Мифологические перонажи

Юрий Чайкин
 

                Богатыри-титаны.

                В славянской мифологии мощью титанов наделяются  богатыри-великаны, олицетворяющие стихийную силу природы. Таких героев много: Горыня, Вернигора, Валигора, Вертигор, Дубыня, Дубодёр, Вертодуб Елиня (ель), Лесиня (лес), Дугиня (дуги гнёт), Верни-вода, Запри-вода, Поток-богатырь, Усыня, Медведко, Соловей-разбойник (ураганный ветер), Сила-царевич, Иван Попялов, Святогор. Богатыри представляют персонифицированную силу различных стихий: леса, гор, ветра, воды и пожара.   
                Горыня – исполинский спутник Перуна, громовержца. Если Перун разгуляется, то богатырь с гор камни выворачивает, деревья валит, реки запруживает завалами. 
                Дубыня – мифологический персонаж, лесной великан, может оборачиваться змеем. Охраняет вход в Пекельное царство, который находится на реке Смородине у Калинова моста.
                Другая группа богатырей – это волоты, исполины необычайной силы и величины. Они были неуязвимы. Также назывались римские воины, ссылавшиеся на северную окраину Римской империи. «Слава силы и могущества римского народа представила их воображению оных великанами; а потому и наделали себе из римлян особенных великорослых непобедимых существ». (Г.Глинка. Древняя религия славян. В кн. Мифы древних славян. Саратов. 1993, с 132.)
              Смесь славян и римлян дали новый народ, живший в области названной Валахией. Валахия – прародина нынешних молдаван.
              Ещё одна группа богатырей – это персонификация силы и мощи какого-либо племени в образе князя богатыря. Так Славян – князь славян, ему приписывали непомерную силу, мужество и храбрость. Он построил вначале город Славянск, а потом на его месте Новогород. Его братья Вандал и Скиф.
              Богатырями были и сыновья Славена – Волхв, Волховец и Рудоток. Волхов, по древней славянской легенде, был  волшебником. Плавал он по реке Мутная. Этот Волхов мог превращаться в диких зверей. Когда приближался неприятель,  то оборачивался в великого змея, ложился поперёк реки, от берега до берега, и тогда никто не мог проехать по реке, никто не мог спастись. В этом образе мощь природы слилась с представлением о могуществе человека, князя и жреца одновременно.  Возможно, Волхв был жрецом и надевал шкуры животных, особенно медведя. Вскоре и река стала называться Волхов.
               В славянской мифологии этот богатырь со времен становится божеством. Волх Всеславьевич – бог войны, сын Матери Сырой земли и Индрика-Змея, супруг Лели. Пытался покорить Рифейское царство и весь мир, но отказался от своих притязаний во имя любви к Леле, дочери Лады. В русском народном эпосе персонифицировался в Вольгу, Волха, волка-оборотня. Это положительный персонаж большинства былин.         
               Змей огненный волк, Вук Огнезмий, рождён от Огненного Змея. На свет он появился в человеческом обличье, но с волчьей шерстью. Творит добрые дела, совершает великие подвиги. Он перекидывается в волка, превращается в птицу как сам, так и вместе со своей дружиной. Змиулан – царь Змиулан или Полоз – одна из инкарнаций Огненного Змея.
             Зверь-Индр, Индрик, Вындрик – мифологический властелин подземелий и подземных ключей. Индрик-зверь спас Вселенную во времена всемирной засухи, выкопав рогом-молнией ключи и пустив воду в русло рек и озёр. Индрик-зверь низложен и убит сыном своим, Волохом, рождённым Матерью Сырой Землёй от Индрика-Змея; супруг змеи Пераскеи.   
              Златогорка – мифологический персонаж, великанша, первая жена Даждьбога.
                Индра – владыка Индра, Индра Громовержец – главное божество ведического пантеона.
                Кентавр. Китоврас. Полкан.
                В славянской мифологии были полулюди-полуживотные: полуконь, полубык, полупёс, полулев.
               Особое место занимают мифы о кентаврах в греческой мифологии.
               Во 2 тыс. до н.э. Фессалия фигурирует в  источниках как «пеласгийский Аргос», «ахейская Фтиотида». Её населяли пеласги, ахейцы, мирмидоняне, минийцы. Первым героем пеласгийского Аргоса был Иксион. Он считался родоначальником кентавров и смертным отцом царя лапифов Пирифоя.
                В незапамятные времена возле Олимпа жил Иксион, царь Лапифов. Полюбил он прекрасную Дию, дочь Дейонея, и пообещал её отцу несметные дары. Но жадность толкнула его на злодеяние. Вырыл он глубокую яму и наполнил пылающими углями. Потом он прикрыл яму тонкими досками и присыпал их тонким слоем земли. Когда отец возлюбленной отправился за золотом, то оказался в ловушке и умер в мучениях.
               Возможно, в этом случае описывается обряд инициации, посвящённый огню. А возможно, так приносились жертвы Иксиону как солнечному божеству. Но история на этом не заканчивается.   
                Иксион первый убил существо себе подобное. Поэтому боги и люди, к которым он обращался, отказывались провести обряд очищения. Сжалился над ним Зевс. Пригласил громовержец Иксиона на Олимп. Выпив нектара, Иксион поднял глаза, увидел Геру и возжелал её.
           Понял недобрые замыслы Зевс и, чтобы испытать гостя, ушёл, придав облаку образ Геры. Не понял обмана Иксион, бросился на облако, думая, что это прекрасная богиня. От оплодотворенного Иксионом облака родились и пали на землю необычные существа – кентавры. Были они существами грубыми и необузданными. Петь и танцевать они не могли. Радовала их только пища.
                В наказание за оба преступления приказал Зевс распять Иксиона на огромном, вечно вращающемся колесе. Его руки и ноги образовали необычные спицы, которые крепко привязали змеи к  ободу. После этого Зевс пустил колесо в эфир.
                В этом мифе показательно то, как на смену местному племенному божеству   приходит общегреческий верховный бог  Зевс.
               Вначале Иксион воспринимался как солнечный бог. В пользу этого предположения говорит то, как был наказан Иксион. За свои поступки он был прикован к огромному огненному колесу, вращавшемуся в эфире. Колесо у многих народов от Индии до Прибалтики рассматривалось как символ солнца. Кроме того, в пользу этой версии говорит и то, что Иксион приглашён на Олимп, и то, что он пытался обнять облако, которому Зевс придал облик Геры. Лошадь неизменно связывалась с самим светилом и богом солнца, который катил по небу в колеснице. Однако кентавры в какой-то мере олицетворяли пришедшие народы. Они свирепы, необразованны. Они не подвластны музам. О конфликте между кентаврами и людьми рассказывается в мифах.
                Жили кентавры на горе Пелион на юге Фессалии рядом со своими братьями лапифами. Кентаврам хватало горных пастбищ, и они не вытаптывали угодий, принадлежавших людям на равнине. Лапифы, в свою очередь, никогда не вторгались во владения кентавров. Кентавры и лапифы не только не враждовали, но и отмечали некоторые праздники вместе.
                После Иксиона лапифами правил его сын Пирифой. Он пригласил на свою свадьбу кентавров. Те прискакали целым табуном, но всем нашлось место за праздничным столом. Обрадовался Пирифой своим гостям и предложил им вина, налитого в кожаные мешки.
               От вина разгорелись у кентавров глаза. Стали они задевать невесту и других благородных лапифянок. А один, самый наглый, вообразив, что он на пастбище, задрал лошадиную ногу. Не стерпели Лапифы оскорбления, бросились на кентавров, обрезали ему нос и уши. Кентавры возбужденно начали кричать: «Не по-братски». Они опрокинули стол. Разъярённый Пирифой ударил кинжалом в грудь ближайшего кентавра. На помощь ему бросились другие кентавры, и превратилась весёлая свадьба в кровавую сечу. У кентавров не было своего привычного оружия, которым они оборонялись от волков, камней. Ведь они взяли только подарки невесте: цветё с горных круч, мёд в дубовых корягах, пучки целебных трав. Битва была неравной. Бросились кентавры бежать, а Лапифы пустились за ними, пуская вдогонку стрелы.
                Немногим удалось спастись. Стало тихо на горе Пелион, не доносились весёлые крики резвящихся кентавров. А те, что уцелели, ушли в глухомань и забрались в неприступные пещеры. Затаили они гнев на людей. И горе тому, кто встречал на своём пути кентавров. Убивали они его копытами или сбрасывали в пропасть.
                Кентавр Хирон отличался от своих собратьев, ибо он был сыном Крона, братом олимпийских богов. Да у него были четыре ноги с крепкими копытами, пышный хвост. И внешне он ничем не отличался от своих собратьев кентавров. Но он был богом. И мало того, он был богом мыслителем, богом воспитателем. Хирон, будучи получеловеком-полуживотным, не утратил своей связи с живой природой и мог разгадывать её сокровенные тайны. Он понимал язык растений, речь птиц. Он мог показать людям гармонию природы.
               Знания о жизни, о мире  у Хирона были безграничны и разносторонни. Мудрый кентавр обучал Ахилла метанию копья, стрельбе из лука, верховой езде, рассказывал ему о повадках зверей. Чтобы Ахилл мог рассказать о подвигах героев-предков, Хирон обучил его игре на лире. Другой ученик Хирона – Асклепий. Он был принесён на воспитание и обучение Аполлоном. От кентавра мальчик узнавал, какими свойствами обладает растение, его плоды, листья и корень. Ему открывались тайны природы, всемогущей матери-земли, дающей исцеление и продляющей жизнь. О многом поведал и  многому научил Хирон и Ясона, будущего предводителя аргонавтов.  На его попечении оказался и Геракл. Сын Зевса легко обучался конной езде, стрельбе из лука. Гораздо труднее ему давалась игра на лире.      
                Полкан, по всей видимости, охранял солнечных коней Святовита, коней богов солнца или богов-громовержцев.
                Среди полуконей Сивка-Бурка, Конек-Горбунок. По внешнему виду он вполовину или намного меньше героических коней бога. Он невзрачный, иногда даже уродливый. В метафорическом смысле он получеловек-полуконь: понимает дела людей, богов и бесов, говорит человеческим языком, различает добро и зло, активен в утверждении добра.
На свист богатырский,
На крик молодецкий,
Откуда ни возьмётся
Конь сиво-бурый
И сиво-каурый.
Где конь побежит,
Там Земля задрожит;
А где конь полетит,
Там весь лес зашумит.
На полёте конь изо рта
Пламенем пышет;
Из чёрных ноздрей
Светлые искры бросает;
И дым из ушей
Как трубами пускает.
Не в день и не в час,
Во едину минуту
Перед витязем станет.   
                Китоврас – крылатое чудище, кентавр. Иногда Китоврас – оборотень. При свете солнца правит людьми, а ночью перекидывается в «чудище звериное» и становится царём над всеми зверями и гадами.               
            
              Огонь, Царь-Огонь, - имя Грома в сказочном эпосе. Царица Молонья его жена. Вместе они противостоят Змею, сжигают его добро и стада, символически очищая Мать Сыру землю от всяческой скверны.
            
                Символика змей

            Значение змей как символов было несколько.
             Значение слова змея восходит к слову земля. Поэтому их появление и уход связывали с началом и завершением сельскохозяйственных работ. В связи с этим у славян было два, так называемых, змеиных праздника: 25 марта и 14 сентября. Весной в это время скот выгоняют на «юрьеву росу», земля становится тёплой и можно начинать сельскохозяйственные работы. С уходом змей завершалась и земледельческая деятельность. Таким образом, змеи символизировали цикличность труда земледельцев. Змеи играли роль своеобразных природно-климатических часов.
              Вторая функция змей – водная. Считалось, что они помогают вымаливать дождь. Было подмечено, что змеи любят не только тепло, но и влагу. В сказках змеи часто сосут молоко у коров облаков. Изображение змей, змейки и змеиный узор часто украшали древние сосуды с водой.   
              Дугой символ змеи, молнии и тучи, связан с небесной стихией, подвластной Перуну. Это змеи из свиты Перуна, олицетворяющей мощный разгул стихий. Змеи эти многоглавые, отрубишь одну, вырастает другая и пускает языки огненные (молнии).   
               Змей Горыныч, Горынище, - мифологическое существо, сочетает в себе черты птицы, пресмыкающегося и человека. Символика Горынища связана с культом неба, гор и скал. Змей Горыныч сын горы небесной (тучи). Он похищает красавиц (луну, звёзды и даже солнце). Змей может превращаться в юношу или девушку. Это связано с омоложением природы после зимы, после дождя.
             Однако у змей есть и полостью противоположная функция, которая связана прежде всего с гибелью людей от змеиных укусов.  Змеи из свиты богов подземного царства, Вия, Смерти, Мары, Чернобога и Кащея,  связаны   со смертью. Смерть (Кащей, Недоля) косит, собирает зловещий урожай мёртвых, а змей подземное царство стережёт.
               Иногда змея представляют как владетеля подземного царства, Ящера. В наодных песнях этот образ теряет свою сиволику и его называют Яшей.
               Чёрный змей – одна из инкарнаций Чернобога, рожден мировой Утицей в начале Творения, извержен в Пекло, олицетворение темных сил.
             В связи с тем, что двойственность сущности змея позволяет ему иметь знания и светлых, и тёмных сил, змеи считались хранителями мудрости, живой и мёртвой воды, целебных трав и несметных кладов. Отсюда змеи врачи и символы врачевания (Индра, Донор, Асклепий, Панацея). 
             В период христианства змей чествовали на Юрьев день 23 апреля.
   
             Память о языческих богах долго оставалась в воспоминаниях и предметах домашнего быта, утвари. И хотя они перестали быть предметом поклонения, но и до сих пор резное деревянное солнышко красуется под крышей избы, а петушиная голова ярко сияет на старинном медном самоваре.
               Абстрактное сознание, преобладание символики для объяснения мира и бога – это уже следующий этап развития, оформленный в новых религиозных представлениях. Появление символов солнечных знаков – круга, креста.
             Монотеистические религии (христианство и ислам) выражают новое осознание человеком себя в мире.
              Эти религиозные представление сменяют друг друга, но символика часто остаётся одна и та же.