Борис Рябухин
ВЫКЛЮЧЕННАЯ СКАЗКА
Средневековый закон продаж в мире гласит: «Не обманешь – не продашь». Оказывается, он до сих пор исповедуется в громадном торговом центре Таллинна VIRU, в частности консультантом-продавцом и сотоварищами в отделе Euronics.
Я приехал из Москвы по приглашению на 10 дней в свою давнюю сказку – город Таллинн. Видел его на экскурсии в давние времена. И не разочаровал меня «на море-океяне» сказочный «чудный город», по сказке А.Пушкина, до сих пор. Потому что берегли Старый город, Вышгород, не застраивали абы чем.
Не разочаровал до этих пор, как не мог я включить телевизор в предоставленной мне квартире и решил купить телеантенну в VIRU. И тут разыгрался целый спектакль. Один продавец посоветовал мне купить «самую мощную» антенну фирмы Thomson – я молча засомневался, потому что на витрине была антенна мощнее, а на предложенной коробке не было стягивающей ленты, видимо, эту антенну уже вернули покупатели. Тогда я подошел к кассе и попросил другого продавца выбрать лучшую: «меченую» антенну или действительно более мощную. Он любезно мне указал на более мощную, объяснив, что вращающийся диск поможет убавить мощность, и, выписав чек, сказал, в случае, если антенна не подойдет, ее можно вернуть в магазин в ограниченное время. Подключив дома антенну к телевизору, я засомневался и в любезности второго продавца, потому что телевизор настаивал, чтобы я вставил антенну, а на вставленной антенне диск уменьшения мощности вообще не вращался. Это было 24 сентября. Так никаких новостей о прекрасном Таллинне я по телевизору не смог увидеть. И решил вернуть антенну в магазин, правда с надрезанной стягивающей лентой, но в полном комплекте и с чеком. И тут консультант – продавец Алиса Вотякова мне долго стала рассказывать правила приема продукции для возврата. А точнее, вешать лапшу на уши. Причем она пыталась сдвинуть с места застопоренный диск мощности. Но я настаивал вернуть мне деньги за не подходящий мне товар. На мои возражения она возмущенно ответила: «Что, я должна из своего кармана отдать вам 20 евро?» Мне стало жалко невоспитанного человека. Оказывается, антенну надо отправить на предприятие и через 2-4 недели получить ответ эксперта. Как будто нельзя было подключить ее к телевизору в отделе. Более того, я получил прямое оскорбление: «А может, вы испортили антенну и решили вернуть, - сказала она в лицо пожилому человеку. Спасибо, что при всем честном народе не назвала меня мошенником. По этой же причине она не стала заменять мне товар на другой. Опять шел обман. Тогда я пытался оставить антенну «бедному» магазину и уйти, пока цел. Но Алиса Вотякова настойчиво предложила мне забрать причину спора продавца с иностранцем-покупателем. Вот средневековые порядки. Поразмыслив, я понял страшную вещь в обслуживании иностранцев. У меня виза заканчивалась через два дня. И значит не только я, а все иностранцы, кто по каким-то причинам купил не ту или бракованную вещь, должны были выбросить ее в мусорный ящик, потому что не могут ждать длительной экспертизы. Кончится виза.
Чтобы как-то защититься, я показал симпатичной Алисе «из чудес» свою книгу, про царей, открыл в ней свой портрет. «Я – писатель», – выдвинул я последний аргумент в защиту своего достоинства.
Но невоспитанный консультант-продавец при сотрудниках пренебрежительно хмыкнула. И, еще более оскорбленный, я ушел из богатого магазина VIRU, обещая, что напишу об этом в СМИ.
Пока я опубликовал этот анекдот в Интернете. И думаю, что скажет VIRU на то, о чем я сказал миру?
Таллинн по-прежнему для меня жемчужина Эстонии. Свои переводы эстонской прозы я публиковал в России с большим удовольствием.
Говорят: «Сказка лож, но в ней намек…». Вместо намека на выключенную сказку – короткое стихотворение, которое я написал в Таллинне.
KALMISTU
(Эпитафия)
Через погост летит шоссе,
Не видя скорбных плит,
Не зная, что здесь будут все,
Кто едет и лежит.
27.09.14