Освободиться из сетей дьявола

Афонин Вячеслав
Прошло уже более двух тысяч лет с тех пор, когда Бог послал в мир пророков, с том числе своего сына Иисуса, чтобы провозгласить истину. За это время общество не стало добрым. Те, в чьем сердце живет: "Бог есть любовь" -готовы проповедовать снова и снова. Но разве дело в том, что люди оказались глухи к истине? Наоборот, вся современная, даже светская, культура основана на мировых религиях. Даже атеистические идейные течения… А что до 10 заповедей...
-Да, нужно так поступать, да кто ж это соблюдает?- растерянно оправдываются люди.
Нет, истина услышана хорошо. Люди воспринимают учение о любви к ближнему именно как истину, но бессильны ей последовать. Почему?
Вот тут-то мы и приходим к проблеме сетей дьявола.
Сети дьявола – это то, что мешает нам спастись. Это, что заставляет нас поступать так, будто мы служим дьяволу, помимо нашей воли.
Если бы можно было указать, какова субстанция сетей дьявола!
Тогда можно было бы дать техзадание механику, чтобы создал специальный инструмент, которым можно было бы разрезать эти сети. Или химику, чтобы изобрел чудесный эликсир: плеснешь им на сети дьявола, а они растворятся.
Конечно, механик и химик вряд ли помогут – субстанция сетей дьявола совершенно иная. А какая?
Обратим внимание на такой, казалось бы, парадокс. Человек имеет божественную, а не дьявольскую, природу, ибо Бог создал человека по образу и подобию своему. Вырваться из сетей дьявола для человека означает не только повернуться к Богу, но и к самому себе.
Почему же человек пребывает в отчуждении от собственной божественной природы? Как сети дьявола оказываются сильнее стремления к Богу, если человек подобен Богу? Бог стремления к дьяволу в человека не закладывал. Это выглядит парадоксально.
Парадокс, однако, разрешается, если вспомнить понятие «система». Система – это не просто хорошо отлаженный механизм, где все части выполняют каждая свои функции, а сообща способствуют выполнению системой своего предназначения. Главный признак системы – это то, что она обладает качествами, несводимыми к сумме свойств ее элементов. То есть у элементов системы в сумме есть десять свойств, а система обладает еще и одиннадцатым свойством. И это одиннадцатое свойство не только не входит в число  свойств любого из элементов, но еще и противоречит им.
Не очень удачный, но очень простой пример –молекула воды. Это система из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Кислород в свободном состоянии прекрасно поддерживает горение, водород в свободном состоянии прекрасно горит. А вместе, будучи объединенными в систему молекулы воды? Вода  не только не горит и не поддерживает горение, но и тушит огонь
Не является ли системой общество? В этом нет никаких сомнений, и элементов в нем поболее будет, чем атомов в молекуле воды.
Долг перед любимым мужчиной или любимой женщиной, перед детьми, перед родителями, перед обществом – как часто они противоречат друг другу!
Андрий из «Тараса Бульбы» Н. Гоголя оказался перед выбором: долг перед Родиной или долг перед любовью. Спасти любимую девушку от голода в осажденном городе или предать боевых товарищей? Как ни поступи, а окажешься подлецом, и приходится выбирать… А когда отец, старый Тарас, поймал его, Андрий не сопротивлялся, а смиренно принял момент расплаты за свой выбор…
Да, если бы все люди выполняли Божьи заповеди, не было бы этой войны, и Андрию не пришлось бы выбирать…
Словом, общество влияет на человека. А о том, как в некоторых случаях общество развращает человека, превращая его в зверя, наглядно демонстрируют опыты фашистов над узниками концлагерей. Является ли добром указать на человека и сказать кому-либо: пусть он умрет? Конечно же, нет! Даже с самого отъявленного злодея праведник не лишил бы жизни. Связал бы, заключил бы в тюрьму с мощными решетками, но не лишил бы жизни. Но когда надсмотрщик концлагеря говорит: если ты не выберешь 10 человек, кому умирать, то мы расстреляем 50, и ведь это будет также на твоей совести – тогда что делать? Автор затрудняется дать единственно верное решение в такой ситуации, но, к счастью, не это является целью настоящей статьи.
Думается, сказанного достаточно, чтобы сделать вывод: сети дьявола имеют своей субстанцией не веревки, не цепи, не шелк, не пеньку и не сталь, но эта субстанция известна. Эта субстанция – системные связи общества.
Именно системностью объясняется парадокс, что человек, имея божественную природу, проявляет дьявольские качества. И неслучайно Иисус из Назарета сказал: «Царство мое не от мира сего». Не от мира сего, но для мира сего,- интерпретирует эти слова писатель Д. Гранин. Живи для людей этого мира, и в действиях руководствуйся лишь любовью, не обращая внимание ни на что иное, как будто ты не от мира сего – объясняет этот принцип великий гуманист ХХ века А. Швейцер. То есть под «миром сиим» понимается  прежде всего «мирское» - определенным образом организованное общество. Вот где коренятся эти путы! И ясно, что разорвать такие путы – это процедура болезненная и часто просто опасная для земного бытия.
А аналогия с пеньковыми веревками справедлива еще по одной причине. Это субстанция, изучаемая мирскими науками. И сложность управления системными связями по сравнению с механическими системами из шкивов и пеньковых веревок обусловила то, что физика и химия появились давно, а социология – лишь в конце ХХ века. Если мы хотим искать путь воздействия на путы дьявола, то искать нужно именно там.
Предвижу возражение, что для спасения души предлагается мирской инструмент. Не является ли это недооценкой роли религии, священника, молитв и божественного провидения?
Нет, не является. Ведь разве не верно, что, найдя временное пристанище в земной жизни, мы проявляем свою любовь к Богу через материальные действия в материальном мире? И будучи лучше технически оснащенными, мы можем эффективнее помочь ближнему своему. Если кому-то нужна помощь срочно, то мы попытаемся быстрее оказаться с ним рядом, полагаясь на самый быстрый транспорт, позовем ему на помощь земного врача, вооруженного земными инструментами и лекарствами. И лишь поместившись в быстрый транспорт и усадив туда врача со всем необходимым, мы можем теперь помолиться, чтобы Бог помог нам спасти нашего дорогого ближнего. Не следует проявлять гордыню и на основании своей принадлежности к правильной религиозной конфессии высокомерно огульно отрицать роль всего остального.  И самое главное. Социология не заменит путь к Богу и не претендует на то, чтобы стать новой религией. Социология есть только инструмент, и использовать его можно во зло или во благо – в зависимости от того, в чьих она будет руках. Сегодня социология однозначно на службе дьявола – она служит тому, чтобы оболванить человека, навязать ему выбор одного из практически одинаковых зол. Наша же задача – воспользоваться накопленными мирянами-учеными знаниями о системных связях общества таким образом, чтобы они перестали служить путами дьявола.
Мы к знаниям о системных связях общества обратимся только затем, чтобы порвать сети дьявола – и только. Дальше – заповеди Бога. И – личная воля каждого. Ибо мы снимем только те путы, снять которые сложно и болезненно. Потому люди и не избавились от них за 2 тысячи лет, что нельзя от каждого требовать подвига. Сам Иисус из Назарета, понимая такую слабость человека, призывал: «не судите и не судимы будете». Дальше – идти ли к Богу или оставаться с дьяволом – выбор самого человека.
И если задача-минимум – использовать знания о системных связях общества, так, чтобы они перестали служить сетями для душ человеческих, то задача-максимум – поставить их на службу добру как инструмент праведных для свершения ими добрых дел.
Можно, конечно, идти путем, традиционным для церкви – взывать к каждому индивиду в отдельности, чтобы достучаться до как можно большего числа людей.
Если бы все сразу взяли на себя мужество и разорвали сети дьявола, в которые до сих пор он заключал наши души… Да, это был бы выход, именно к этому призывают христиане и мусульмане… Если бы все поступили так… Все бы стали праведниками… Это, в принципе, доступно каждому отдельному человеку, его решимости и воле.
К чему призывает и чему и учит Церковь. Все правильно. Кто ж это станет отрицать!
Беда лишь в том, что этого не произошло за 2 тысячи лет, и вряд ли произойдет в дальнейшем. Разорвать сети дьявола – это болезненная процедура, придется сильно пораниться, потратить все силы, зачастую – распрощаться со своим земным физическим бытием… Особенно опыты над заключенными в фашистском концлагере демонстрируют это.
А вы думаете, что нельзя освободиться от земных железных оков в буквальном смысле? Читатель, станете ли вы осуждать человека, который не приходит на помощь к ближнему своему, в ней отчаянно нуждающемуся, потому что прикован наручниками к стене? Вы его полностью оправдываете, не так ли?
Тогда вспомним эпизод из фильма "Воры в законе". Бандиты приковали шофера за руку к стене гаража, а затем подожгли этот гараж. И пришлось шоферу освободиться - крича от боли, он перепилил пилой свободной рукой прикованную руку... Словом, от любых оков освободиться можно, дело лишь в цене...
То есть никто не говорит, будто Церковь ошибается, но Церкви за 2 тысячи лет не удалось убедить людей этим путем последовать массово. Слишком сильны путы дьявола. А вот если бы их убрать…
Кстати, если бы их убрать... Если бы все стали праведниками, общество оказалось бы устроено по-другому. Все честно трудились бы на благо общества. Не нужно было бы денег, чтобы ограничивать человека, чтобы он не взял себе лишнего, из-за чего остальным не достанется. Впрочем, сейчас шахтеры выполняют самую тяжелую физическую работу за гроши. Ученые, изобретатели, писатели, художники часто работают не за деньги, а даже жертвуя деньгами во имя творчества. А кто-то наживает огромные суммы денег, а потом финансирует бандитов, убийц, мятежников, фашистов, а тем, кто на него честно трудится, платит так мало, что они не могут свести концы с концами… То есть: деньги должны бы служить ограничению человека, а на деле служат для злоупотреблений…
Не нужны были бы деньги и как регулятор производства в обществе праведников. Они бы устроили единый информационный центр, куда бы стекалась информация обо всех потребностях. Так как все – праведники, все давали бы только правдивую информацию о потребностях, и зачастую даже скромно умалчивали бы о некоторых потребностях. Наоборот, врачи, психологи, социальные работники и прочие помогали бы выявлять и информировали бы центр о таких потребностях.
А на основе данных центра формировали бы план производства, а потом распределяли бы, что кому нужно.
Не нужны в обществе праведников и юристы, пишущие хитроумные законы. Каким бы хорошим, как бы хитроумно составленным ни был закон, всегда найдется более изощренный ум, который сможет найти в нем лазейку – это во-первых. Во-вторых, законы исполняются людьми, а людей всегда можно подкупить или запугать. Так и происходит в нынешнем обществе. А в обществе праведников, свободных от пут дьявола, все и так будут честными, и законотворчество станет ненужным.
То есть общество, состоящее из праведников, было бы устроено однозначно не так, как наше нынешнее. Наше же нынешнее общество изначально считает человека жуликом, и в нем, действительно, правят бал, торжествуют жулики. Если заменить в нем людей порочных на праведников, зла стало бы поменьше, но в таком виде оно для праведников устроено неэффективно. Например, положившись на рынок как сигнализатор потребности, они бы обнаружили, что деньги выявляют не потребность, а спрос. То есть у кого есть деньги, тот приобретет себе золотой унитаз, а у кого нет денег, тот не получит буханки хлеба или сердечных капель. Поэтому деньги были бы заменены информационным центром
Не сбил ли бы работу такой системы (общества праведников) некий человек, не поставивший себе целью служение Богу? Возможно, но в этом случае он направлялся бы не дьяволом, а собственной глупостью. «Защита от дурака» обязательно присутствует во всех современных сложных системах. А той кровной заинтересованности во зле, которую создает дьявол, у него более нет, ибо дьявол более не держит его в своих сетях. Поэтому серьезной опасности это не представит, и общество праведников может быть устойчивым, и способствовать тому, чтобы каждый делал как можно больше добрых, полезных людям дел, а зло бы не преумножалось.
Чтобы перенаправить системные связи общества в нужном направлении, превратить их из орудия зла в инструмент праведных, нужно изучить их свойства.
Социология – это наука, которая абстрагируется от индивидуальных качеств человека и учит, что его поведение соответствует его положению в обществе.
Верно, что отдельный высокоморальный индивид способен подняться выше интересов, диктуемых его социальным положением, и действовать по божеским законам. Но социологический подход признает, что таких людей немного, более того, вряд ли их действия способны повлиять на общую картину.
Кроме того, порочная система почти всегда находит способ выжить случайно оказавшегося там честного человека; он понимает, что его могут легко оболгать и подставить, выставить виновным за все пороки системы! Остается либо уйти, либо остаться и… извлечь выгоды из порочности системы для себя, ибо пытаться менять что-либо все-равно безнадежно, к тому же опасно. Но с конкретного доходного порочного местечка можно уйти, а от общества в целом не уйдешь… Это то же, что мы говорили о возможности подвига разрыва пут дьявола отдельными индивидами, но не обществом массово.
Вот почему попытки деятелей Церкви апеллировать к отдельному, погрязшему в сетях дьявола индивиду, в масштабазх всего человечества не возымели успеха.
В Евангелии есть такая притча: Иисус пришел в одно селение, чтобы спасти одного одержимого  дьяволом индивида, подошел к нему…
- Иисус, сын Божий, что тебе до меня? Оставь меня! – с болью в голосе вскричал тот.
Обратим внимание: одержимый дьяволом вовсе не относился к Иисусу враждебно, ни считал Его враждебным себе, а признавал его авторитет и даже выказал к нему уважение, не забыв повеличать Его сыном Божьим. И все-таки просил оставить его в покое
Иисус спросил:
-Как имя тебе?
- Легион имя мне,- ответил тот,– ибо нас много!
Ни много, ни мало, практически все человечество… Не пора ли нам через две тысячи лет услышать, наконец, этот голос, этот отчаянный вопль? Само Евангелие кричит нам о нашей ошибке…
Нет, начинать нужно не с отдельного индивида, запутавшегося в сетях дьявола, а с системы, порождающей путы дьявола. Или, точнее, махая одним крылом, важно не забывать и о другом. Где искать инструмент, нам теперь известно.
И, как мы знаем, этот инструмент никто не пытался применить людям во благо, а лишь с целью грязных манипуляций общественным мнением. Может быть, для перенаправления социологии на службу добру из нее придется выбросить все, что наработано до настоящего времени, оставив лишь подход. И добавим, что за два столетия до создания этой науки появились социальные мыслители, которые данный подход применяли задолго до создания социологии, и применяли его не к социальном процессам в небольшом городе или стране на малом отрезке времени, а ко всей истории в целом. Да, речь идет о формационно-классовом подходе К. Маркса, о его тезисе, что человек есть продукт общества.
Возможно, кто-то вспомнит советское прошлое, сталинские репрессии и гонения на Православную церковь.
Найдутся многие, кто согласится с утверждением, что Иисус, если бы он оказался в Советском Союзе, и увидев пусть не религиозную, но светскую духовность, чистоту и доброту советских людей, сказал бы советскому человеку то же, что сказал одному человеку, явно доброму, хотя и не ставшему Его учеником: «Недалеко ты от Царства Божия».
Но – и это важно понять! - автор вслед за великим гуманистом ХХ века Э. Фроммом утверждает, что К. Маркс мало ответственен за то, что происходило в Советском Союзе, а советская идеология оказалась мало похожей на учение К. Маркса. Еще раз: учение К. Маркса и советская идеология – это не одно и то же!
Более того, в учении К. Маркса главным было не материализм и плановая экономика, не революционное насилие (не будем также забывать, что это был древний мыслитель), а такое преобразование системных общественных связей, которое бы убрало сдерживающие путы и максимально способствовало свободному развитию личности. Звучит похоже на то, о чем мы говорили на протяжении всей статьи, не правда ли? Э. Фромм характеризует учение К. Маркса как духовный гуманизм, выражаемый светским языком.
Но ведь и ни в одной научной книге вы не найдете ссылок на Божью волю. Это объясняется тем, что любые частнонаучные явления – столь тривиальны (не для нас, не постигших созданных Богом законов бытия данного мира, но для самого творца-Бога), что они просто действуют, (возможно, с ведома Бога, ибо все, что происходит в этом мире, происходит с Его ведома, но для Него это не есть творческий акт). Т.е. это для Него столь тривиально, что оно просто выполняется, и примешивать сюда Бога – значит грешить, употребляя Его имя всуе. Это просто выполняется, и для этого Богу не нужно наших молитв. В общем, это метод любой науки.
Так и великого мыслителя К. Маркса следует читать, обращая внимание на идеи, связанные с преобразованием системных общественных связей и их влияние на человека, на освобождение души из пут дьявольских системных связей, а не на отдельные смущающие вещи типа материализма и революционного насилия. Более того, применительно к обществу слова об «историческом материализме» следует понимать не столько как отрицание Бога, сколько как аналогию. Ведь науки социологии в его время не было, а он открыл, что общество как система может быть познано научно, по аналогии с теми системами – физическими, химическими и биологическими – для познания которых в его время науки уже были, то есть материальными системами.
Ведь раньше были люди - ревностные поборники религии - которые преследовали изобретателей, ученых. Теперь нам понятно, в чем была их ошибка. Они думали, что человек создает новые свойства мертвой материи, и тем самым подвергает ревизии Божий замысел. Как мы теперь знаем, Бог дал человеку неживую материю для творческого применения, сами священнослужители охотно пользуются благами цивилизации, вместо того, чтобы предавать анафеме, скажем, врачей, пользующихся современным медицинским оборудованием. И любой ученый, изобретатель подтвердит, что он лишь творчески использует свойства материи, заложенные в нее Богом, но сотворить материю с новыми свойствами бессилен. Так не наступаем ли мы теперь на те же самые грабли с тем, что у Маркса называется социальной материей?
О том, как общество влияет на изначально созданного добрым человека, до Маркса много писал Руссо. Собственно, не обязательно именно марксизм. В своей разумной части марксизм совпадает с учением группы Жака Фреско и его товарищей, создателей и героев фильмов серии «Дух времени». Если первый фильм, к сожалению, критикует и даже высмеивает религию, то последующие – второй и третий – весьма разумны. Они о том же – о системных связях общества и их влиянии на человека. Но и первого бы фильма не было, если бы они поняли, что критики заслуживает не религия, а недобросовестные священники. То есть настоящая статья не рекламирует какую-либо конкретную идеологию, а призвана лишь указать подход.
Напоследок заметим, что настоящая статья не дает все ответы в деталях на вопросы, связанные с нейтрализацией сетей дьявола, то есть будут разочарованы те, кто надеялся использовать данный текст как законченную пошаговую инструкцию к освобождению от пут дьявола. Но подход выявлен и остается в силе. Мы живем в материальном мире и выражаем любовь к ближним и стремление к Богу через действия материального тела в материальном мире, а его действия ограничены действием законов материальных и социальных (не путать с юридическими). Используя как инструменты для совершения добрых, богоугодных дел материальные блага, созданные благодаря познанию законов мира естественными науками, мы должны для спасения мира, а с ним и собственных душ, обратить пристальное внимание на социальные науки – ибо дьявол, как было показано в настоящей статье, кроется именно здесь, причем практически в прямом смысле. Сети дьявола мешают обществу стать обществом праведников и всем нам спастись.. Но  случайно ли дана человеку свобода воли? Как ее правильно употребить? Несомненно, Богу угодно, чтобы человек был стоиком, который рвет сети дьявола и сохраняет стойкость, как первые христиане и праведник Иов... Но только ли это? Не игнорируем ли мы некоторые знамения? Например, общество не стало праведным за 2 тысячи лет. Не есть ли это знамение? Может быть, Богу угоден не только стоицизм, но Он хочет, чтобы человек еще и подумал, нашел творческое решение?
Сначала Бог создал человека богоподобным. Затем через пророков преподал истину в рациональной, словесной форме. А затем появились 2 вещи: 1) социология - наука о сетях дьявола; 2) глобальные проблемы, способные уничтожить все человечество. Это - знамение. Либо вырвемся из сетей дьявола, либо - апокалипсис. Ибо свобода воли подразумевает ответственность. Выбор за человеком.