Литературный жанр холостяцкая проза

Владимир Афанасьев 2
Мысли одинокого человека - то самое зеркало отражающее мир, коим и должно являться настоящее искусство.

Ведя речь о холостяцкой прозе, я  не  имею ввиду обязательно семейный статус авторов. Временами всякий человек остаются в одиночестве. "Холостой", в более широком значении данного понятия, значит – "отдельный".
Речь о том, что подлинно одинокие люди записывающие свои мысли, оказывают миру неоценимую услугу – позволяя остальным взглянуть на себя со стороны, в отраженьи отделенного от всех разума.
 
Эти произведения всегда востребованы. И, какими бы они ни были по форме и мастерству, их прочтут и запомнят.   
К таковым, например, можно отнести "Театральный роман" Булгакова и большую часть монологов Жванецкого….

Достойным продолжателем славной литературной традиции является Олег Владимирович Макоша – один из немногих ЕЖЕДНЕВНО комментируемых авторов «Прозы ру».
Я даже склонен считать, что он – родоначальник «холостяцкой прозы», как отдельного литературного жанра.
Зеркало его миниатюр отражает наше бытие без всяких искажений, во всех и наготе, и величии.

Проза же других, известных мне, литературных холостяков всегда несет на себе патоку интеллигентской жажды поменять мир,  т.е. – все же вступить с миром в прямой контакт, через последующие свои произведения.


Расскажу о двух уроках, которые уже успел вынести из того, что последние полгода разглядываю себя в зеркале Макошиных миниатюр.

Урок первый:
 
Оказывается, все люди одинаковые. В том смысле, что нет духовных и интеллектуальных особенностей предопределяющих социальное положение человека.
Макоша не разделяет людей на касты. Его герои – забулдыги и литературоведы, бизнесмены и одинокие матери (так же, и одинокие отцы), «прекрасные незнакомки» и алкоголички, бомжи, тещи, любители кошек… В общем – все современное общество!

И вот, что интересно – оказывается, все мы одинаково думаем, одному радуемся, об одном страдаем, где бы кто не находился – со стаканом портвейна за гаражами или в гламурной тусовке на какой-нибудь презентации,  на помойке или в библиотеке…
Нет, я конечно все это знал и раньше, но до души оно, как-то не доходило.
Все равно, делил людей на категории и очень удивлялся, когда попав из одного социального слоя в другой, не обнаруживал ничего для себя нового.

Урок второй:

Неожиданно для себя, я открыл значение «третьего пророчества о перестройке». Так я называю один из пророческих фильмов, помогших нам пережить смутное время.

Поясню.
Всем известно, что искусство имеет свойство предвосхищать грядущие события. Во времена перемен это становится особенно очевидным.
Разумеется, такое провидение нельзя сравнивать с религиозными откровениями духоносных людей, но и от балаганного угадывания будущего (бесчисленными мошенниками любых смутных лет) эти пророчества тоже далеки.
Наиболее подходящим их определением будет – предчувствие грядущих событий, выраженное языком искусства.

Первым пророчеством была телепостановка сказки Вадима Коростылева «Про Ивана не великана». Очень уж своевременным оказался момент ее появления. Еще ни что не предвещало кризиса, но зрителям как-то особенно запомнилась эта философская притча, учащая, что при смене государственного строя самое главное - остаться человеком.

Второе пророчество - детская фантастическая комедия «Гостья из будущего». Абсолютное художественное обобщение лихих 90-х. С их братками – космическими пиратами, бесовско-инопланетянскими перевоплощениями, увлечением всякими там НЛО и т.п., и т.п., и т.п…
Удивительно здесь то, что данное обобщение появилось не после 90-х, а перед ними.
Пророчество всех научило тому, что в сложных обстоятельсквах следует думать о будущем – о НЕПРЕМЕННО прекрасном далёке.

Третьим пророчеством явился фильм «Сталкер». До сих пор не всеми понятый, но, безусловно, воспринимаемый, как пророчество чего-то.
Слишком банальной мне всегда казалась содержащаяся там мысль, что счастье человек может найти без стремления к исполнению сокровенных желаний. И я не мог понять, какое же более глубокое послание зашифровано в этой работе.
Однако, так было, пока я не наткнулся на миниатюру Макоши о Стивене Кинге.

Начинает он ее последними словами Сталкера, что проблема людей его мира состоит в том, что они хотят оплаты любого движения своей души…  Герои Стругацких – Тарковского стремились в комнату исполнения сокровенных желаний. Макоша же увидел в том причину, от чего люди пишут книги…
Но, стоп! Почему именно Стивен Кинг?

Пазл сложился.
Именно, рассуждая о творчестве Кинга, Макоша «отразил» эти слова Стругацких.
 
Конечно же! Писателем в фильме был, именно, Стивен Кинг:
«Напишешь мерзость – будут есть мерзость…»,  «Хотел изменить мир, а изменили меня…», «Нет, Большой Змей, плохо ты в людях разбираешься, если таких, как я, в зону водишь…», «Не пойду я в твою комнату, уж лучше  я тихо сопьюсь на своей вилле…».
Кто же еще, не найдя чего-то сверхординарного в обычном мире, где треугольник АВС равен треугольнику А\ В\ С\, мог отправиться за чудесами в зону, но не решился войти в комнату, чтобы не обрушить на мир реализацию своих сокровенных желаний (кто знаком с творчеством Кинга, может себе это представить...).

Вот, теперь я осознал, что мысль о счастьи в обыденности - не такая уж и банальная.

Поразительно, фильм появился, когда Кинг только начал активно публиковаться. А уж при написании сценария, вероятно, никто о нем еще и не знал. Но как точно угадан авторами, скоро войдущий в литературу, писатель! И - его взаимоотношения с людьми (с его читателями, «одевшими» на себя все эти образы).
Герой фильма оказался среди своих персонажей, в своем мире (не зря зона его пропустила).

Фильм открыл главную ошибку творчества Стивена Кинга, так влияющего на сегодняшнее бытие:
Дочь Сталкера – больной ребенок со сверхспособностями (типичный кинговских персонаж) вовсе не интересуется его взрослым миром. У нее своя жизнь и свое будущее. И думает она о нормальной жизни, о любви в мире, где треугольник АВС равен треугольнику А/В/С/.
Таков урок третьего пророчества: Тяжелые времена надо переживать не ради дальнейшей реализации потенциала своей личности, а ради нового поколения. Будущее принадлежит детям. В этом и состоит счастье обыденности.

Настоящее пророчество от ненастоящего тем и отличается, что содержит в себе некое послание, рекомендацию, как преодолеть грядущие потрясения.

Итак:
- Первое пророчество о перестройке научило нас, с чем войти во времена перемен.
- Второе – как их перетерпеть.
- Третье – как из зоны этих перемен выйти.

Вот это урок – так урок!!!

Все читайте Макошу, пока он еще не понял, что не одинок.