Сон 13 декабря 2014 Лекция

Григорий Саталов
   Я с детства мечтал читать лекции. Одноклассники в школе мне даже прозвище дали - Профессор. На переменах я с наслаждением читал им лекции о Бермудском треугольнике. Народу нравилось. Иногда даже сами просили ещё чего-нибудь рассказать.
   Но как то, увы, карьера лектора у меня не сложилась. В моём маленьком городе нет вузов. А один мой замечательный друг, с которым мы учились на истфаке Ивановского университета, отговорил меня делать научную карьеру. Он приводил такой убойный аргумент - у тебя не получится, ты не умеешь плести интриги. Сам же он перевёлся доучиваться на последний курс в Ленинградский университет и окончил там аспирантуру. Сейчас доктор исторических наук, живёт в Москве и работает в Высшей школе экономики. Недавно подарил мне одну из своих последних книг - об императоре Константине, приведшем христиан к политической власти в Римской Империи.
   Но, видимо, желание читать лекции во мне так окончательно и не погасло. Последней весной я даже взялся читать курс лекций по истории религии. И несколько из них в видеоформате сейчас висят на форуме при сайте правительства Тульской области. (В разделе Ефремовский район). Если очень захотите посмотреть, без труда найдёте.
   
   И вот минувшей ночью приснилось мне, что я в большой аудитории показываю документальный фильм при помощи кинопроектора. Кино о группе "Кино" и Викторе Цое. Работать на таких кинопроекторах меня учили в Иваново в 1983 году. На истфаке была такая специальная дисциплина - технические средства обучения.
   После кино я читал лекцию у доски об эпохе первоначального накопления. Не о незабываемых лихих 90-х, а о XVI-XVII веках. В лекции я утверждал, что это было начало расцвета всей западной цивилизации и описывал причины и истоки этого расцвета. Эту же эпоху называют эпохой Возрождения (применительно к культуре и науке), эпохой Реформации и последовавшей сразу же за ней Контрреформации (применительно к религиозной жизни). Выражение эпоха первоначального накопления применяется в основном к экономике.
   За первой партой у окна сидела моя прекрасная одноклассница и круглая отличница Наташа. Она окончила школу с золотой медалью. Я ей говорил тогда, что она очень похожа на Снежную королеву из фильма про Кая и Герду. Летом 1980 года в последние школьные летние каникулы мы провели с ней одни из самых счастливых дней в моей жизни. В дни московской Олимпиады мы жили на турбазе завода синтетического каучука. В то лето я вообще не пользовался деньгами, имея возможность удовлетворять все свои базовые потребности бесплатно. Мы катались на лодке по Красивой Мече, валялись в стогах, играли в городки, бадминтон и шахматы, смотрели кино и ходили на танцы, питались в столовой. И всё это по талонам и жетонам. (Кроме стогов разумеется, туда мы забирались явочным порядком без всяких жетонов и талонов). Благодаря тому олимпийскому лету, я теперь достаточно хорошо представляю на собственном опыте, что такое коммунизм на практике, и как при нём можно было бы жить. Достаточно было всю экономику перевести в режим работы подобный вот такой турбазе. Может быть так или иначе это ещё сделают. Особенно, если труд большинства людей на производстве не будет востребован, и их надо будет перенаправлять в непроизводственные сферы. А дело в основном к тому и идёт.

   Во сне Наташа очень переживала, что у неё лицо испачкано мелом и мешала мне читать лекцию. Я, ощущая себя строгим и авторитетным учителем, сурово приструнил её, мол, сиди тихо и не дергайся. Дождёшься перемены, тогда и отмоешь своё лицо.