2. Путь барса. Бабур

Генадий Бехтгольд
                САД  ВЕРНОСТИ


      Упругий хрустящий шелест самаркандской бумаги рождал желание доверить этой бумаге свои мысли, оставить на ней свою память, которая может потерять важные детали, стереться или выветриться из головы.
      Мысль записанная теряла свою живую изменчивость, становилась частью памяти и уже не зависела от хозяина мысли. Бабур прочитал только что доверенные бумаге стихи.

            Ради призрачной власти себя не терзай.
            Ради чести сомнительной не унижай.

      К этому пониманию он пришёл к своим тридцати трём годам.Он уже двенадцать лет регулярно записывает свои мысли и события, произошедшие с ним или с его участием. Описывает города, особенности жителей и природы стран, в которых бывал. Зачем? Прежде всего для себя. И для своих наследников. Чтобы  те
знали о его ошибках, горьких поражениях и кратковременных победах в борьбе за унаследованную им власть. Записал легенду о своём предке хромом Тимуре, неожиданно победившем в сражении одноглазого османского султана Баязида "молниеносного," считавшегося непобедимым.

      Бабур поднял взгляд от бумаги, давая глазам отдохнуть на зелени крон деревьев и разнообразии красок цветов, собранных из разных земель в его "саде верности" Ему было душно во дворце, и он любил заниматься делами на продуваемом ветрами айване в своём саду.

      В девятнадцать лет он с тысячью своих единомышленников легко захватил
в отсутствие узбекского хана Шейбани "стол Тимура"- Самарканд.Осенней ночью семьдесят человек по приставным лестницам проникли в город и открыли ворота Фируза.
Вошедшее в город маленькое войско к рассвету заняло важнейшие места города.
С помощью горожан за день были выловлены все активные сторонники хана Шейбани, в основном узбеки. Мухаммад Шейбани не решился тогда приблизиться со своим войском к городу. Он переждал зиу и весной выманил неопытного Бабура с войском в степь и легко перебил воинство Бабура. В это время поднял мятеж его
младший брат Джихангир Мирза. Оставшемуся без войска и средств Бабуру пришлось уступить брату половину ферганской земли.
      Многочисленные родственники отвернулись от Бабура, видя в нём угрозу своему призрачному благополучию. Они уговаривали беспокойного неопытного правителя Ферганы поискать счастья в Афганистане. Обещали ему средства и нукеров для похода. Бабур удалился с несколькими единомышленниками в Исфару и стал собирать хоть какие-то военные силы и средства. Но хан Шейбани не оставлял Бабура в покое. Своей мощной военной машиной он вытеснил его в горный Бадахшан. Бабур со своими близкими и двумя тысячами нукеров переправился через Пяндж и двинулся к Кабулу.
      В город он вошёл без боя.Местные племена отнеслись к очередному правителю и выжидали, надеясь, что он скоро уйдёт.И никто не ожидал, что правление Бабура продлится четверть века.
      Было невыносимо тяжело чувствовать себя побеждённым, обманутым и одиноким в чужом городе. Бабур доверил бумаге свои горестные мысли:

            О сердце, кто видел добро от сынов сего мира?
            От того, в ком нет добра, не жди ничего хорошего.



      Первоочередной задачей было заново создать под чужим небом своё государство из очень разных населявших эту землю племён. Бабур использовал разные возможности для укрепления своей власти, в том числе древний надёжный способ. Он стал собирать гарем из дочерей племенных вождей и становился родственником родителей своих жён. Такой способ достижения согласия с племенами был и полезным, и приятным. Красавица Махам, родственница хорасанского правителя Хусейна Байкары,подарила Бабуру так долго желанного им сына.Счастливый отец назвал сына Хумаюн, счастливый. Появилось на свет несколько дочерей, а Дильдар Биким подарила ещё одного сына, получившего имя Хиндал.
      Биби Мубарика из строптивого племени Юсуфзан была неплодной,но радовала Бабура своей преданностью и умом. Она стала его советчицей и помощницей в переговорах с племенными вождями, сопровождала его в походах. Её стали называть афганской царевной.
      Бабур постепенно увеличивал подвластные ему земли Афганистана, стал правителем Кандагара, совершал походы в Бадахшан. Несколько раз пытался отвоевать у хана Шейбани Самарканд и Бухару. Безуспешно. А  у Мухаммада Шейбани появились собственные виды на Афганистан, против его военной мощи Бабуру было не устоять.
      Но в это время в ход событий вмешалась судьба в лице персидского шаха Исмаила Сефевида, захотевшего завладеть Моголистаном, землями Чагатайского улуса, находившимися во владении Шейбани. И правоверный суннит Бабур присоединился со своим войском к персидскому войску, к шиитским фанатикам кизилбашам. Две огромные военные машины схлестнулись в смертельной схватке
за Моголистан. Мохаммад Шейбани погиб в бою, остатки разбитой армии кочевых узбеков ушли на север.

      Самарканд с воодушевлением встретил Бабура. Но за прошедшие годы что-то необратимо изменилось на родине Бабура. Изменился и он сам. Нарастали противоречия и непонимание между ним и местными властями. Что-то надломилось в душе Бабура, на место радости и гордости пришла пустота. Родина стала мачехой, с которой ему было не по пути.Растаяли старые иллюзии.
      Он надолго уединился под небесного цвета куполом усыпальницы Эмира Тимура Гур Эмир. Никто не знает, о чём он думал у праха своего предка. В этот раз он покинул Самарканд навсегда.
      Перед возвращением в Кабул Бабур посетил место смерти другого своего великого предка на правом берегу Яксарта, затем через дикую полынную степь
добрался до города Тараз на краю Моголистана. Там он окончательно простился со своей родиной.
      
      Бабур накрыл чернильницу колпачком, обмыл реро и поставил его в узкую резную серебряную вазочку, убрал исписанную бумагу в деревянный резной футляр. Написанные им за двенадцать лет заметки превратились в объёмистый труд, названный им просто "Бабур намэ".
      Он поднялся от стоявшего на персидском ковре низкого столика из орехового дерева, выращенного в его "саду верности"и позвонил в колокольчик.
Прибежавшему из глубины сада мальчику-слуге он прказал принести свежей воды и красного вина.  Открыл сандаловую коробочку и отщипнул кусочек лежавшего в ней "ханского зелья", приготовленного из высушенного сока белого мака. Ему надо было подумать о ближайшем будущем. И в этом будущем он всё чаще обращался к Кашмиру и Хиндустану.


      В это время во Франции умирает "король-солнце" Людовик двенадцатый.

      Тридцатидвухлетний профессор философии и богословия Саксонского университета Мартин Лютер пишет критические замечания в адрес католической церкви. В противовес католическому "спасение человека через добрые дела" он утверждает, что спасение человека в вере. И человек в своих отношениях с Богом не нуждается в посредничестве каких-либо "священных лиц".