Основы православия. ч. 2, г. 13 продолжение

Борис Ляльченко
2. Поскольку Бог из земли сотворил тело вначале, то также может истлевшее в земле и рассыпавшееся в землю восстановить. Апостол Павел поясняет это примером посеянного зерна, которое истлеет в земле, но из которого вырастает трава или дерево. "То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет". (1Кор.15:36).

3. Воскреснут все умершие; а у тех, которые до времени общего воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные. "Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся". (1Кор.15:51,52).

4. Это случится при конце этого видимого мира, а он кончится тем, что преобразится в нетленный. "И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих". (Рим.8:21). "По обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда". (2Петр.3:13).

5. Души праведных умерших до всеобщего воскресения находятся в состоянии Божественного света, покоя и предначатия вечного блаженства, а души грешных в противоположном сему состоянии.

6. Душам праведных не приписывается полного блаженства тотчас по смерти потому, что полное воздаяние по делам предопределено получить полноценному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием. "Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое". (2Кор.5:10). По свидетельству Самого Иисуса Христа, говорящего в притче, что праведный Лазарь тотчас по смерти несен был на лоно Авраамово. (См.Луки16:22).

7. Должно заметить, что душам, умершим с верою, но не успевшим принести плодов, достойных покаяния, к достижению блаженного воскресения могут вспомоществовать приносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовых и благотворения, верою совершаемые в память их.

8. Так учит постоянное предание Вселенской Церкви, начала которого видны еще с Ветхозаветной Церкви. Иуда Маккавей принес жертву за умерших воинов. (2Макк.12:43). Молитва за усопших всегда есть непременная часть Божественной Литургии, начиная от Лииургии Апостола Иакова. Святый Кирилл Иерусалимский говорит: "превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как святая предлежит и страшная жертва". (Тайновод.проч.5,гл.9).

9. Святый Василий в молитвах Пятьдесятницы говорит, что Господь сподобляет принимать от нас молитвенные умилостивления и жертвы, "о иже во аде держимых, с надеждою для них мира, ослабления и свободы".



Глава 14. О двенадцатой истине.


1. Жизнь будущего века - жизнь, которая будет после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова.

2. Для верующих, любящих Бога и делающих добро, сия жизнь будет столь блаженная, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем. "Еще не открылось, что будем". (1Иоан.3:2). "Знаю человека во Христе", говорит Апостол Павел, "что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать". (2Кор.12:2,4).

3. Такое блаженство произойдет от созерцания Бога в свете и славе, и от соединения с Ним. "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан". (1Кор.13:12).

4. Тело также будет участвовать в блаженстве души и будет прославлено светом Божиим, подобно как тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе. "Сеется в уничижении, восстает в славе". (1Кор.15:43). "Как мы носили образ перстного (то-есть Адама), будем носить и образ небесного (то-есть Господа нашего Иисуса Христоса)". (1Кор.15:49).

5. По мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах, будут разные степени блаженства "Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых". (1Кор.15:41,42).

6. Неверующие и беззаконники будут преданы вечной смерти, или иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволами. "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его". (Матф.25:41). "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную". (Матф.25:46).

7. Так строго поступлено будет с грешниками не потому, что Бог хотел бы их погибели, но они сами "со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения". (2Сол.2:10), то-есть по своей нераскаянности.

8. К сожалению, существуют такие ожесточенные души, которые не раскаются при лицезрении Суда Господня, ибо были же люди отвергшие и распявшие Христа, хотя и видели Его чудеса и добродетели: "а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего". (Иоан.15:24).

9. Мучения нераскаянных грешников будут состоять преимущественно в мучениях бессильной злобы, согласно слову Христову: "там будет плач и скрежет зубов" (Матф.13:42), а зубовный скрежет в Писании обозначает именно бессильную злобу (Псал.34:16;36:12;Деян.7:54).

10. Одинадцатая и двенадцатая истины Символа веры близки по содержанию к седьмой: там суть представлена, как предмет веры, а здесь как предмет радостной надежды христианина, со словом "чаю", то-есть ожидаю. Так заканчивается и книга Нового Завета словами тайнозрителя Апостола Иоанна: "Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Апок.22:20).

11. Однако, большинство людей стараются не думать о смерти, и Суд Христов называют Страшным Судом. Одни по привязанности к земле и равнодушию к вере, другие, более богобоязненные, по сознанию своей греховности.

12. Человек, вполне достойный звания христианина, с радостным нетерпением ожидает второго пришествия Христова, как Св. Апостолы и Св. Мученики, утешавшие себя этими мыслями не только в Новом Завете, но и в Ветхом, как братия мученики Маккавеи.

13. Размышления о смерти, о воскресении, о последнем суде, о вечном блаженстве и о вечном мучении помогают нам воздерживаться от грехов и отрешаться от пристрастия к земным вещам; утешают в лишении земных благ; побуждают содержать в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности, и таким образом достигать вечного спасения.

   "Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь". (Сир.7:39).




Часть 3. Таинства.



Глава 1. Об основных таинствах.


1. Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или что то же спасительная сила Божия.