Неожиданные грани войны

Ангелина Кныш
«Только б не было войны», – сколько раз на своем веку приходилось снисходительно выслушивать эту фразу от стариков, казалось, безнадежно отставших от жизни.

И вот – не зарекайся! – попустил Господь и это жизненное испытание. Уже полгода, как, до последнего перемирия, мой город на Донбассе практически ежедневно обстреливался из установок залпового огня (обе воюющие стороны с удивительным постоянством обвиняли в этом друг друга). Хотя страдали в основном окраины, привыкнуть к этому оказалось невозможно – бесконечные разрывы снарядов, жуткие картины убийств, разрушений и безмерное человеческое горе вселяют ужас и отчаяние.
 
Но вот что интересно. Когда город покинула значительная часть жителей (вероятно, в основном тех, кто привык везде переть буром), оставшиеся словно притихли и сплотились. В общественных местах стало гораздо меньше хамства, раздражения и агрессии, почти не слышно нецензурщины. На улицах полно «оранжевых жилетов» – все что-то метут, убирают снег, остановки общественного транспорта непривычно свободны от сугробов. Если пропадают свет или вода, поломки устраняются намного быстрее (!), чем в мирное время, хотя ремонтникам нередко приходится работать под обстрелами. У продуктовых магазинов и рынков много брошенных голодных собак, но их никто зверски не убивает на глазах у детей, как это было раньше.

Когда речь идет об элементарном выживании, коррупция подсекается на корню – нет благоприятной почвы, да и многие просто боятся расправы по законам военного времени. В итоге складывается парадоксальная ситуация: «там» людям, не спрашивая, все больше затягивают пояса, вводят драконовские обрезания социальных программ, многократно повышают тарифы на фоне веерных отключений электроэнергии и т.д., «здесь» – к ним относятся менее жестко и делятся последними крохами.

Кое-кто из агрессивно-напористых уехавших уже присоединился к хору тех, кто со всех сторон называет нас «чемоданом без ручки», «гнойником» или «раковой опухолью» на теле страны.

А нам… просто легче стало дышать без этих людей, в которых, как и предсказывал Христос, давно иссякла любовь к ближнему. Это подобные им готовы делать все возможное, чтобы, наплевав на остающихся под обстрелами мирных жителей, как можно дольше затянуть эту войну, ставшую для многих выгодной кормушкой и удобной отмазкой при спросе за ухудшение в экономике.

«Здесь» остались самые стойкие и терпеливые. Многие из них любят свой город и переживают за его судьбу. Сама собой как-то поредела нецензурщина и в соцсетях, все чаще в Твиттере мелькают фразы вроде: «Сидим в подвале и молимся под обстрелами».
 
Город тяжело и медленно очищается и каждый день в молитвах взывает к Богу о помощи. Больше надеяться, как показали события последних месяцев, просто не на кого. Мы отчаянно верим, что Господь услышит наш призыв…