Помянем друга Вовку!

Николай Львов 4
    
      Молодой человек! Не возражаете, если я присяду за Ваш столик? Или девушку ждете? Тогда удалюсь... Нет? Уже не придет? Жаль. Не печальтесь, может и к лучшему.. Вот Вы грустите, да и мне сегодня не весело. Точно, - не помешаю?
      Как Вас могу величать? О, красивое имя Роман. Да, и Вам как-то идет очень. Разрешите представиться: Михаил! Да нет, без отчества, прошу. Без отчества вроде и моложе себя ощущаю.. Хотя сдается мне, что Вашего отца я постарше буду. Мне шестьдесят. Да. Время неумолимо...
      Вы, как вижу уже отобедали. Кофе пьете. Нет? А давайте -ка, Рома вместе покушаем и немного выпьем. Не откажите старику.  Сегодня для меня день трудный. Да,..
      Вот гуляю с самого утра по Киеву. Красота то какая здесь! Весна в этом благословенном городе просто невероятно прекрасна.
      Знаете, сегодня впервые увидел цветущий красный каштан. Удивительно! Не знал, сколько живу на этом свете, что не только белым цветом хороши каштаны. Красные соцветия, однако, восхитительны, но чем-то и печальны, как призыв к нам грешникам задуматься о кровном, о родных..
      Не откажите, Роман! Сегодня сорок дней как умер мой самый близкий друг. Вместе в школе с первого класса. И в одной группе на физмате учились в Томске. После института его распределили в Киев. Не хотел ехать, дурачок. Видите ли пригласили в артисты, в ансамбль. Пел он чудно, играл на фоно, сочинял музыку.Талантливый Вовка был... Очень. С красным дипломом и в музыканты решил податься. Упрямый был тоже. Да. Всё же поехал - по специальности работал на сверх-закрытом предприятии. Лодки подводные строил...
      Ну да, в Киеве! Вы слишком молоды, потому и улыбаетесь сейчас. А я в Сибири остался. Началась перестройка. Зарабатывал, не поверите, очень не плохо. Мы изготавливали масло кедровое, продавали даже за рубеж. Это по-началу. Потом банкиром стал. Нормально поднялся. Деньги греб лопатой. А знаете..

      Официант! Заберите это Ваше меню. Не хочу никакой итальянской еды. В Киеве так редко бываю... И не побаловать себя украинской кухней? Сообразите мне, пожалуйста, котлету по-киевски. Да неужто повар не сделает? Ну. Вот и я думаю, что не разучились еще в Украине лепить вареники с вишней и борщ варить. Значит так:  две котлеты по-киевски и два раза по сто какого-нибудь коньячку украинского. Нет! Говорю, - в Италии буду кушать пасту и во Франции пить французский коньяк. Вот. Есть, разумеется. Только не Шустов. А вот крымский с превеликим удовольствием. Коктебель? Отлично! Заодно и вспомним эти ночи в Крыму...
 
     А Вы, молодой человек, не возражайте.  Помянем моего друга Вовку! Не в одиночестве же мне.. И Вы не торопитесь, как я понимаю. Посидим немного. Вон какой вид отсюда роскошный открывается... Красотища! Весна. Тепло.Все кругом в цветах и люди такие кругом милые, улыбчивые, гостеприимные. Хорошо...
     Знаете, Рома, я так натоптался сегодня. От Крещатика к Андреевскому Спуску через Софию прошел, потом вот сюда в поисках местечка, где можно полюбоваться видом на Днепр. Все Владимира вспоминал, наши с ним прогулки по этому прекрасному городу...
     А сказать честно? Киев мне всегда нравился больше, чем Вена или Париж. Будапешт очень красивый, конечно, но здесь именно что-то неповторимо теплое, родное сердцу, хоть я и сибиряк. Люблю я Киев - мать городов русских. Не знаю почему, но очень люблю! Красивый, чудесный и добрый город...

     А вот и коньячок принесли, да с лимончиком.  Давайте, Ромочка, помянем моего хорошего друга Вовку. Выпьем. ЦАРСТВИЯ ЕМУ НЕБЕСНОГО! Хороший был мужик. Резковат коньячок что-то.. А может это слеза моя попала в рюмку...
 
    Славный ты парень, как погляжу. Коренной киевлянин? Здорово. Родители тоже коренные? Вроде ты на украинца не сильно похож. А... Понятно. Мать наполовину украинка, а отец  сибиряк!? Ну! Это мне повезло. Почти родня. Откуда отец? Из Новосибирска? Ух, ты мать честная! Да и я родился там. Потом мы в Томск переехали. Отца перевели. Там и в школу, и в институт. Ну... Дорогой мой, мир тесен. Сибиряки, практически встретились. Вот и закуска подошла..
 
     Скажу тебе, Рома, что расстроила меня нынче София Киевская. Не удивляйся. Давно прошлый раз там был, уж и не вспомню в каком году. Тогда приехал к другу впервые. Он мне все достопримечательности показывал. Помню сильно потрясла Лавра! Но Софийский собор - это отдельная песня.. Ты знаешь какой она была до этой поганой реставрации? Вот тогда и не понять тебе, почему так сильно ее нынешний вид меня опечалил. Тогда, знаешь ли впервые в жизни задумался о Боге, когда стоял под тусклыми фресками в пустом храме... Словно музыку чудную услышал сверху. Трепетала душа и понял я - атеист, член КПСС, что где-то мы все заблудились, что-то неправильно понимаем про эту жизнь... Да. Благодать вроде на меня сошла в тот момент...
      А Вовка стоит такой задумчивый поодаль и смотрит внимательно на мою реакцию будто видит, что в моей душе переворот происходит. Всегда веселый, юморной и задорный здесь показался мне вовсе другим человеком. Спросил его на выходе:" Ты что, друг, в церкви ходишь? Верующим стал, физик-ядерщик?!" Не ответил. Просто пожал плечами и грустно так посмотрел. Представь! Как сейчас помню тот его взгляд. Чудным мне он показался.
      А? Что не так сейчас с Софией? Да поначалу и сам не мог понять. Стою вроде там, где и стоял когда-то, да вот никакой благодати не чую. Долго стоял. Все смотрел на яркие фрески.  Вроде и не они. Сама София так как и раньше смотрит вроде, а что-то не так. Поднялся на второй этаж, поближе подошел к фрескам. Понимаешь? Ужаснулся! Очки надел и ужаснулся... Вижу как поверх фресок намазано обычными масляными красками. Да! Может быть. Специально рассматривал. Да так грубо... Прости, Господи! Джамшуты, видно, мазали. Беда! Вместо позолоты - бронзовая дешевка. Расстроился, знаешь ли, аж до слез. Погубили Благодать, черти жадные.  И на этой святыни денег отмыли, поганцы. Не ведают, сволочи, что натворили!..
      Как это не понимаешь? Что? Да погубили Софию! А ведь как было сказано? ПОКУДА СТОИТ СОФИЯ И БУДЕТ СТОЯТЬ РУСЬ!!!

      Эй, официант! Еще по сто принесите нам. Нет возможности терпеть эту печаль...

      Ты, Роман, не думай, - со мной все нормально. Это от тоски мне грустно. Предчувствия нехорошие. Нельзя было Вам, украинцам, допускать глумления над святыней. Реставраторы! Так и страну свою отреставрируете, что мир не узнает. Эх, времена...
      Давай-ка еще по одной за дружбу России с Украиной? Чтобы стоял Киев века, как и Москва! Можно и чокнуться.. Давай!

      Вот смотрю я на тебя, друг, и думаю - повезло парню. Родился в таком чудесном городе, учишься в одном из лучших ВУЗов.. Я понял, - ты заканчиваешь  университет Шевченко? Верно? А ведь и я когда-то думал поехать сюда учиться.  Ваш универ был одним из лучших в Союзе. Да... Не рискнул далеко от родителей... 

     Вот и я говорю:" С дипломом тебе нынче не грозит по распределению попасть в какой-нибудь зачуханный Сибирский городишко. Устроишься на работу в столице, а там и в Европу можно податься. Чего не радоваться жизни?
     А Вова странным образом все рвался обратно домой, все не находил себя, мучился, искал чего-то и даже организовал потом совместное с америкосами предприятие. Вроде сельхоз продукцию продавал, по деревням ездил. Да какой из него бизнесмен?! Слишком открытая душа... Всем норовил помочь, деньги с трудом заработанные раздавал кому ни поподя без всяких расписок.  И связался с тухлой какой-то фирмочкой. Думаешь в Америке все крутые бизнесмены? Фиг тебе! Кинули его...      
      Говорил ему:"Вовка! Давай устрою в мой банк. Будешь спокойно работать и ни один х@й тебя не посмеет подставить!" Так нет.  Сам, видишь ли, должен всего добиться. Сколько раз талдычил ему, что нельзя доверять людям. Да и зачем помогать кому попало,и с какой стати тебя должны волновать чужие проблемы? Куда там..          
     Не везло по жизни человеку. Светлая голова, добрая душа, а везения - тю-тю... А знаешь как ему с личной жизнью, что называется, "подфартило"?! Целая история. Фильм можно снимать. Расскажу в двух словах, если ты не против. Ага..

     Парень он был видный. Девки штабелями ложились под него. Мне оставалось только завидовать. И что он учудил, думаешь?! Была среди его девчонок такая носатая не симпатичная евреечка. Или наполовину только. Вроде мама  еврейка ( мама к удивлению красивая была, дородная такая женщина), а отец.. Точно! Отец - хохол стопроцентный. Убойная смесь. Кхе-хе...
      Уехал в Киев. А она вскорости к нему прилетела. Вроде на пару дней. Ни одна из подружек не ринулась за ним. А эта - следом. И что, думаешь? Проходит время, Вовке дали отпуск на неделю на заводе их почтовом и рванул он домой...
      Так слушай! Трудно поверить, но случилась комедия. Она его встречает в аэропорту и везет якобы на часок к своим родителям знакомиться. Говорит, мол, познакомишься с моими и поедешь домой. Он, дурак, сел в такси и поехал к ней. На пороге ее мамаша встречает и нагло объявляет, что дочка, мол, от него ждет ребенка и он обязан жениться на ней. Причем прямо вот сейчас! Она, конечно же,  все уже устроила,-  договорилась в ЗАГСе распишут через двадцать минут. Дали ему рюмку водки прямо на пороге и усадили в машину. Тут и невеста подсаживается уже одетая в подвенечное платье. Поехали. Расписались...
      Уж после понятно было, что чего-то ему в водку подмешали. Вова словно тряпка был, ничего толком и сказать не мог. Вот бл@ди! Вернулись из ЗАГСа, а дома уже столы накрыты, гостей человек тридцать. Все, конечно, со стороны невесты.. Вот как дела делают настоящие жидо-предприниматели... Окрутили парня. Его то родители ни сном, ни духом... К ним попал лишь на третий день. Мобильников тогда не было. Сына потеряли, волновались,-  не прилетел в назначенный день...
    
      Конечно, и никакой беременности не было. Сын родился у них только через три года, после того как Светка переехала в Киев. Следом - дочка Анечка появилась. Красавица!..
      Понятное дело, каждый день мужика травить не будешь. Вот он и очухался вскоре.  А куда деваться?  Подкаблучник мягкотелый! Промаялся так несколько лет, да и ушел в одних тапочках. Все оставил. Все. Она долго пыталась его вернуть. Но каким-то странным образом, - все по колдунам шастала. И в то же время настраивала детей против отца, долбила тем, что,мол, папаша бешеные деньги зарабатывает, а от них скрывает и крохи только дает. А дети подрастают, потребности тоже..
       Вова на все шел, чтобы с сыном и дочкой наладить отношения, переживал очень. Все пытался побольше заработать, иной раз все детям отдавал...
       Эх! Сошелся с женщиной. Детей она ему не родила. Свои родные детки все более отдалялись. Думал все ж прорваться в бизнесе, но не тот он по натуре человек. Твердости в нем нет.  Напора! Подрабатывал ради деток, где только мог. Детей очень любил! Но наивный дурак ни разу не взял расписки с бывшей, что деньги давал на детей. Анютке уж почти 18 было, когда Светка подала на него в суд и доказать пыталась, что все эти годы ни копейки не видела от отца своих детей. Представь! Сумела убедить детей, нашептала, что папаша большие деньги имеет занимаясь бизнесом; они и выступили в суде, что мать одна их содержала. Посадили Вовку. Ничего не мог доказать.
       Потом, правда, оформили условно, вроде. Не знаю толком. Но судимость?! С его работой?! Пошло все под откос. Сломался мужик. Не видел его после лет пятнадцать. Говорили, что вновь занялся бизнесом. Опять не пошло. А как может бизнес наладиться, когда только и мыслей, как бы кого не обидеть? Переть надо буром, а он все чьи-то проблемы решает. Чудак - человек! Все ему надо, видите ли по-совести решать. По какой-такой, мать твою, совести в бизнесе?!
        Устроился на телевидение. Притянуло таки напоследок искусство... Анютке помог пробиться на сцену. Теперь вроде звезда! Но после суда ни разу с детьми так и не увиделся. Не мог простить предательства. Очень детей любил. Переживал. Сильно переживал. Сердечную болячку тяжелую заимел от всей этой жизни гребаной. Такие дела...
        Утомил тебя, Ромка?! Пора мне уже. Подскажи только как доехать отсюда до Бессарабского рынка. Завтра улетаю. Сальце надо прикупить.

       А ты знаешь, сколько народу было на похоронах?! Я прилетел в Киев с задержкой рейса на два часа. Чуть не опоздал на кладбище. Выскочил из такси и думал чего перепутал. Народу - тьма! Решил, что хоронят какого-то знаменитого артиста. Не протолкнуться! А сколько венков... Сколько цветов... Увидел сестру его Надежду и тогда лишь понял, что эти все люди пришли хоронить моего друга Вовку!..

       Хороший был человек. Обширный инфаркт. Умер во сне. Праведник. Ведь и в общем-то молодой еще. Да... А ведь много талантов дано было ему от рождения, но в жизни ни хрена так и не добился...Хороший человек - не профессия.

      Счастливо тебе, Роман! А за девушку не огорчайся. Может еще одумается. А может и не судьба.  Всякое в этой жизни бывает.  Всего тебе. Будь здоров!