Каин Байрона от Кота Романа

Алексей Горшков
«КАИН» Лорда Джорджа Байрона (Мистерия), 1821
от Кота Романа-Шекспиромана, 2014

Пред нами местность вблизи Рая.
Где точно, право же, не знаю.
Всё «население» Земли: Адам и Ева,
их дети: Каин и Авель, Ада и Селла,
и дети дочерей от их же сыновей
к Всевышнему шлют мольбы об участи своей.
Окончена молитва, все перешли к дневным трудам,
лишь Каин с Адой почему-то задержались там.

Тут перед ними появился Люцифер,
властитель всех подземных и небесных сфер,
и предложил им во Времени с Пространством прогуляться:
«Тогда, ребята, вы поймёте, что значит «Удивляться»,
Ребят, конечно, сполна он удивил,
когда им бесконечность Времени с Пространством предъявил.
Неисчислимое число планет «ребята» увидали,
о том, что жизнь на них прекрасна, с удивлением узнали.
Узнали и о том, что на Земле когда-то существа иные жили,
которые их разумом неимоверно превосходили.
Ошеломленный Каин просит тайну смерти им открыть.
А Люцифер сказал: «Не в силах ты пока ещё это постичь,
уразумей лишь, что смерть — это Врата».
«Врата? Тогда куда эти Врата?»
Ответил Люцифер: «Об этом не могу тебе сказать.
Смерть — лишь Преддверие. Об этом надо знать»,
И Каин понял, что перед ним Властитель, Богу мощью равный,
И он спросил: «Ты — не орудие Божие, раз ты Богу равный?»
А Сатана взревел: «Он победитель, но не владыка мой!
Не прекратится никогда нещадная борьба, великий бой!»
А на прощание Люцифер  совет им дал:
«Плод с древа знаний дал вам один лишь добрый дар -
способность мыслить и разумом своим достойно жить,
а не безвольно, слепо, раболепно Богу вашему служить.
Наперекор всему терпи и мысли собственные развивай,
духовный мир свой внутренний ты создавай,
сломи в себе, что не легко, ты естество земное
и знай, что миром правит духовное начало, что совсем иное,
Бессмертен Дух и смертен ваш земной удел,
пока ты жив, - готовь себя  к бессмертию, для новых дел».

Вернувшись к близким, Каин за работой их застаёт -
жертв приношений час уж настаёт,
а жертва Богу — смиренье означает,
но жить так дальше Каин не желает,
что возмущение семейства вызывает.
Авель приносит в жертву агнца. Кровь.
И спор меж братьями тут вспыхнул вновь.
Авель твердит: «Мне моей жизни Бог дороже!»
Каин: «Я осужу тебя гораздо строже!
Младенца Агнца ты убил своим ножом,
и снова кровь невинного прольёшь потом!
Слепец! Не можешь жить умом своим,
готов так жить, чтобы тобою правил Господин!»
Каин гневом ослеплён, что делает — не знает,
и головнёй горящей в висок он брата поражает.

И Каин изгнан из семейства. С ним уходит жена Ада,
чтоб вместе разделить столь тяжкий грех и муки ада.
Но дух сомнения, вопрошания в душе его живёт,
 к познанию та'инства мира он его зовёт...

Так пьесу Байрон завершает,
как будто гений автора нам завещает,
что смертный грех, который Каин совершил,
мистерию сию отнюдь не завершил,
волнующее таинство непримиримости сознанья
и души, он нам оставил в назиданье....

26.03.2014