Эстафета. Смерть по соннику

Любовь Архипова
Эстафету приняла
от Ирины Литвиновой  http://www.proza.ru/2014/12/08/2010
Роза - зеркало - усы  - яма
От Саши Недопушкина
Кристалл - монетка - маяк - планеты
В заключительной части рассказа две ассоциативные цепочки от Кандидыча:
1.Дождь – лёд – ладонь – детство;
2.Хрусталь - шкатулка - бабушка – лаванда;

- Я больше не хочу это видеть, я не вынесу, - перевернувшись в сотый раз на сбившейся, несвежей простыне, взъярилась Ольга,  медленно встала с кровати и побрела на кухню.

Тик-так, тик- так – услышала она  и со страхом посмотрела на  светящийся циферблат электронных часов, купленных ещё в советские времена.
- Всё верно: 03.30.- тяжело  вздохнула, и устало опустила голову.
- Ну, почему, почему каждый раз я просыпаюсь в одно и то же время уже почти  месяц?- прошептала она и отчётливо услышала высокий звон тишины в квартире.  Тишина звенела, как жужжащая муха.

- Откуда взялась муха? Скоро опять Новый год, какие мухи? – разозлилась Ольга.
Она привычно, на автомате, вскипятила воду и заварила зелёный чай.
- А что я дёргаюсь? Ну, 03.30 и что? Мне на работу? Или у меня дети?
Кошка – и та померла. Нет,  ну почему  именно в 3.30?- бесконечные вопросы забирали остатки воли.

Прихлёбывая горячий чай  из крошечной чашки, привезённой отцом из Китая, когда она была ещё маленькой девочкой, Ольга прикрыла глаза, чтобы оживить картинки разбудившего сна, в котором видела только отца.

"Лёля, это - твой папа," - услышала Ольга радостный голос  мамы. Во сне матери не было,  а отец  молодой и красивый стоял в прихожей и казался высоким, как дядя Стёпа из любимого стишка, который ей часто читала бабушка.
 
Отец наклонился, подхватил её на руки, крепко прижал и поцеловал.  Оля здорово испугалась : усы отца кололись и были чёрными, как у ужасного Бармалея.- первая цветная картинка закончилась.

Ольга помнила, что когда она была маленькой, к ним, и правда, приехал какой-то усатый незнакомец, и мать сказала, что он её отец. Детская память цепко ухватила, как мать, после отъезда незнакомца, несколько дней  не выходила из дома , всё плакала и плакала, а бабушка страшно кричала на неё и даже несколько раз ударила маму по щекам.

-Почему мне ни разу не явились,  ни мама, ни бабушка. Слышу только голоса. Не хотят они мне даже на минутку показаться – обиделись. За что? – удивлялась, но память ответа не давала.

Потом медленно, откуда-то выплывала  картинка вторая. Оля видела себя одиноко стоящей у пустой могильной ямы, в которую должны были опустить бабушку. Она не испытывала страха. Долго и молча стояла, потом перевела взгляд на соседнюю,  мамину могилу. Бабушка умерла ровно через неделю после мамы.
 
Красивая молодая мама улыбалась с фотографии, а бабушка на памятнике выглядела грустной.  Оле казалось, что она слышит, как бабушка на фото, словно живая, тяжко вздыхает. Именно от этого вздоха Ольга вздрагивала во сне, и вторая картинка заканчивалась.

Прислушиваясь,  некоторое время  к звукам в спальне, она снова проваливалась в сон, чтобы увидеть финальную - третью картинку.

Словно с киноэкрана,  каждый раз появлялась засохшая роза. Вот именно с этой розой к Ольге приходил липкий ужас, и она снова и снова  безуспешно пыталась понять какого цвета была роза, когда цвела. Ей казалось, если она определит цвет, то спасётся, и, понимая, что все попытки тщетны - в ужасе просыпалась.
 
Ольга  почувствовала подступающие слёзы и, чтобы не разрыдаться, медленно двинулась в ванную. Побрызгала лицо холодной водой: не помогло – слёзы смешались с каплями воды.

Взглянула в зеркало и, в очередной раз, удивилась отражению. Ей не хотелось себя узнавать.
-Нет. Это не я,– и снова на кухню. Ольга открыла лежавший на столе сонник и стала читать страницы с закладками, хотя ответы уже знала наизусть.

"Видеть разрытую, пустую могильную яму  - предвещает свою или чью-то смерть", - прочла и ухмыльнулась.
- Какую «чью-то» смерть? Понятно – мою ,- уверенным голосом возразила соннику.
"Засохшая роза предвещает душевные страдания", - привычно нашла знакомую строку на странице 68.

- Ну, что же, страдания надо прервать,- твёрдым голосом, непонятно к кому обращаясь, решительно наполняя ванну водой, тихо произнесла Ольга.

- Где же мой  магический кристалл? - выйдя из ванны и старательно вытирая волосы насухо, Ольга поспешила в спальню. Открыв нижний ящик комода, она облегчённо вздохнула – кожаный футляр был на месте.

Она резко бросила полотенце на ковер и, волнуясь, села на кровать. Ещё бы! В её руках сверкал шар из изумруда.

Однажды бабушка, изучая старинный затёртый до дыр  «Атлас планет», подозвала её и, как волшебница, откуда-то из-за спины, протянула Ольге загадочно мерцающее чудо  и сказала

«Лёля, никогда ни при каких обстоятельствах никому не рассказывай об этом магическом кристалле. Береги его. Будет тебе тяжело, возьми его в руки и он тебе поможет. Кристаллы о многом могут поведать: берилловый – о прошлом, кварцевый, но только розовый, о любовных делах, а изумрудный поможет тебе отличить правду ото лжи. Не тревожь кристалл попусту, храни его в футляре, а настанет час, когда тебе надо будет узнать правду, можешь его спросить, но только один раз».

- Вот и пришёл мой час, - положив изумруд на раскрытую ладонь, Ольга пыталась успокоить дыхание. От шара по комнате заиграли яркие, как спасительный свет маяка, лучи. Она чувствовала, что тело напряглось, закаменело, а произнести задуманное никак не решалась.

- Тот мужчина с усами, которого я видела всего один раз в детстве, когда мать мне сказала, что он мой папа, приходится мне родным отцом? – замирающим голосом спросила Ольга, и … застыла.
- Нет,-  мгновенно, словно током, ударило в ответ. Она испугалась, вздрогнула , шар выпал из задрожавшей руки.
-А если ты меня обманул?- Ольга легонько толкнула ногой шар, и он быстро покатился к бюро, на котором лежал любимый бабушкин «Атлас планет».

Она медленно, словно боясь спугнуть, на цыпочках, подошла к изумруду, подняла его и положила на бюро. Ольгу лихорадило: лицо пылало, а тело сотрясал озноб.
-И что теперь? – она готова была прокричать так мучивший  её  вопрос, но, не зная почему, осторожно взяла бабушкин атлас.

Он был в кожаной обложке, и оказался жутко тяжёлым. Ольга вернулась на кровать и села. Медленно и бережно начала листать атлас, как вдруг увидела между страниц старинную монетку, а на полях ровным бабушкиным почерком , словно мелким бисером, были написаны какие-то слова.

Ольга читала и не верила глазам:

«Лёля, я не знаю, услышала ли ты ответ кристалла, но я надеюсь, что сейчас читаешь эту страницу моей книги, которую я специально для тебя заложила монеткой. Я знаю, детка, какой вопрос ты задала кристаллу, поэтому хочу сама ответить тебе, родная моя: Нет. Это был не твой отец. Твоя мать не хотела, чтобы ты узнала настоящего отца и вместо него показала  тебе своего постоянного клиента. Я скажу всю правду: твой отец неизвестен. Не ищи. Но ты не одинока. Не страдай. Я – всегда с тобой».

Ольга закрыла книгу и опустилась на ковёр. Ноги её не держали...
На следующий день после прочтения послания бабушки Ольга решила не ходить на
работу. Непрекращающийся уже целые сутки дождь тоску только усиливал.

- Господи, что делать? – спрашивала себя Ольга в сотый раз, хотя твёрдо знала, что никто ей не ответит – она осталась одна. Надежда отыскать отца рухнула бесповоротно.

Головная боль не отпускала, распекала и без того натянутые струной нервы. Ни лёд к вискам, ни таблетки не спасали. Она с трудом встала с постели, взяла   ароматизированную с запахом лаванды свечу, зажгла тонкий фитилёк и снова легла. Голова слегка закружилась от приятного запаха, который снова возвратил её к воспоминаниям о бабушке.

В дверь позвонили, но открывать ей никому не хотелось. Сверлящий голову звук дверного звонка не унимался.

- Вы кто? – удивленно спросила, увидев высокого, худощавого,  солидных лет мужчину.
-Давний знакомый Вашей мамы и…, - он замялся и замолчал.
- И…? – Ольге показалось, что он словно чего-то испугался.
- И… Вашей бабушки,- выдавил два слова и сделал шаг назад.
- И что? – разозлилась Ольга, и, не дожидаясь ответа, хотела закрыть дверь, но незнакомец смотрел на неё, не отводя взора. Ей показалось, что ещё чуть-чуть, и он упадёт перед ней на колени - его глаза молили.

- Мне надо Вам  кое-что сказать. Только сказать и всё, - совсем тихо, но настойчиво. Ольге было всё равно, голова трещала  так, словно в ней поселились стрекочущие кузнечики. Она кивнула и, не оглядываясь, молча пошла в свою комнату.

- Ольга, я много лет ждал  и, если бы не бабушка, Мария Михайловна, наша встреча могла бы состояться  гораздо раньше, - его глаза смотрели на Ольгу, а ей казалось, что он её не видит, настолько немигающим был взгляд. Она ничего не понимала, но его волнение её настораживало.

- С твоей мамой мы - погодки, выросли в соседних дворах, ходили в одну школу, а когда я вернулся из армии, твоя мать дождалась меня,  и мы решили пожениться. Можно я закурю? – закашлялся и замолчал. Ольга молча пододвинула ему чайное блюдце.

«Странно, зачем мне  его слушать?» – она рассматривала мужчину, которого видела впервые в жизни, пытаясь понять, почему так легко позволила ему не только войти, но рассказывать о себе. «Кто он? Что ему от меня надо?» - вопросы молоточком стучали в голове.

 - Мой отец и твой дедушка, хотя и работали в разных цехах завода, знали друг друга очень хорошо – много лет ходили вместе на охоту. После армии отец  частенько брал поохотиться и меня с собой. В тот день мы пошли на зайца…,  - незнакомец замолчал, а Ольге уже хотелось быстрее узнать причину его визита к ней.

- И Вы убили зайца? – чтобы хоть как-то нарушить напряжённость монолога гостя, Ольга натянуто улыбнулась.

- Я убил твоего дедушку. Случайно. Глупо,- мужчина снова замолчал,  и перестал наконец-то смотреть на Ольгу.

-Вы пришли ко мне, чтобы облегчить свою душу? – спокойно спросила она – Мне мама и бабушка много рассказывали о дедушке, но я его не знала. Он умер – так мне говорила бабушка - до моего рождения.

- После выхода из тюрьмы я сразу же пришёл к Кате, в смысле – к твоей матери. Когда я сидел за убийство по неосторожности, она часто писала мне, обещала дождаться, сообщила, что у нас родилась дочь, – он  снова закурил.
-Оля, это ты родилась. Понимаешь?

- Я ничего не понимаю,-  с трудом ответила оглушённая его признанием Ольга.
- Вспомни, ты меня видела, один раз, вспомни, дочка…

Трясущимися руками он вынул из кармана маленькую шкатулку из хрусталя, открыл её, вынул из неё колечко, подошёл к Ольге, взял её за руку и положил его на ладонь.

- Ты знаешь, твоя мать долго болела, я в больнице её навещал, - он уже не сдерживал слёз,- перед уходом Катя отдала мне это колечко, и просила меня передать его тебе, но только после смерти твоей бабушки.

- Твоя мама боялась, что ты мне не поверишь… . Я не мог раньше к тебе прийти. Мария Михайловна  прокляла меня и сказала нам с Катей, что только после её смерти мы с Катей можем быть вместе, но видишь, как оно получилось, Катя ушла первой.

Парализованная услышанным, Ольга вдруг чётко увидела картинку из совсем недавнего сна, из детства: высокий худощавый мужчина держит её на руках, целует, ей щекотно от его усов, а он радостно шепчет ей, что он… её папа.