он начинается совсем рядом с вавилонским музеем. Со всего мира приехали сюда артисты. Пляшут, играют и поют шведы, немцы, армяне. И все это на огромной полусферической сцене. Прямо амфитеатр, как в Греции. Уютно в этом концертном зале. Террасы сидений покрыты домоткаными половичками, точно такими же, что ткут в наших русских северных селеньях.
Хорошо пляшут шведы: мужчины в желтых штанах и черных жилетках. На белых гольфах у них красные шарики. Шведские дамы в белых колпачках и красно-белых фартуках, на боках у них сумочки. Мир да благодать на земле Вавилона. Работают световые театральные пушки. В их лучах просверкивают то красные, то зеленые летучие мыши.
– Вот ведь как все со временем меняется,- думаю я. - Когда-то здесь, по преданию, обитало божество Мардух, а ныне праздник танца и песни. Казалось бы, радуйся, Вавилон, танцуй, веселись. Ну, чего тебе еще надо?..