XX

Игорь Штоль
Свои последние экзамены мы сдали раньше обычного и еще целый месяц занимались подготовкой к «Большой Показухе» – так Мастер называл обязательные показательные выступления лучших выпускников, на которые по традиции мог прийти каждый желающий, а желали практически все жители Столицы от мала до велика, и не только одной Столицы. А так как мы были некромантами, да еще и парой, то попадали в список выступающих. Нам предстояло поднять два больших погоста, сохраняемых и пополняемых как раз для «Большой Показухи», показать свое умение в манипуляции Нежитью, устроив бой одной большой группы Восставших против другой и под конец упокоить «победителей» за 10 секунд. Ах да! Совсем забыл упомянуть об одной маленькой, пустячной, ерундовой такой мелочи – все это мы должны были сделать без защиты, то есть – никаких силовых клеток. Всё это представление разработал сам Архимаг. Видимо, Эйвену было интересно, сможет ли пара Сайреса повторить то, что когда-то сделала его пара. Так сказал нам Наставник, который гонял нас, как никогда – шутка ли упокоить погост за десять секунд! Мы старались изо всех сил, но никак не могли это сделать, пока Мастер не сказал нам:
––Хватит дергать мертвяков туда-сюда. По классической схеме это невозможно. Значит, пара  Эйвена нашла иной способ.  А то, что нашли одни – найдут и другие.
Мы  принялись искать, используя весь возможный потенциал пары. И через неделю, когда на сон мы тратили не больше трех (а то и меньше) часов и уже мало чем отличались от своих «подопечных», Муэри вдруг ударила себя по лбу и закричала:
––Вот же оно! Какие мы с тобой идиоты! – и ткнула пальцем в  один из справочников, которыми был завален не только весь стол, но и пол вокруг него тоже. 
Я быстро подошел к ней, и с первого взгляда на цифру, казалось бы, никаким образом не связанную с поставленной задачей, мне сразу стало ясно, как пара Эйвена смогла сделать казалось бы невозможное. Однако, таким способом упокоить погост могла только пара, вот почему в учебниках о нем не было ни слова. Если вкратце, то вся суть сводилась к тому, чтобы запустить все процессы упокоения одновременно, а не один за другим. Но чем дольше я смотрел в справочник, тем больше одна назойливая мысль не давала мне покоя.
––Кэвин, и ты тоже о том же? – робким от такой смелой идеи голосом спросила девушка и посмотрела на меня.
––Угу, – медленно кивнув головой, сказал я…
Когда через четырнадцать часов, мы показали наше открытие Мастеру, он закрыл глаза и простонал:
––Старый осел! Пять лет изнывал от безделья и даже не удосужился узнать, как же  пара Эйвена поставила свой рекорд, а эти двое за неделю… Правда, – тут он окинул нас взглядом, – если вас в таком виде выставить, то все подумают, что это я управляю двумя Восставшими. Так что – вино, мясо и сон и окно не закрывать – не простудитесь. И чтобы никаких шалостей – вы мне нужны полные сил через пять дней. Вам ясно?
И видимо, для пущей ясности, он развел нас по комнатам.

***

«Большая Показуха» удалась на славу – наш выпуск дал целых шесть двоек,  было на что посмотреть, но наше выступление стало кульминацией. Мастер не удержался и, как только мы подняли оба погоста, использовал хитрое мелкопакостное  заклинание «Отмычка», и силовые клетки особо любопытных, поставивших их прямо на краю полигона за защитным барьером исчезли, как кошель у растяпы. Архимаг погрозил кулаком Наставнику, но ничего не сделал для нарушивших правила, так что особого удовольствия от просмотра нашего выступления они, думаю, не получили… А мы сорвали овации, упокоив уцелевших Восставших, не за десять, а за пять секунд! Нам аплодировали стоя все – и простые зрители, и Студенты, и Наставники, и даже сам Архимаг.  Взглянув на него, мы обнаружили на его лице лишь искреннее восхищение.  Эйвен стал Архимагом не только за свой выдающийся ум и блестящие способности, но и за редкие душевные качества – полное отсутствие эгоизма и умение радоваться успехам других.
На следующий день после «Большой Показухи», Эйвен вызвал нас к себе.
––И кто же из вас первым нашел константу Ротера? – без предисловий спросил он.
––Она, – видя, что Муэри смотрит в пол, ответил я.
––А каким образом вы смогли улучшить рекорд моей пары?
Я объяснил.
–– Молодцы, – сказал Архимаг, – Знаете, я, после того, как моя пара упокоила свой погост за десять секунд, искал, как улучшить их показатель, и нашел то, что вы открыли на днях, и все ждал, когда же это кто-нибудь сделает, чтобы назвать этот способ их именами. Ну и как вы хотите увековечить себя?
–– Назовите это «Способ Муэри Оуэн», – предложил я.
–– Хорошо, – улыбнулся Архимаг, сделал пасс и перед нами возник небольшой свиток. – Мой последний труд – специальный набор учебников для пар всех Школ – в них лишь то, что может сделать только пара конкретной Школы. Ваше открытие было завершающим, и я ждал лишь тех, кто применит его первыми. Возьмите себе первый экземпляр для пар Школы Некромантии и этот небольшой подарок, – Эйвен материализовал на столе небольшой тщательно запечатанный пузатый сосуд из красного мрамора. – Путь некроманта сложен, опасен и непредсказуем. Здесь – пять лет жизни. Или, если выражаться академически, пятилетний объем жизненной энергии.
Затем Архимаг открыл портал, давая понять, что разговор окончен.
––Ну и зачем ты это сделал? – тихо спросила меня Муэри, когда мы вернулись к себе. Она прижимала к груди сосуд, я же держал учебник Эйвена.
––Ты же действительно первая нашла константу, – сказал я, – А остальное сделали мы вместе. Так что все честно.
––Так же честно, как и ваша с Ютером придумка, – вздохнула девушка,– Пойми,  Кэвин, люди будут читать и думать, что до этого додумалась какая-то «Муэри Оуэн» и ни слова о тебе и это нечестно, чтобы ты там не говорил.
––Не «какая-то», а жена Кэвина Оуэна, – строго сказал я, – Или ты опять за свое?
––Нет, Кэвин, я просто все время забываю, что попала в сказку, – улыбнулась девушка и потерлась носом о мое плечо…

***

Наутро после прощальной вечеринки, Подглядушник, извлеченный из-под матраса, и вернувшийся на свое законное место, окрасился в оранжевый цвет и язвительно проворчал:
––Кэвин, Муэри, если вы, конечно, в состоянии, зайдите ко мне, – четыре года назад, мы бы от такой реплики стали, как свежесваренные раки, сейчас же – лишь переглянулись и дружно пожали плечами.
На Мастере был роскошный домашний халат – этим он, видимо, хотел подчеркнуть, что мы уже не Студенты, а он больше не Наставник, а просто старший друг.
––Садитесь, – щелчок пальцами, и позади каждого из нас оказалось по креслу.
Мы сели и приготовились слушать.
––Кэвин, тебе не показалось странным, что за все эти пять лет, я так и не спросил тебя, что привело молодого состоятельного дворянина в Зал Распределения? Ведь профессия мага у дворян не в почете. Крайний случай – боевой маг – можно сделать военную карьеру. Да и то, от большой нужды. А тут  некромантия! Всякий уважающий себя представитель Высшего сословия, ушел бы прочь на следующий же день после Распределения. А ты остался и прилежно учился все эти годы, – спросил меня Мастер.
––Я думал, что вы все поняли, когда еще при знакомстве с нами, сказали нечто вроде: «Какая-то история с проклятием».
––Вот именно! Я помнил, что ко мне когда-то обращался за помощью уже один Оуэн, но позабыл детали – это было так давно. Так что я, видя, что ты не бросаешь учебу, через полгода написал твоему отцу, но он в своем ответе сообщил мне только то, что у тебя есть вполне веская причина, и что ты расскажешь мне о ней, если сочтешь нужным. Если быть честным до конца, то чего-то такого я и ожидал. Но вот ты окончил свое обучение, и я теперь уже не твой Наставник, который мог просто спросить тебя об этом, и ты, как Ученик,  обязан был бы мне все рассказать. Теперь мы практически на равных – всего лишь два некроманта, и сейчас ты имеешь полное право не отвечать на мои вопросы. Так что решать тебе.
Я знал, что этот разговор когда-нибудь да состоится и был готов к нему. И вот Наставник завел его теперь, а не раньше, когда он имел полное право знать все о своих Студентах. Я оценил его тактичность и начал свою повесть:
––Когда мне исполнился двадцать один год, отец подарил мне на совершеннолетие замок и земли своего покойного брата Кейна Оуэна…
––Белморская кампания… – задумчиво сказал Мастер, когда я окончил, – Если мне не изменяет память была тридцать лет назад, как раз в тот год мне исполнилось сорок пять… Именно тогда я стал деканом Факультета Некромантии… Тогда-то твой дядя и пришел ко мне за помощью… Нет, так долго не живут, даже некроманты… Значит… Кэвин, сынок, эта твоя старуха – уже лет пятнадцать, а то и больше – лич.
––Лич? – подала голос Муэри.
––Да, девочка моя, лич. А ну-ка, давай проверим твои знания, – улыбнулся Наставник. – Расскажи мне все, что ты об этом знаешь.
––Лич – это очень сильный некромант, совершивший над собой особый обряд, завершающийся самоубийством, как правило, отравлением, после которого его душа не отправляется в Серые Пределы, а заключается в особый сосуд – филактерий, и поэтому он практически бессмертен. Лич сп//особен контролировать процесс распада своего тела и в большинстве случаев выглядит, как мумифицировавшийся труп.  Лич – уже не человек, но он и не Нежить. Ему чужды чувства и эмоции, он поступает, руководствуясь только холодным рассудком. В отличие от Нежити, лич не стремится убивать живых, только в случае, если решит, что они ему угрожают. Лич является очень сильным и опасным противником. Единственный способ уничтожить лича – уничтожить его филактерий, который, в свою очередь, очень сложно отыскать. Если этого не сделать, он будет возрождаться до бесконечности. Это все, что вы нам рассказывали, – уверенно и спокойно, как на экзамене, ответила девушка.
––Молодец! – похвалил ее Мастер.
Муэри склонила голову и чуть порозовела от удовольствия.
––«Да будет дом твой пуст» – несколько раз вполголоса произнес Мастер и помрачнел. – Вот что, Кэвин, у тебя есть один способ избежать проклятия. Первый, всю жизнь скитаться, не имея своего угла, ибо проклятие завязано на том месте, которое ты почувствуешь своим домом. Вот до чего я не додумался, когда твой дядя пришел ко мне за помощью. Ты же не сразу освоился в замке своего дяди и ощутил, что это твой дом? Хотя, юридически он принадлежал тебе с первого дня твоего пребывания в нем. Так что, смена жилища тебе не поможет. Если же кочевая жизнь тебе не по душе, – тут Мастер перевел взгляд на Муэри и поправился, – вам не по душе, то не остается ничего иного, как разобраться с личем,  и я очень не советую вам первым делом направляться на поиски в Белморию. Попрактикуйтесь хотя бы год-полтора упокаивая погосты. А когда вы отыщете его, не атакуйте и, вообще, постарайтесь всеми силами избежать боя. Помните, что боль и ненависть, что когда-то толкнули, человека, которым он был, на проклятие, теперь вне его понимания.

***

Никаких торжеств по случаю очередного выпуска не было, была лишь краткая прощальная речь Эйвена в Зале Распределения перед толпой Выпускников стоящих, как и пять лет назад, перед узорной деревянной решеткой, но на этот раз на каждом была мантия цвета его Школы. И как тогда, стоило часам в Главной Башне Института пробить полдень, появились шесть порталов, из которых вышли Наставники. Единственным отличием от картины пятилетней давности был новый Главный Инквизитор. И еще – теперь они не садились в свои кресла, а приветствовали нас как равных – стоя. Последний портал открылся в центре Зала, из него появился Архимаг все в той же лазурной с золотом мантии.
Как и тогда, с появлением Архимага воцарилась тишина. Эйвен обвел всех взглядом, сделал пасс – теперь мы знали, что это заклинание называется «Глашатай» – и заговорил:
–– Не буду лгать, что запомнил вас пять тому лет назад. Вы были точно такими же Поступающими, которых я встречаю здесь каждый год  десятого Златолиста – толпой взволнованных и неуверенных людей. Теперь я вижу перед собой совсем другие лица: спокойные и уверенные в завтрашнем дне. Поступая сюда, большинство из вас считало, что быть магом – хорошо оплачиваемая непыльная работенка. Теперь вы понимаете, что это тяжелый, порой неблагодарный и ответственный труд. Прошу вас не забывать об этом, если ваша практика вдруг пойдет в гору. Помните об этом всегда, особенно, об ответственности. Можно сколотить состояние как бы, и не нарушая Устава Гильдии Магов, но занимаясь безответственными делами, пойдя на сделку со своей совестью. Прошу, заклинаю, умоляю вас – никогда не делайте этого. Запомните раз и навсегда: главное богатство – это не куча златов, а чистая совесть. Это все, что я хотел вам сказать на прощание. И как пять лет назад я говорю вам, Выпускникам Института Магии, то же, что сказал Поступающим: «В добрый путь!». В добрый путь, друзья! В добрый путь!
Эйвен еще раз обвел всех взглядом, улыбнулся нам своей неповторимой улыбкой  и скрылся в портале. Вслед за Архимагом Зал Распределения покинули и Наставники.
Разноцветная толпа Выпускников направилась к выходу из зала, все молчали, размышляя над простыми и мудрыми словами Архимага Голдека Эйвена. Уже во внутреннем дворе мы услышали, как кто-то нас зовет:
––Кэвин, Муэри! – мы остановились и увидели молодого боевого мага,  спешащего к нам. Девушка радостно улыбнулась ему.
––Виторио, как ты изменился!
Теперь его узнал и я. Тот самоуверенный покрытый прыщами юнец превратился в красивого молодого мужчину.
––Вы не поверите, но эта мазь сотворила чудо – через десять дней моя кожа очистилась, – чуть покраснев, сказал Виторио, – И все эти годы я искал способ вернуть долг, но, вы ведь учились на закрытом Факультете, и у меня ничего не получалось. А подойти к Мастеру Сайресу не хватало духу. Так что очень прошу тебя принять те двадцать сребров, что ты истратила на мазь для глупого юнца, который поднял на тебя руку, и еще десять златов в знак моей благодарности, – произнес молодой маг, доставая из-под мантии дорогой кошель и протягивая его девушке.
––Как говорится: «То, что дают от чистого сердца, надо и принимать с чистым сердцем», – улыбнувшись, сказала девушка, беря деньги.
––Ну вот, теперь – все, прощайте! – сказал Виторио, затем вдруг опустился на одно колено и поцеловал руку Муэри, потом крепко пожал мою, повернулся и быстро зашагал прочь.
––Ты отдала последние деньги на мазь от прыщей для него? – все еще не веря услышанному, спросил я у Муэри, живо вспомнив все подробности той истории.
––А ты так и не избавился от привычки считать чужие деньги, ууу, сквалыга! – смеясь, погрозила мне кулаком девушка.
Я тоже рассмеялся, и мы медленно пошли к Главным воротам Имперского Университета Магии.