Ванюша и колдун Болтун. Сказка

Вадим Сыван
                ВАНЮША И КОЛДУН БОЛТУН

        Жили-были, чай с мёдом пили, веселились, не грустили Дед и Баба. И был у них сынок-дурачок. Вот и сказке – конец. Кто понял – молодец! А кто ничего не понял, пусть слушает всю сказку целиком. Только, чур, не перебивать! А кто перебьёт, тот в угол слушать пойдёт. Видишь, в углу уже стоит много перебивальщиков: теперь они молчат и внимательно слушают. Потому что, поумнели. Потому что, с пятого раза поняли сказку. В конце сказки они будут свободны и начнут заниматься своими делами и помогать своим родителям.
        В одной деревне жили-были Дед и Баба. Они были работящими, и всё у них в доме было хорошо и ладно. Вот только, сынок их Ванюша, которого некоторые люди в деревне называли дурачком, порой их огорчал, потому что не любил он ничего делать по хозяйству: не помогал своим старикам, да и учиться ему не нравилось. А ведь было ему уже целых семнадцать лет. Или сто лет. Не важно! Важно то, что он, будучи уже взрослым, был лентяем, каких в этой деревне давно не видывали.
        Ванюша был не обыкновенным лентяем, а необыкновенным. Вот, не захотел он много лет учиться в школе, и выучил все уроки за один год, и теперь отдыхает: бегает по деревне с мальчишками да парнями, озорничает. Ванюшин голос на другом конце деревни слышно. Одно лишь дело Ванюша делал хорошо – это разводил голубей, которых у него было тридцать три, и среди них – ни одного одинакового. Он любил голубей, а они любили Ванюшу.
        Как-то Деду понадобились свободные сайты и файлы, и он пошёл за ними в лес. Он частенько собирал там удалённые людьми из своих компьютеров сайты и файлы, которые оседали именно в этом лесу на одной из полян. Сайты и файлы Дед приспосабливал по хозяйству. Насобирал Дед полкорзинки сайтов и файлов, и уже собрался идти домой, как вдруг услышал за своей спиной тихий шёпот. Замер Дед, будто его заколдовали:
                Я – колдун – большой Болтун…
                Ой! Большой колдун Болтун.
                У меня двенадцать ног,
                Чтоб догнать воришек смог;
                У меня двенадцать рук,
                Охранять чтоб всё вокруг.
                Кто моё вдруг что возьмёт,
                Просто так тот не уйдёт.
        Хотел Дед двинуться, но на его пути встал незнакомый старик с длинной зелёной бородой. Старик был одет в маскхалат, как у разведчиков, а на его плече сидел чёрный ворон с розовым клювом. Старик нахмурил зелёные густые брови и грозно молвит:
        – Ты почто это, Дед, мои сайты и файлы без спросу взял?
        – Дык, я же не знал, что они твои. Я думал – ничейные они, потому как – удалённые.
        – Как это – ничейные?! Я им хозяин.
        – Дык, откуда ж я это мог знать. На них не написано. А ты, вообще, кто таков будешь? Я в окрестных деревнях почти всех стариков знаю, но про тебя не слышал что-то.
        – Я – колдун Болтун. Мой учитель меня так назвал. В этом лесу я недавно поселился, но теперь здесь всё моё: и ягоды, и грибы, и орехи, и дрова, и ёлки, и зверьё, и сайты с файлами. Я заплатил кому надо за весь лес аж тысячу рублей и ещё сто одиннадцать. У меня и документ какой нужно имеется от кого надо. Вот так-то, Дед. А ты теперь, за то, что взял без спросу чужое, то есть – моё, будешь на меня целый год работать. Помощник мне нужен по хозяйству. И спорить со мной – бессмысленно!
        – Не могу я, мил человек, на тебя целый год работать. Жена у меня старенькая – не справится по хозяйству без меня дома. А сынок Ванюша ничего по дому делать не хочет. Пропадут они без меня.
        – Говоришь, сын у тебя – лентяй? Это хорошо! А ты приведи его ко мне. Через год я его тебе верну. За год он многому чему у меня научится. И даже колдовать немножко.
        – Дык, не захочет он идти со мной в лес-то. Лень ему, – пытался как-то хитрить Дед, – а я на себе его не уволоку, он же не маленький уже.
        – Понятно. Вот тебе – колючка-вонючка. Подложи сынку её под мягкое место, он уколется и заснёт тут же. Ты его погрузи на телегу или в машину, и подвези к лесу. Свистнешь громко три раза вот такую свистелку: «Фи-фи, фи-фи-фи, фи, фи-фи-фи-фи, фи-фи», что означает: «Спартак» – чемпион по нырянию в бетон». Как увидишь этого ворона, так и уезжай к себе домой. Всё с твоим сыном будет хорошо. А ровно через год вернёшься к лесу, свистнешь опять три раза эту же свистелку. Там и увидишься с сыном. Но не вздумай меня обманывать. Если Ванюши сегодня к вечеру не будет, то сгорит случайно твой дом и всё твоё хозяйство. Понял, Дед?
        – Как не понять, колдун Болтун! А ты Ванюшу-то хорошему обучишь или всяким гадостям?
        – И тому, и другому… Как без гадостей жить? Я же – колдун Болтун, а не добрый волшебник.
        – Эх! Скучать мы будем сильно по сынку нашему Ванюше…
        – Не будете. Я сделаю так, что вы его с Бабой редко вспоминать будете.
        Когда Дед и колдун Болтун попрощались, то в руке у Деда оказалась вовсе не колючка-вонючка, а кусочек ваты.
        …Придя домой, Дед рассказал о случившемся с ним Бабе. Та заохала и запричитала: «Как же мы отпустим Ванюшу на целый год к неизвестному человеку, да ещё и колдуну? Может, обмануть его как-то?» На что Дед сказал: «А как бы мы его отпустили учиться на несколько лет в академию учиться?.. То-то!..» Когда Ванюша стал садиться за стол ужинать, то Дед незаметно подложил на стул ватку, которая тут же превратилась в колючку-вонючку. Ванюша только лишь присел на неё, как тут же и заснул.
        Погрузил Дед своего сына в джип, и поехал к лесу. Там, положив сына на траву, он три раза громко просвистел «Спартак» – чемпион по нырянию в бетон». Не успел стихнуть третий свист, как из леса вылетел чёрный ворон с розовым клювом… Как ворон тащил Ванюшу в лес, этого Дед не видел, так как уже уехал, а стёкла его машины оказались заляпаны грязью, хотя уже много дней не было дождя.
        Дед и Баба и вправду редко вспоминали своего сынка Ванюшу. Колдун Болтун что-то этакое наколдовал всё-таки. Всем своим соседям они говорили, что их сын уехал на целый год учиться и вернётся следующим летом. А Бабе Дед наказал не забывать по утрам отрывать листки календаря, чтобы не прозевать тот день, когда нужно было забрать сына от колдуна.
        Быстро ли, медленно ли, но минул ровно год. Дед доехал до леса на своём джипе, успел просвистеть лишь один раз нужную свистелку, как вдруг к нему из леса подлетел белый голубь с синим клювом и начал ворковать. Прислушался Дед и расслышал речь человеческую:
        – Здравствуй, отец! У меня очень мало времени. Колдун Болтун устроит тебе испытания. Какие –  я и сам пока точно не знаю. Но тебе надо будет узнать меня среди других совершенно одинаковых или зверей, или вещей. А ты следи за мухой. Как увидишь муху с правой стороны, то это и буду я. Улетаю, как бы колдун не прознал, что я тебе подсказал.
        Голубь улетел в лес, а Дед вновь просвистел трижды свистелку. Из лесу к нему подлетел чёрный ворон с розовым клювом, который прокаркал, склонив голову и косясь на Деда:
        – Ты почему, просвистев один раз, остановился?
        – Дык, мальчишек увидел, отогнал их… Вон, они – по полю идут в деревню…
        – Не люблю я мальчишек!.. Ладно! Следуй за мной, да не отставай!
        Пришёл Дед на ту же поляну, где встретил год назад колдуна. За год у колдуна борода отросла ещё длиннее и стала салатового цвета. Колдун сидел в том же маскхалате на пне, который был красиво обработан. Трон – да и только! Ворон опустился на плечо колдуна Болтуна.
        – Не забыл, Дед, эту дату? Я всё надеялся, что вы с Бабой забудете, и явишься не в тот день, и тогда твой сын остался бы у меня ещё на год. Очень уж понравился мне твой сынок Ванюша! Мастер на все руки он у тебя. Вот и этот трон он смастерил. Жалко мне с ним расставаться! Ты ведь теперь сына своего и не узнаешь.
        – Как же это мне своего родного Ванюшу не узнать?! – удивился Дед. – Сын всё-таки, кровь родная!..
        – Ну, вот мы и поглядим, как ты узнаешь. Устрою я тебе три испытания: коли узнаешь сына, то и пойдёте с ним себе спокойно домой. Коли не узнаешь – он на год ещё останется у меня помогать по хозяйству. Согласен?
        – Как не согласиться?! Только скажи, зачем тебе эти испытания?
        – Да скучно мне. Испытания хоть как-то разнообразят мою жизнь.
        – Так купил бы себе телевизор и смотрел бы мультики или соревнования, а хоть и рекламу.
        – Не хочу я проводить в лес электрический ток, чтобы не обнаружили меня раньше времени, да и пожара чтоб не было.
        – А зачем тебе, колдун Болтун, сайты и файлы нужны, если тока у тебя всё равно нет?
        – Да ни зачем. Мои они, и всё! А я своего запросто так никому не отдаю. Ну что, приступим к испытаниям, Дед?
        – Давай, приступим! Деваться всё равно некуда.
        – Верно говоришь! Деваться тебе некуда… Дед, за твоей спиной стоят двенадцать совершенно одинаковых быков. Найди среди них своего сына Ванюшу.
        Дед обернулся, и увидел стоящих в ряд двенадцать совершенно одинаковых быков: даже пятнышки на шкурах у них были одинаковые, даже переступали с ноги на ногу они одновременно, и если один замычал, то и все остальные в это же время замычали. Как тут найти сына? Надев очки, присмотрелся дед повнимательнее, и у одного быка на правой передней ноге заметил муху. Дед сразу виду не подал, что узнал сына, а осмотрел всех остальных быков. Муха за это время успела улететь.
        – Ну, и где же твой бычок? Который из них твой сынок?
        – Вот мой сын – седьмой слева.
        – Хм!.. Это ты случайно угадал… Ладно, устрою я второе испытание. А ты, Воронушка, внимательно смотри: нет ли тут какого подвоха. Сам-то я люблю подвохи делать, но вдруг и Дед тоже любит… А сейчас, Дед, за твоей спиной стоят двенадцать собачек. Найди среди них Ванюшу.
        Дед обернулся и увидел стоящих в ряд двенадцать совершенно одинаковых здоровущих псов, из пасти которых свисали одинаковой длины слюни, и задние их лапы одновременно рыли землю. Страшно к ним подойти близко!.. Но Дед громко приказал: «Цыть, шавки!», и все собаки застыли как по команде. А Дед внимательно осмотрел собак, и у одной, десятой по счёту слева, заприметил на правой передней лапе муху. Осмотрев всех собак, Дед почесал затылок, и сказал колдуну Болтуну:
        – Мой сын Ванюша – третий справа.
        – Точно?.. Ты в этом уверен? – стал запутывать Деда колдун Болтун.
        – Уверен. Кровь родную как не узнаешь.
        – Хм!.. И тут ты угадал… Кровь, говоришь?.. Воронушка мой верный, а ты ничего такого подозрительного не заприметил?
        – Всё было честно, кроме одного: когда Дед заканчивал осматривать псов, то от одного из них отлетела муха. Но я забыл – от какого… Может, это и случайность, хозяин, а может, и не случайность.
        Усмехнулся колдун Болтун, и хлопнул сильно в ладони. Тут же все мухи и комары, которые были в это время на поляне, со стуком попадали на землю. С ветки слетел белый голубь и начал их клевать, и ворон к нему присоединился!
        – А вот теперь, Дед, за твоей спиной стоят двенадцать автомобилей. Который из них – твой сынок Ванюша? Тут уже кровь не учуешь – они бензином одинаково пахнут…
        Обернулся Дед. Странно было ему увидеть в густом лесу столько красивых сверкающих новых автомобилей. Они были совершенно одинаковы. Стал Дед внимательно их разглядывать. Уже у первого автомобиля он заметил на правом колесе раздавленную муху… Но и на следующей машине тоже была раздавленная муха… Дед осмотрел все двенадцать автомобилей, но все они ничем не отличались друг от друга – ни капелькой, ни полкапелькой.
        В это время на поляну залетела пчела и нырнула под первую машину. Дед уже собрался было сказать, что его сын – это первая машина, но тут чёрный ворон ринулся за пчелой, только та уже нырнула под вторую машину… Дед смекнул, что нужно подождать, чем закончится эта погоня… Когда пчела вылетала из под третьей машины, то на неё налетел белый голубь с синим клювом и проглотил. Голубь отлетел на свою ветку, где сидел раньше, и остался там сидеть. Понял Дед, где его сын, но виду не подал. Он ещё некоторое время походил возле машин, делая недоумённый вид. Колдуну надоело ждать, и он спросил:
        – Ты долго ещё будешь искать? Даю тебе пять минут. Мне своими важными делами надо заниматься.
        – А можно, я потрогаю капоты рукой? – решил схитрить Дед.
        – Можно их даже полизать, – рассмеялся колдун Болтун, радуясь, что Дед не может найти сына.
        Дед стал по очереди прикладывать руку ко всем двенадцати машинам и будто бы прислушиваться к чему-то. А потом вернулся к третьей машине слева, и уверенно сказал:
        – Здравствуй, Ванюша! Вот мы и встретились!
        – Мда!.. Ты опять прав, Дед! Придётся вас отпустить… Слушай, Дед, а тебе нужны новые сайты и файлы? Можешь взять, какие понравятся, – глаза у колдуна хитро заблестели.
        – Нет уж! Не нужны мне больше чужие сайты и файлы. Мне мой сын нужен.
        – Дед, а может, тебе дрова нужны?.. Слушай, а у меня тут на поляне ещё и драйверы есть для разных компьютерных программ… Возьмёшь?
        – Нет, нет, нет!.. Больше я ничего чужого не возьму.
        – Жаль! Жаль мне расставаться с таким хорошим помощником. Но я своё слово держу! Всё же мне интересно, как тебе удалось узнать все три раза своего сына?
        – А это пусть останется тайной, колдун Болтун! У каждого человека должна быть своя тайна.
        – Тут ты прав! У меня много тайн… Эх, надо было мне не автомобили, а роботов выставить… Поторопился я… Ну, идите себе домой! До свиданья Ванюша!
        При этих словах белый голубь с синим клювом превратился в человека. Ветка, на которой сидел до этого голубь, не выдержала человеческой тяжести, и обломилась. Ванюша шлёпнулся на землю. Потирая ушибленное мягкое место, Ванюша вскочил и бросился к Деду:
        – Здравствуй, отец! Пойдём домой, я очень хочу увидеть  матушку!
        Они обнялись, а колдун при этом даже прослезился. Дед с Ванюшей ушли с поляны, а колдун Болтун погрозил пальцем ворону: «Что-то ты при испытании прозевал, Воронушка. В следующий раз будь внимательнее!»
        …И стали Дед, Баба и Ванюша жить-поживать, да добра наживать. Ванюша отныне всегда помогает старикам по хозяйству, и его никто уже в деревне не обзывает дурачком. Наоборот, к нему люди часто приходят за советами. И вы приходите, если нужно будет.
        Вот только в какой это деревне  всё произошло, я уже не помню, так как меня в голову клюнул какой-то чёрный ворон с розовым клювом, после чего я и забыл название этой деревни. Вот как бывает иногда…

                13.12.2014

                * * * * * * * * * * * *

        Эту сказку недавно сочинил мой внук Голованов Гриша, 5,5 лет от роду. Мне довелось сидеть с внуками, пока их мама ездила на концерт, а их папа был на работе. Укладываясь спать, Гриша спросил у меня:
        – Дедушка, а ты не сочинял больше новую сказку про гномиков?
        Я ответил, что пока больше не сочинял.
        – А я сочинил сказку. Только, не про гномиков, а другую.
        – Ну, расскажи. А мы с Ромой послушаем тебя.
        И внук начал рассказывать. После первых двух строчек он замолк, а я рассмеялся, но Гриша, строго подняв указательный палец, сказал:
        – Ты не перебивай меня, а всё запомни, и потом напечатаешь.
        И внук продолжил рассказывать… Лишь в одном месте его перебил младший брат Рома:
        – Гриша, этого не было в прошлый раз.
        Гриша ответил: «Не было… Но я додумал уже. И ты тоже не перебивай меня. А то будешь слушать в углу».
        Когда он закончил рассказывать сказку, то я поинтересовался, неужели это он сам всё сочинил, и взрослые ему не помогали? На что Гриша ответил:
        – Да, это я сам всё сочинил. Мы с Ромой купались в ванной, и я решил придумать сказку.
        – Правда, правда, дедушка! Это Гриша её придумал. Я сам слышал, – подтвердил четырёхлетний Рома.
        – Гриша, а можно я твою сказку напечатаю и размещу на своей страничке в интернете? И напишу, что её сочинил ты.
        – Можно! – довольно рассмеялся Гриша. – Я как раз хотел тебя об этом попросить. А то я сочиняю сказки, а они не записываются.
        – Так я же не знал, что ты тоже сочиняешь сказки. Ты раньше только помогал мне сочинять в некоторых местах.
        – Гриша вседга сочиняет смешные сказки, – сказал серьёзный Рома, который всегда произносит слово «всегда» как «вседга».
        – Я раньше сочинял маленькие сказки, а теперь большую сделал… Дедушка, ты всю сказку запомнил? Ничего не забудешь напечатать?
        – Постараюсь не забыть.
        – И картинку какую-нибудь колдунскую найди…
        Но я всё же забыл некоторые смешные подробности. И сам Гриша их уже забыл. Если вспомнятся, то мы их вставим в текст. Признаюсь, что мне при печатании осталось лишь слегка литературно подкорректировать сказку, оставив само повествование таким, каким я услышал от внука. Да пришлось изменить имя колдуна Болтуна, потому что первоначально придуманное Гришей имя было не совсем красивым, и в связи с этим убрать из сказки места, где колдун при разговоре издавал странные звуки.