Татьяне тэсс посвящаю

Галина Тарасова
НЕБО СБЛИЗИЛО НАС...
***************************************************
Отзвучали последние тосты,залпы и фейерверки в честь юбилярши. Хозяйка проводила
гостей,оставив в доме самых близких ей друзей для задушевных разговоров,которые не
получались при большом скоплении народа. Разливая кофе по чашкам гостей,она заме-
тила,как округлились глаза приятеля, который не моргая смотрел куда – то мимо неё.
Обернувшись,Лариса улыбнулась увиденному:в открытое   второго этажа её квартиры
медленно «въезжал» огромный букет её любимой сирени. Она подошла к окну, приняла
подарок и помахала кому – то, внизу стоящему, рукой. За столом прервалась беседа и
воцарилось молчание. Гости ждали объяснений увиденному.Как ни в чём не бывало,
хозяйка взяла вазу, налила в неё воду и привычным движением водрузила туда это чудо,
спустившееся с небес.
- Паша ! Это его сороковой букет,юбилейный, потому и белый.Завтра принесёт другую
сирень, мою любимую.
- Сказал ?
- Я так думаю.
- А нам можно прийти завтра?
- Вообще – то, он любит наши воспоминания без свидетелей, но если согласится на
ваше присутствие,я вас позову.
- Тогда,может быть,сейчас сменим тему ?
- Хорошо.Без подробностей.
Воспоминания длились почти сутки, без перерыва на сон и обед. Спать не хотелось.
Иногда жевали то,что осталось на столе,но это было скорее на автомате,чем от голо-
да. О горячительном никто не вспомнил,скорее, наоборот, от услышанного хотелось,
если не целиком, то хотя бы голову подставить под холодный душ. До утра Лариса
рассказывала друзьям эту необычную историю, чередуя показом фотографий, демон-
страцией слайдов, стихов и музыки об этом удивительном периоде в её жизни, жиз-
ни простого в то время сельского учителя с необычайно чистой душой и добрейшим
сердцем. Из рассказа вырисовывался портрет хрупкого мальчонки, с большими пре-
тензиями к жизни,обществу,а потому казавшемуся серьезным не по годам.
Друзья задавали вопросы, на которые не было ответов. Лариса не могла объяснить,
почему карьеру ученого променяла на судьбу двоих детей,по сути ей чужих и вдруг
ставших для неё родными. Как не побоялась вступить в схватку с тем накалом страс-
тей, разгоревшихся вокруг неё в то «весёлое» время ? Но это и были подробности, о
которых она предпочитала не говорить, да и времени на них не оставалось.Раздался
стук в дверь и на пороге появился богатырь в лётной форме с охапкой сирени в со-
провождении золушки, ставшей принцессой по велению и хотению этой маленькой,
хрупкой женщины, несущей людям такое огромное счастье и заменившей им мать.
Гости незаметно удалились,оставив счастливое семейство одних.Стол был накрыт со
вчерашнего дня.Слегка перекусив,дети привычно подсели на диван к своей«маме» и
начался обычный для них вечер воспоминаний с необычными подробностями,так
сблизившими этих замечательных людей.
" Небо сблизило нас! "-стало девизом в этой семье, сначала шутя, затем это переросло
в преклонение перед широкими просторами вселенной.Всё началось с безобидного
увлечения Ларисой паращютным спортом. Сначала она приходила в клуб наблюдать
за тренировками своего приятеля.Иногда помогала ему укладывать паращют.Зарази-
лась этим видом спорта и вскоре стала членом этого клуба. К прыжкам девушку
допустили быстро, но так же быстро её вскоре и отстранили, наказав за нарушение
инструкций затяжных прыжков.А ей доставляло удовольствие птицей парить в возду-
хе, и бралась за кольцо,когда с земли уже подавали сигналы.Однажды,желая подоль-
ше задержаться в воздухе, Лариса умышленно направила стропами свой купол в сто-
рону от центра приземления.


Паращют унесло за тренировочное поле к лесополосе и девушка повисла на высокой
акации. Первая пришедшая ей мысль в голову: «Опоздаю в институт на лекции».
Стропы купола запутались в дереве, а в голове хаотично роились мысли о спасении на
«вражеской» территории. Видимо от страха лишиться лётной карьеры и стипендии за
прогул,все чувства сразу обострились и нос уловил лёгкий запах дыма. Лариса освобо-
дилась от паращютных амуниций, которые сковывали движения и огляделась вокруг.
Спуститься с дерева было не трудно, но как заполучить свой паращют, она не знала.
По любому, для успокоения надо было обрести твердую почву под ногами и незадач-
ливая парашютистка спустилась с небес на землю.Она пошла на запах дыма и набрела
на группу подростков,которые после рыбалки жарили свой улов на костре.По всему было
видно,что они здесь–аборигены: палатка, снаряжения, не хитрая утварь, и,если бы не их
возраст,можно было бы эту группу принять за туристов или геологов.
- Привет, ребята, угостите ?
- Не жалко, подсаживайся! Ухи или шашлык ?
- О, даже выбор есть ?
- А то !
- Разве в школах каникулы? Я смотрю, вы тут не на полчаса обосновались.
- У нас гости много вопросов не задают.А вообще–то мы взрослые и знаем,как нам жить,
учить не надо.Много на нас учителей.Наелась,иди своей дорогой,не мешай нам.
- Да я бы пошла,только мне бы свои вещички прихватить,недалеко тут от вас на дереве
остались, не поможете снять?Лариса рассказала ребятам, как попала к ним.Работа им
показалась пустяковой.Старший группы отправил троих ребят за паращютом, Ларису
попросил остаться,заверив её,что они найдут дорогу сами.Познакомились.Паша-лидер
этого союза, хотя по возрасту старшим не был.В палатке спала его младшая сестренка.
На ветках была развешена её постиранная одежда.Чувствовалось, не зря он оставил
Ларису. Разговорились:
- Когда дожди и холода, живём дома и даже иногда посещаем школу. Настя ходит со
со мной и ждёт в раздевалке.Мать с отцом разошлись,но живём все вместе в двух ком-
натах.Каждый день приходят гости, к отцу –женщины, к матери –мужчины. Свой диван
я отгородил в комнате отца ширмой. Там мы с Настей спим, когда бываем дома. Утром
сдаём бутылки покупаем хлеб,молоко,или что–нибудь сестре. Недавно купили ей даже
краски,она любит малякать.Но ты не думай,что мы какие–то сявки.Я здесь занимаюсь
по учебникам сам, почти не отстаю от ребят в классе и Настю учу писать и читать.
Ребята тоже иногда в школу ходят,но они постарше,я им не указ.Если улов хороший,
продаём рыбу на базаре ,покупаем Насте одежду или обувь. Вчера купил ей колготки,
вечерами уже прохладно. Сейчас собираем все вместе на пальто.
Лариса наклонилась над костром, пряча влажные глаза, будто слёзы вызваны дымом.
- А как вы живёте зимой и что кушаете,когда нет рыбы ?
- На подоконнике я прикармливаю голубей и варю из них Насте суп, никто об этом не
знает. Не воровать же мне идти. И ребят прошу не делать этого. Если нас посадят,
Настёнка пропадёт.Она ещё маленькая.Мне надо закончить школу и уехать,куда пода-
льше, устроюсь работать, увезу её с собой. Вот только бы не исключили, а то вон Серо-
го турнули с восьмого класса, шарится без дела, так ему хорошо, у него нет никого.
- А кто этот Серый ?
- Наш местный футболист – светило, его стадион содержит, да вот он, ящик твой несёт.


Ребята приближались к костру,неся по очереди заветный купол.Они попросили Ларису
показать,как правильно готовить паращют для полёта.Она с удовольствием согласилась.
Не успели они освоить азы этой премудрости,как к ним подъехал грузовик со спасателями
и нужной техникой:
- Вот, полюбуйтесь, мы всех на ноги подняли,а она тут цела - невредима, малолеток раз-
влекает.На костёр что ли села - на заднице дыра ? Всё,закрывай,ликбез,в клуб срочно !
Инструктор кричал на весь лес так,что казалось,жареная рыба на веретене сейчас оживёт
и прыгнет в воду.Паша не спеша подошёл к нему и спокойно сказал: «У нас спит ребёнок,
Вы его напугаете». Лариса только успела спросить,где его можно найти,как её затолкали в
кабину грузовика и повезли на «эшафот». Дорогой она мысленно распрощалась со стипен-
дией. Последнее предупреждение было получено от декана факультета после зачётных
прыжков-её включили в соревнования. Теперь о них можно забыть и вообще о клубе.
Свободного времени прибавится и надо искать подработку,чтобы как –то закончить институт.
Заседание клуба было недолгим, огласили список участников предстоящих соревнований
с клубами соседних областей и Лариса остолбенела:«Вы меня оставляете?»
Инструктор
деланно нахмурился:«А кто же будет костры задницей тушить?» От радости она бросилась
к выходу,чтобы успеть хотя бы на последнюю пару. Её приятель ухватил девушку за рукав:
«У тебя люк сзади открыт».Только теперь она вспомнила о своём приземлении на акацию и
молниеносно освободилась от комбинезона,бросив на ходу своему другу:«Поменяй и спасибо
тебе!».Чмокнув его в щёчку,Лариса помчалась на такси .Ученый секретарь перехватила её в
вестибюле:«Декан просил Вас зайти к нему».«Всё,прощай,свобода и моё ласковое небо»,
прошептала Лариса и повернула в деканат.По пути на подоконнике она написала заявление
на свободное посещение и открыла карающую дверь.Профессор посмотрел внимательно на
девушку:«Вы в порядке ? Посмотрите на себя в зеркало».В суматохе Лариса забыла обо
всём на свете.Мало того, что её лицо и руки были исцарапаны,на щеках остались разводы
от слёз и сажи у костра.Декан дал девушке полотенце и проводил к крану.Пока она приво-
дила себя в порядок,он прочитал её заявление и задумался.Как отличнице,он не имеет права
отказать ей в свободном посещении занятий, но тогда как быть с её дальнейшей научной
карьерой? Уж не замуж ли собралась красавица? Пригласив Ларису сесть,он задал вопрос
в лоб :«Что будем делать с аспирантурой ?» Без колебаний девушка ответила,что едет
работать по распределению и уже выбрала школу, наука подождёт,а дети ждать не могут.


На секунду задумавшись,она хотела извиниться перед супругой декана,но он сказал:
-«Мы теряем не только талантливого ученого, но и друга». Лариса поблагодарила его за
понимание и , повернувшись у двери, сказала: «Я им нужна, очень, а наука без меня не
пропадёт». Профессор ласково на неё посмотрел и кивнул головой. Он верил, она знает,что
делает,не зря ведь уже столько  лет его жена с ней дружит,хотя это никак не отражается на
их деловых взаимоотношениях.Весной Лариса увела с лекций группу в лес за подснежниками,
так он её первой снял со стипендии и девушке пришлось по ночам дежурить в больнице на
подработках,чтобы как –то прожить до приказа о помиловании.Характер ! Декан положил заявление
Ларисы в стол и, подумав, решил подписать приказ о назначении Ларисы в выбранную ею школу.
Дома ему предстоял трудный разговор с женой,которая,как научный руководитель,теряла
способную аспирантку . Тем временем Лариса шла домой, окрылённая принятым решением и
уже строила планы её встреч с новым коллективом и будущими учениками.
Полугодовую практику она прошла на отлично.Отношения с коллегами и учениками сложились
прекрасные и у девушки не было сомнений,что и в этой школе у неё всё пойдет по накатанной.
Войдя к себе в квартиру,Лариса внимательно осмотрелась вокруг,как бы оценивая обстановку и
мысленно начала передвигать мебель.Туманно представляя грядущие события,она уже чётко
нарисовала в своей голове глобальный план переустройства сложившейся ситуации
с аборигенами, которые спасли её паращют и морального климата коллектива школы,где ей
предстояло трудиться.Полная сил и энергии в хорошем расположении духа, девушка принялась
мечтать о новом витке в своей жизни и строить планы,которым суждено было сбыться,вопреки
всему,что мешало ей с лёгкостью осуществлять их в жизнь." Небо сблизило нас " - вслух
проговорила Лариса - выпускница физико- математического факультета, взяла домру, ноты и
пошла на репетицию ансамбля народных инструментов.
Пока Лариса подходила к Дому офицеров, в её голове один план сменялся другим: как
приручить и спасти мальчишек - аборигенов, которые после встречи не выходили у неё
из головы. Аэроклуб отпадает: они - несовершеннолетние. И она не может его посещать
из - за перегрузок в школе. Одно дело - пропустить лекции в институте, но опаздывать
на уроки и, тем более, пропускать их,это – исключено. Остается кино-фото-студия и музыка!


Паша мечтает о баяне! Но в ансамбле все военнообязанные! «Мы купим баян и пока будем
заниматься дома,а вот кино - фото,что надо ! Днём будет на глазах». От своих мыслей Лариса
отвлеклась, когда поставила ноты на пюпитр и грянул «Полонез Огинского». Она солировала
в ансамбле уже второй год и относилась к этому очень ответственно. Свою альтушечку обожала,
хранила и носила только в чехле в любую погоду и та хозяйку не подводила. Лариса выводила
на ней такие рулады, что все диву давались, как могут пальцы извлекать такие звуки. А она всё
усложняла свой сольный репертуар, и сегодня ей пришла в голову дерзкая мысль : как только
Паша «заиграет», они исполнят «Неаполитанскую песенку» П. И. Чайковского для домры и баяна.
« Ну, и ну, - подумала девушка про себя,- да ты сначала попробуй его найти, и с Настёной надо
что–то предпринимать - холода наступают». Лариса вспомнила слова Энштейна: « Есть два
способа прожить жизнь : или так ,будто чудес не бывает,или так,будто вся жизнь-чудо». Она
предпочитала вторую часть изречения и пока ей везло.Но, вступая в новый виток своей жизни,
девушка была не так опрометчива, как прежде; теперь у неё новый статус, который обязывал
её делать всё, с оглядкой на последствия и мнения.
Лариса переступила порог школы с чувством ученицы, опоздавшей на урок.Она всегда куда – то
спешила,но всегда везде опаздывала.Здесь ей надо было от этой привычки срочно избавляться.
Директор школы посмотрел на часы и улыбнулся :
« Прибыли, Лариса Петровна, с математической точностью – минута в минуту, похвально, но
это- школа, а не институт, здесь,чем - раньше, тем-лучше.Я не успею представить Вас коллегам,
они уже разошлись по классам. Вот Ваше расписание и классное руководство в 10 –Б классе.
Вам успехов и удачного начала». Лариса посмотрела на сетку часов и ужаснулась: «А Вы не
переоцениваете мои способности и возможности? Математику и физику я потяну, а вот
астрономию и черчение, тем более сверх нагрузки, это уже – перебор». Она поняла, что и тут
опоздала : все часы уже распределены, классы – тоже,тарификация утверждена и что – то
оспаривать теперь бесполезно.«С Вашим молодым задором и энергией Вы справитесь.Отзывы
о Вас хорошие, думаю, мы сработаемся. После уроков я представлю Вас педколлективу,
а сейчас идите знакомиться со своими ребятами и построже там с ними,а то на голову сядут,
класс не простой».Лариса взяла журнал, теперь уже своего 10-Б, и пошла навстречу своим
радостям и огорчениям.

Ей уже было знакомо, как встречают новых учителей в старших классах
и особенно молодых, поэтому она не удивилась, что гул не стих, когда она вошла в класс и
поздоровалась. Сначала она пожалела, что отказалась от услуги директора представить её классу,
но потом усилием воли взяла себя в руки и, предварительно “постучавшись”, обратилась к ребятам,
которые сидели на партах спиной к ней и продолжали развлекать друг друга: «Как человек, я имею
здесь права голоса ? К тому же, мне доверили быть вашим куратором до конца учебного года.
Зовут меня Ларисой Петровной и я буду преподавать вам математику, физику и астрономию.
Давайте заключим негласный договор: если в этой четверти я не буду устраивать вас по
каким – то параметрам, во второй четверти мы расстанемся. В свою очередь, вы не станете
мешать мне добросовестно отрабатывать свою зарплату». «Наши обязанности, - донеслось
сбоку,- получать от трёх до пяти и слепо следовать за вами ?», «Моя просьба элементарная-
ценить мой труд баллами от трёх до пяти и доверять мне, а не слепо следовать ». Лариса
воспользовалась тишиной в классе и попросила ребят сесть за парты. Они сделали вид ,
что не услышали её просьбу и снова принялись за свои” проблемы”.Озадаченный куратор
невозмутимо села на стул, достала из сумки газету и сделала вид , что поглощена чтением,
а обстановка в классе её совершенно не интересует.
На глаза попался остроумный анекдот,она
от души расхохоталась и прочла его ученикам.Класс дружнорассмеялся и ребята опустились
на скамейки.Открылась дверь и проходивший мимо завуч школы поинтересовался, отчего
бывает так весело на уроке математики.«Вспомнили забавный эпизод из жизни Эвариста Галуа»,-
не растерялась Лариса и ребятам понравилось, что она взяла огонь на себя и не стала освещать
перед завучем проблемы с классом. Намеченный план урока,конечно,рухнул, но мостик между
ней и классом был построен. Окрылённая успехом, уже перед звонком об окончании урока,
Лариса попросила записать, о чём они будут говорить на следующем занятии. В учительской её
уже ждали; на её столе водрузили букет с цветами и свободные от уроков учителя поздравили
молодую коллегу с боевым крещением. «Не страшно было, разница в возрасте не большая,
да и класс– не подарок ?,-спросил девушку физик,коллега по цеху,- у меня – перегруз, мои часы
в этом классе вам достались, знаю я этих орлов. Вы заходите ко мне в кабинет, я расскажу Вам,
где какие приборы находятся».«Спасибо, но мне бы сначала разобраться со своим кабинетом»,-
ответила Лариса и пошла на урок черчения в 8 кл. Здесь всё оказалось гораздо проще: во– первых,
детки младше, во-вторых,проверки их– примитивнее.Когда она спросила дежурного все ли
присутствуют на уроке,тот ответил: « Все,ещё и лишние есть».Лариса не привыкла во время
урока садиться ни на минуту,но то,что она увидела,подкосило её ноги и она машинально,придвинув
ногой стул к себе,опустилась на него, почувствовав, как фамилии в журнале поплыли перед глазами.


Успокоившись и делая вид, что изучает список, она сообразила, что если это чудовище не шевелится
и спокойны дети, значит, ”оно” не опасно. Сделав над собой усилие, она подняла глаза и увидела,
что у этого огромного филина с клацающим клювом и мигающими фонарями свешено одно крыло.
Лариса подошла к птице и,обращаясь к дежурному,произнесла:«Что же ты за дежурный, если
в классе у тебя непорядок ? Птица страдает, а вы все над ней потешаетесь. Придется мне нарушить
трудовую дисциплину и заняться этим несчастным больным созданием». Лариса не стала для
наведения порядка в классе привлекать руководство школы.Она потратила всего несколько минут
своего урока, чтобы наложить шину на больное крыло птицы и попросила отнести её в свою
фотолабораторию,чтобы филин выловил там всех мышей. Зато остальная часть урока была в полном
её распоряжении.
И больше ребята никаких проверок ей не устраивали. Наоборот, если объявлялся
где-то любитель покуражиться во время урока,его ставили на место сами одноклассники да так, что
у того пропадала охота веселиться "за чужой cчёт".Лариса усвоила главное:ребята её поняли и приняли.
Паша прослышал, что в школе появилась «паращютистка» и ему стало интересно, как она ведёт
себя на земле.От ребят он узнал,что «новая училка» организовала кино-фото–студию и шахматную
секцию.Он помнил их беседу у костра и ради встречи с ней пришёл на урок в чистой рубашке,
подстриженный и даже с учебниками и тетрадями.Она не сразу заметила его, сидящего в конце
класса и поразилась его перемене. В перерыве он подошел к ней, снова поздоровался и попросил
записать его в кино-студию.Лариса ликовала.После уроков она позвала его в свою лабораторию,
показала аппаратуру, фотоаппараты и спросила о сестре «Она на своём посту,- невесело пошутил
Паша,- ждёт меня в раздевалке». Лариса пригласила их к себе в гости. Когда они пообедали,
Паша предложил сыграть в шахматы и проиграл,удивился,сыграли ещё партию,снова–поражение.


Он считался сильнейшим шахматистом в школе и вдруг… Настя рисовала красками,заранее
приготовленными для неё Ларисой:«Паша,оставь её у меня,будешь приходить, когда соскучишься,
я ей и кровать приготовила». Глаза девочки заулыбались: «Здесь лучше,чем в твоей палатке».
Мальчик задумался.Родителям,конечно,всё равно,но он без сестрёнки не сможет,она- частица
его,и как можно будет жить,не заботясь о ней,Пашка не представлял.Чтобы не обидеть Ларису,
он сказал, что ему некуда будет девать свободное время.«Но ты ведь хотел обучиться игре на
баяне,- напомнила Лариса,- вот и начинай». Назавтра они договорились встретиться с препода-
вателем,который посоветует,какой инструмент следует приобрести и приступать к занятиям.
«Паша,а ты потянешь всё это–кино,музыка,ещё и уроки,в «лётное » не передумал ?»
- " Небо сблизило нас, я его не предам" , по – взрослому ответил юноша и Лариса поверила,
что так и будет.Очень она расстроилась,что Паша не оставил у неё сестренку,хотя взяла с него
слово,что в палатке они больше ночевать не будут и,если им нужна будет помощь,они к Ларисе
придут.Всё протекало,как она и планировала: школа, дом, кружки, музыка, тетради, дневники,
родительские собрания,методические объединения, педсоветы, классные часы, концерты.
Время летело неимоверно быстро. Ученики на контрольных и проверочных работах показыва-
ли хорошие результаты,а это говорило о высоком профессионализме молодого преподавателя.
Вскоре Ларису избрали в местный комитет школы и председателем методического объедине-
ния.Свободного времени оставалось всё меньше.На носу было выступление военного ансамбля
в окружном смотре, где она солировала в четырёх произведениях.Паша быстро и с удовольствием
осваивал тонкости игры на баяне и уже выступал на школьной сцене.Учился он легко и успешно.
Выходные и праздники они с Настёной проводили у Ларисы.Она готовила Пашу к поступлению
в летное училище, а сестрёнку – в школу. Родители вели прежний образ жизни и о детях вообще
не вспоминали.Как справлялся Паша дома с хозяйственными делами,он не рассказывал. Лариса
помогала настолько, насколько он позволял ей это делать. Если она на чем – то настаивала, он
надолго исчезал с поля зрения,хотя практически она уже заменила им мать.Баян Паша домой
не носил, боясь, что его променяют на «пузырёк», поэтому в доме Ларисы часто звучали не только
домра или баян, но и домра в сопровождении баяна. Это уже были маленькие концерты для друзей.


Лариса подкрадывалась к своей заветной мечте–вывести Павла на профессиональную сцену,чтобы
вселить в него уверенность в своей значимости в этой жизни, особенно это ему было нужно для
предстоящих экзаменов в вуз.Лариса начала разучивать"Неаполитанскую» и незаметно подсунула
Павлу его партию для баяна. Оба они так втянулись в это, казалось ,шутливое, соревнование,что
к окружному смотру их сольный номер был почти готов. К этому дню Павел был уже допризывником
и вопрос о зачислении его в ансамбль не составлял особого труда. Руководитель прослушал дуэт
и дал «добро».Теперь осталось отработать технику и отдельные сложные моменты исполнения,
чтобы играть на память,без нот.Но тут грянула беда...
«Не семейного и даже не школьного, а городского масштаба, - сказал директор школы, -
необходимо принять срочные меры и доложить в гороно о результатах». Педсовет был
бурным и затянувшимся.Каждый отстаивал свою гражданскую позицию и это зависело от
степени этой самой гражданственности, т.е. от количества граммов,цвета,запаха и вкуса
у её хозяина: у кого–то она была личной,кого–то судьба наградила общественной.Ларисе
позицировать было некогда,она понимала реальную угрозу, нависшую над Павлом, но пока
не знала,как отвести эту беду,ещё только зарождающуюся в этом смраде пафосных лаяний,
рычаний и звериных оскалов.
Она выжидала, когда «отведут душу» все желающие и лихорадочно
думала, что положить на чашу весов: то ли подписать себе приговор последующего увольнения
по статье о профнепригодности,и тогда её дети потеряют то,что она с таким трудом создавала,
а ученики талантливого педагога, или нарушить данное Павлу слово о неразглашении его тайны,
и тогда, может быть, в этой стае борзых, проявится хотя бы одно живое существо с человеческим
обличьем и выскажет разумное, доброе,вечное. Пусть исключат Павла из комсомола за открученные
головы этих самых посланцев мира, но дадут возможность закончить школу и получить аттестат.
Лариса поняла, что не сможет нарушить слово, данное Павлу и решение пришло, как в затяжном
прыжке с паращютом, в последнюю минуту, когда казалось судьба её детей да и её самой была
уже решена. Похоже,о ней забыли и последнего слова «подсудимому» давать не собирались.
Лариса Петровна встала со своего места, прошла через весь зал и строй презренных взглядов и
возгласов и остановилась в самом пекле судилища.Она не стала оправдываться и извиняться за то,
что «не оправдала доверия коллектива и высокое звание советского педагога».
Лариса была краткой :
« Почти у всех у вас есть дети,но ни чей ребёнок не живёт в лесу в палатке с сестрой, которую
хочется хотя бы раз в день накормить, при этом не воруя, учась в школе, оставаясь примерным
учеником, и это - при живых родителях. Сегодня мы знаем, где находится эта палатка. Где она будет
завтра и что станет с детьми, мы можем не узнать. Вот когда наступит ЧП несоизмеримого
общечеловеческими мерками масштаба. Я, пока ещё, как председатель месткома школы,прошу
всех подумать сейчас не об отчёте о данном событии в гороно, а о судьбе этих детей. Как классный
руководитель,прошу доверить мне разрешить эту проблему, дать моему ученику возможность закончить
школу, чтобы поступить в вуз, а после всего можете решать мою судьбу по своему усмотрению».
Наступила непривычная тишина и только шаги Ларисы, четкие и уверенные, нарушали тягостное
молчание недавно ликующей «голгофы». Директор школы объявил об окончании педсовета, а
Ларису Петровну пригласил к себе в кабинет, чтобы за всё поблагодарить и предложить в случае
необходимости свою помощь.«Странная позиция,- подумала девушка,- поливать при всех, а
извиняться наедине».
Лариса одержала очередную крупную победу и на такой мелочи не стала
заострять внимание.По обоюдному согласию с родителями,Паша с Настей переехали
к Ларисе и мальчик блестяще закончил школу,затем Высшее авиационное училище. Каждый год,
как сегодня, он спускает с небес в открытое окно второго этажа своей спасительнице огромный
букет её любимой сирени со словами :«Небо сблизило нас !» Потом берут в руки каждый свой музы-
кальный инструмент и дарят друг другу один и тот же подарок,но теперь уже единственному
зрителю – любимой выросшей Настёнке :