140. Форма

Анатолий Шуклецов
...образ входит в образ и предмет сечёт предмет.
Борис Пастернак.

140.1 – 140.11: Пытаюсь найти. – Начните с содержания. – Приходит сама собой. – В искусстве форма всё. – Бездарность это бесформенность. – Два измерения вещей искусства. – Должен создавать и свои. – Сделать её совершенной. – Стремиться к умеренности. – Всякий сюжет требует особой. – Вечную жизнь даёт форма.


140.1. Пытаюсь найти…

Всё пытаюсь найти удовлетворяющую форму «Хаджи-Мурата», и всё нет. Хотя как будто приближаюсь. Лев Толстой. // Есть такие книги, которые год за годом отказываются быть написанными. Не потому, что книги ещё нет и не стоит её писать; для неё не находится соответствующей формы. Для каждой книги существует только одна такая форма, не удастся найти – не будет и книги. Можешь испробовать десяток неудачных форм, но как далеко ни продвинься в работе, каждый раз вдруг обнаруживаешь, что форма не та. После этого книга неизменно останавливается и отказывается идти дальше. «Жанну д’Арк» я начинал шесть раз. Когда, наконец, нашёл верную форму, я сразу понял: это именно то, что нужно. Марк Твен. // Творчество – это страсть, умирающая в форме. Михаил Пришвин. // Произведение искусства – туман, изваянный в образ. Халиль Джебран. // Творческая идея до тех пор жива, пока не застынет в совершенной форме. Рефат Шакир-Алиев. // Я мечусь, мечусь, мечусь. Ни одну форму не могу избрать окончательно. Дмитрий Фурманов. // В течение двенадцати лет я шесть раз пытался написать простой маленький рассказ, который, я знал, потребовал бы часа четыре работы, найди я верную отправную точку. Шесть раз я зачёркивал неудачное начало. Как-то в Лондоне, я предложил сюжет рассказа для напечатания в журнале с тем, чтобы назначили премию тому, кто его лучше напишет. Увлёкшись, я говорил на эту тему полчаса, пока не услышал: «Вы же всё рассказали. Остаётся закрепить его точно таким на бумаге». Я понял, что они правы. Через четыре часа рассказ был кончен. Значит, понадобилось двенадцать лет и четыре часа на этот крошечный рассказик. Марк Твен. // Материю видит перед собой всякий; содержание находит лишь тот, кто имеет с ним дело; форма же остаётся тайной для большинства. Иоганн Гёте.


140.2. Начните с содержания…

Но искусство – это, прежде всего, содержательная форма. Глина не является художественным явлением, таковым она становится только в форме вазы. Владимир Зюськин. // Тайна формы в том,  что она – граница. Георг Зиммель. // В литровую бутыль два литра не нальёшь. Юрий Классик. // Всему есть определённые границы. Гораций. // Только удалив всё лишнее, можно достичь совершенства форм. Виктор Савельев. // Всякая форма есть выражение какого-то внутреннего содержания. Ромен Роллан. // Мы видим форму, но думаем о содержании. Валентин Борисов. // Анна Голубкина спросила одного начинающего скульптора: «Что вы сейчас делаете?» – «Пока ничего. Ищу форму», – мечтательно ответил тот. – «Начните лучше с содержания», – последовал совет. // …форма – плоть мысли. Гюстав Флобер. // Форма без содержания – это звонок, который не звонит. Оскар Блюменталь. // …вырождение литературы. И эта погоня за новой формой, потому что нет содержания. Если есть что сказать, так не станешь отыскивать форму: тут как-нибудь, поскорее вылить это. Лев Толстой. // Да, я всё больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льётся из его души. Антон Чехов. // Лев Толстой ценил форму лишь тогда, когда в произведении было значительное идейное содержание. Форма – сосуд для содержания. // Но если тебя мучит жажда, какое тебе дело до формы кувшина? Восточная мудрость. // Ответ на вопрос «как писать» не может быть дан без ответа на вопрос «зачем писать». Нельзя отыскать средство, не зная цели. Никому не дано разорвать этот двучлен, уйти от подсказки, навеваемой писателю содержанием при работе над формой произведения. Константин Федин. // Когда у тебя есть что сказать и ты чувствуешь, что такого ещё не сказал никто, нужно ощутить это настолько остро, чтобы непременно нашёлся способ всё выразить так, как никому прежде не удавалось, и тогда сольются, накрепко соединятся что и как, словно бы они пришли к тебе одновременно. Скотт Фицджеральд. // Строго этимологически не существует понятия формы. Форма – это наиестественнейшее выражение мысли. Леконт де Лиль. // Форма и содержание – это расхожие понятия, под которые можно подвести всё и вся. Мартин Хайдеггер. // Высшая забота мастера заключается в том, чтобы формой уничтожить содержание. Фридрих Шиллер.


140.3. Приходит сама собой…

Между тем книги, в особенности прозаические, обладают живучестью скорее, благодаря своему содержанию, чем форме изложения; один слог сам по себе никогда ещё не спасал книгу. Самуэль Смайлс. // Только произведение, в котором воплощена истинная идея, бывает художественно, если форма совершенно соответствует идее. Николай Чернышевский. // Гений заключается в умении выражать банальные вещи оригинальным образом и придавать законченную форму текущей жизни. Безымянный автор. // Дядюшка пел так, как поёт народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне всё значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. Лев Толстой. «Война и мир». // Мысль сама выбирает форму. Роберт Стивенсон. // Искусство есть «что?» и «как?»; «что» рождает форму «как». Илья Глазунов. // Когда есть что сказать, форма не играет особой роли. Она приходит сама собой. Причём адекватная содержанию. Александр Зиновьев. // Хорошее содержание – всегда в форме. Анатолий Брейтер. // Важно и «что сказать», и «как сказать». Но «что сказать» – важнее! Будет содержание – придёт и форма. Виктор Конецкий. // …у Чайковского на первом плане всегда стоит выражение – «что», а не – «как». Гениальная же интуиция и первоклассная техника сами собой дают это «как». Николай Мясковский. // Никогда музыкальная мысль не является во мне иначе, как в соответствующей ей внешней форме. Пётр Чайковский. // В искусстве, вдохновлённом непосредственной жизнью, знание формы приходит само собой. Лев Толстой. // …форма есть внешнее выражение внутреннего значения. Василий Кандинский. // Позаботься и о форме, но больше всего о том, что выскажется в форме. Всё искусство – в содержании, в том, что действительно тебе дороже всего и что ты хранишь в твоей душе, как самое дорогое, самое святое. Оно, это святое, тебе и укажет характер образа (формы), оно тебя будет руководить. Николай Ге. // Роман сам выбирает свою форму. Уильям Фолкнер. // Поэтому сначала тебе должно быть во всей глубине понятно, «что» ты хочешь сказать, тогда ты найдёшь, «как» надо сказать. Знаменитый тезис, над которым в своё время подсмеивались формалисты, – сначала «что», то есть сначала содержание, а потом «как», то есть форма. Содержание диктует форму. Константин Федин.


140.4. В искусстве форма всё…

Всякая вещь есть форма проявления беспредельного разнообразия. Козьма Прутков. // Всякое явление есть мысль в форме. Виссарион Белинский. // Бальзак, будучи мощным прозаиком с необычайно богатым и выразительным языком, считал, что он не столь блистательно владеет формой как Виктор Гюго. // Пикассо – это форма, Матисс – это цвет. Василий Кандинский. // Ах, форма, форма – всё зависит от неё. Она имеется в любой, самой обыкновенной пригласительной записке к обеду, которую, по уверению одного дипломата, чрезвычайно трудно написать. Жан Энгр. // Может быть, то, что мы называем совершенством в искусстве не что иное, как та уверенность в созидании, та внутренняя необходимость, та нерасторжимая взаимная связь между содержимым и оболочкой, которая есть в каждой раковине и которую мы хотели бы видеть в произведении, созданном человеком. Поль Валери. // Форма – возможность структуры. Людвиг Витгенштейн. // Поэтическая форма – это и корабль, и якорь одновременно. Шеймас Хини. // Для поэта форма – это узда и мундштук, без которых ты не поедешь верхом (если только ты не циркач); но для прозаика – это шасси, без которого твоя машина просто не существует. Сомерсет Моэм. // В науке форма изложения не имеет никакого значения и вся сила в идеях. Иоганн Гёте. // В произведении искусства первостепенно важно не «что» сказано, а «как» сказано. Александр Солженицын. // В искусстве форма всё, материал ничего не стоит. Штауб берёт за фрак, сшитый из собственного сукна, столько же, сколько за фрак, сшитый из сукна заказчика. Он говорит, что требует плату за фасон, материю же дарит. Генрих Гейне. // Не хорошо вычищенный, а хорошо сшитый сапог показывает красивую форму ноги. Мишель Монтень. // Идеально, когда форма не стесняет, даёт полную возможность мыслям течь широко, хотя и по определённому руслу и к определённой цели, то есть к тому, что наиболее полно выражает идею. Сергей Сергеев-Ценский. // Не будем пренебрегать формой в литературе. Ведь это кубок, куда наливается вино. Макс Бирбом. // Форма – это тело, хранящее душу. Чжуан-Цзы. // Больше всего я ценю крепкую, ясную форму с выпуклыми мускулами, со смуглой кожей. Гюстав Флобер. // Даровитость художника далеко не имеет сходства с даровитостью мыслителя. Высшее стремление художника состоит в том, чтобы облечь свой предмет (живописи, музыки или литературы) в то совершенство изящных форм, в котором мысль (иногда даже не из особенно глубоких) находит свой апофеоз, и которое упрочивает за даровитостью право на бессмертие. Самуэль Смайлс. // Держит ли он в руке резец, перо или кисть, художник действительно заслуживает этого имени лишь тогда, когда вселяет душу в материальные предметы или сообщает форму душевным порывам. Александр Дюма-сын. // Умение облечь свою идею плотью совершенной формы – лишь это, и только это значит быть художником. Жак Давид. // Произведение искусства, которому недостаёт надлежащей формы, не есть именно поэтому подлинное, то есть истинное произведение искусства. Георг Гегель. // Искусство есть форма. Не существует ни плохих, ни хороших стихов. Есть стихи, совершенные по форме, и есть стихи, несовершенные по форме. Форма – всё! Теофиль Готье.


140.5. Бездарность – это бесформенность…

Стихи рождаются, сонет мы сочиняем, конструируем. Это искусственная форма. Владимир Зюськин. // Шекспир был истинным мастером сонета. Блестяще владел формой. Сонет предъявляет поэту строгие формальные требования. Здесь без мастерства не обойтись. Нынче, особенно в европейской и американской поэзии, произошёл распад формы. Верлибры – так называемые свободные стихи, без рифмы, а порой и без ритма – заполнили книжные магазины. Поэзия как искусство довольно быстро деградирует, потому-то читатель и теряет к ней интерес. Из книги «100 великих писателей». // Прежде в литературе вырабатывались новые формы: «Записки охотника», «Мёртвые души», «Записки из Мёртвого дома», Аксакова «Семейная хроника», наконец, без ложной скромности, моё «Детство и отрочество» – это всё были новые формы. Теперь это кончилось. Лев Толстой. // Я сегодня что-то не в форме, – сказало содержание. Евгений Винокуров. // Порядок – это форма, на которой зиждется красота. Перл Бак. // Порядок происходит из беспорядка, форма из хаоса, как это было при сотворении Вселенной. Роллоу Мэй. // …форма – это последовательная и осознанная организация материала. Скотт Фицджеральд. // Искусство вносит правильность, без формы не передашь ничего, а всё страшное тем и страшно, что оно бесформенно и неправильно. Евгений Шварц. // Сила таланта – в умении придать идее форму. Антуан Ривароль. // Бездарность – это бесформенность, неопределённость. Максим Горький. // Глубокая идея становится внушительной только в совершенной форме. Только благодаря форме она возвышается до великого значения. Посягательство на возвышенные идеи доморощенными средствами вызывает брезгливое чувство. Илья Репин. // Как профессионал я чувствую форму и всегда довожу её до конца, потому что иначе у меня нет конечного продукта. Ведь главное в каждом деле – создать форму, нечто цельное, завершённое, от начала до финала. Армен Смбатян. // …чтобы задуманное воплощалось у тебя в окончательных исчерпывающих формах и освобождало место для последующих замыслов. Борис Пастернак. // Прекрасные творения суть детища собственной формы, каковая рождается прежде них. Поль Валери. // Подлинное счастье в творчестве даёт лишь обретшее форму произведение, ибо лишь оно истинно живёт и дышит. Аморфные описания, лишённые начала и конца, не наделены самостоятельным бытиём. Юрий Нагибин. // «Форма стоит дорого», – ответил Валери, когда его спросили, почему он не публикует лекций, читанных им в Коллеж де Франс. Ролан Барт. // Самое благочестивое содержание можно убить неудачной формой. Иеромонах Симеон (Томачинский).


140.6. Два измерения вещей искусства…

Форма никогда не существует без содержания. Иоганн Гёте. // Содержание и форма – одно. Одно с другим неразрывно связано. Владислав Ходасевич. // Изменение содержания влечёт за собою изменение формы. Дмитрий Фурманов. // Держи форму, а содержание подтянется. Бертольд Брехт. // В полноценном искусстве нет бессодержательной формы и не может быть неоформленного содержания. В искусстве форма произведения неотрывна от его содержания. Павел Медведев. // Форма и содержание – две категории, не существующие никогда раздельно одна от другой. Вы говорите, что я обращаю слишком много внимания на форму. Увы! Это всё равно, что тело и душа, для меня форма и идея – одно целое, и я не мыслю одно без другого. Гюстав Флобер. // Форма должна быть изящна, но этого мало, она должна соответствовать содержанию и заключать в себе всё необходимое, но только необходимое. Блез Паскаль. // Форма есть высшее содержание. Фридрих Геббель. // …форма до последней запятой должна соответствовать содержанию. Виссарион Белинский. // Форма – это тоже содержанье. Пламенная форма – у огня. Вложено торжественное ржанье в форму совершенную коня. Облако набухшее набито тёмным содержанием грозы, и такое содержанье скрыто в форме человеческой слезы! Евгений Евтушенко. // Форма и содержание есть два измерения вещей искусства: форма – измерение внешнего, поверхности; содержание – измерение в глубину. Михаил Пришвин. // Форма и содержание представляются мне единством, и я не знаю, чем является одно без другого. Максим Горький. // Поиски формы у настоящего художника происходят от необходимости найти такую форму, которая не должна чувствоваться, а всецело должна быть поглощена содержанием. Георгий Свиридов. // Что такое форма?.. Это как капроновый чулок на ноге женщины – он должен быть не виден. Назым Хикмет. // Лев Толстой положительно отзывался лишь о тех произведениях, где художественная форма была настолько естественна и соответственна содержанию, что не только не бросалась в глаза, но как будто и не замечалась читателем. // …по совершенному равновесию содержания и формы. Дмитрий Мережковский.


140.7. Должен создавать и свои…

Пётр Чайковский строил форму замечательно, но по-своему. У Баха одни законы формы, у него – другие. В баховской форме Чайковский чувствовал бы себя как в клетке. Джордж Баланчин. // Гений всегда начинает собою новую эпоху, являясь с творениями в столь новых формах, что никто и не подозревал их возможности. Виссарион Белинский. // Начал писать «Фальшивый купон». Пишу очень небрежно, но интересует меня тем, что выясняется новая форма, очень sobre [трезвая]. Я думаю, что каждый большой художник должен создавать и свои формы. Если содержание художественных произведений может быть бесконечно разнообразно, то также – и их форма. Как-то мы с Тургеневым говорили об этом, и он совершенно согласился со мной. Припоминали всё лучшее в русской литературе, и оказалось, что в этих произведениях форма совершенно оригинальная. Не говоря уже о Пушкине, возьмём «Мёртвые души» Гоголя. Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное. Потом – «Записки охотника» – лучшее, что Тургенев написал. «Мёртвый дом» Достоевского, потом моё «Детство», «Былое и думы» Герцена, «Герой нашего времени»… Разговаривая о Чехове с Лазаревским, уяснил себе то, что он, как Пушкин, двинул вперёд форму. И это – большая заслуга. Содержания же, как у Пушкина, нет. Лев Толстой. // Старые формы художественного самовыражения, по существу, исчерпаны. Доказательство этому в литературе – Толстой и Достоевский. Они обозначили некий предел для искусства, который уже не преступишь, и они же, с другой стороны, вывели искусство на некий рубеж, за которым открываются совершенно новые перспективы. Святослав Рерих. // Деятели искусства опираются на творческий опыт предшествующих поколений, на существующую форму, наследуют их. Но в старой форме не всегда можно выразить новое содержание. Старая форма не остаётся неизменной, а развивается, обогащается. Действительные причины этих поисков всегда коренятся в новом содержании. Виктор Шкловский. // Я замышляю совершенно по-новому начать работать с формой, чтобы новое содержание, которое я хочу вложить в неё, нашло наиболее точное выражение. Герман Гессе. // Обновление формы всегда подсказывало содержание. Борис Галанов. // В искусстве есть два надёжных пути к успеху: выражать старое содержание в новых формах и наполнять старые формы новым содержанием; и один ненадёжный – творить новые формы с новым содержанием. Первыми двумя следуют таланты, последним – гений. Рефат Шакир-Алиев.


140.8. Сделать её совершенной…

Хорошее содержание, выраженное в плохой форме, есть плохое содержание, во всяком случае, другое по отношению к хорошему. Постулат о единстве формы и содержания. // Вот у Чехова форма выступала из материала, как бриллиант из алмаза. Сергей Сергеев-Ценский. // Мысль в блестящих рубаи Омара Хайяма отлита в чеканную афористичную форму. Георгий Гулиа. // Странное дело эта забота о совершенстве формы, недаром она. Но недаром тогда, когда содержание доброе. Напиши Гоголь свою комедию грубо, слабо, её бы не читали и одна миллионная тех, что прочли. Надо заострить художественное произведение, чтобы оно проникло. Заострить, и значит сделать её совершенной художественно – тогда она пройдёт через равнодушие и повторением возьмёт своё. Лев Толстой. // По одному и тому же вопросу каждому здравомыслящему человеку приходят в голову примерно одни и те же соображения, и лишь та форма, в которую они облечены, вызывает внимание и восхищение слушателей. Филипп Честерфилд. // Велика заслуга поэта, если он сумел придать своим мыслям столь всеобъемлющую, столь яркую форму, что почти целое поколение взглянуло на мир его глазами и увлеклось переживаниями, которые его вдохновили. Жорж Санд. // Величие литературного произведения зависит от формы его воплощения, благодаря которой писатель достигает высот своего призвания. Жоржи Амаду. // Пушкин считал драму высочайшею формою искусства. Николай Чернышевский. // Художник достигает успеха тогда, когда ему удаётся найти совершенное выражение прекрасной темы. Генри Джеймс. // Форму такую найти, как бы квадрат или круг, то есть безукоризненную, из тысячи одной тысячу первую. Павел Чистяков. // Найти форму, вполне соответствующую данному замыслу, – вот секрет создания шедевров. Гюстав Флобер. // Совершенную форму достичь просто, отсекая лишнее или добавляя недостающее, но сложно не перепутать эти действия. Рефат Шакир-Алиев. // Мрамор и стих – это два материала, представляющие разные трудности для обработки, но в то же время только они одни способны навеки сохранить доверенную им форму. Теофиль Готье.
 

140.9. Стремиться к умеренности…

Стандартные мысли требуют оригинальной формы, чтоб они зазвучали; оригинальные мысли требуют стандартной формы, чтоб они стали доступны. Илья Шевелёв. // Если существует несколько возможных восприятий формы, то обычно выбирается то из них, которое является наиболее простым, упорядоченным и осмысленным. Закон хорошей формы. // Дарование небольшое, а он умел найти простую форму, и его сочинения не очень значительны, но приятны. Лев Толстой. // Писать следует достаточно просто, чтобы не затруднять грамотного читателя, а форма должна облегать содержание, как искусно скроенный сапог облегает стройную ногу. Сомерсет Моэм. // Художественная форма – это ставшее зримым содержание. Иозеф Гофмиллер. // Я понял, что не только людям, но и писаниям выдающаяся форма иногда вредит и надо во всех вещах стремиться к умеренности. Франческо Петрарка. // …к краткой, ясной, неоспоримой и неспорной и доступной самому неучёному человеку форме. Лев Толстой. // Потому что никто почти не удосуживается под «формой» подразумевать просто «ясность» вещи. А.Арьев. // И главное, не потей над картиной, большое чувство передаётся сразу, немедленно, мечтай и ищи для выражения своей мечты самую простую форму. Поль Гоген. // Порою в нашем уме рождаются мысли в форме, уже такой отточенной, какую он никогда не смог бы придать им, сколько бы ни ухищрялся. Франсуа Ларошфуко. // Увлечение формой, как правило, приводит к вычурности. Сергей Сергеев-Ценский. // Совершенство формы есть преимущество падающих эпох. Василий Розанов. // Достоевский – такой писатель, в которого непременно нужно углубиться, забыв на время несовершенство его формы, чтобы отыскать под ней действительную красоту. Лев Толстой.


140.10. Всякий сюжет требует особой…

Каждое произведение искусства живёт в том измерении, в каком оно задумано и в каком передано автором. Федерико Феллини. // Есть какая-то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдёт себе соответствия в драматической. Я даже верю, что для разных форм искусства существуют и соответственные им ряды поэтических мыслей, так что одна мысль не может никогда быть выражена в другой, не соответствующей ей форме. Фёдор Достоевский. // Для каждого произведения искусства всегда оптимальна единственная форма его выражения. Александр Солженицын  // Не роман? Прекрасно. Но и «Мёртвые души» Гоголя не роман, и «Записки из мёртвого дома» Достоевского не роман, – так что же? Если это не роман, то это та форма, в которой мне заблагорассудилось высказать то, что я хотел высказать. Лев Толстой, в ответ на критику «Войны и мира». // Хороши наши молодые, нечего сказать! Они целиком поглощены словесной битвой и нисколько не подозревают, что в настоящее время в литературе дело идёт совсем о другом – о полном обновлении формы творений, порождённых воображением, о какой-то иной форме, не похожей на роман,  ибо это – форма старая, приевшаяся, стоптанная. Эдмон Гонкур. // Природа без конца создаёт новые формы. То, что существует теперь, никогда не существовало раньше; то, что было, никогда не вернётся. Иоганн Гёте. // Всякий сюжет требует своей особой формы. Оноре Бальзак. // Силу новую благородных юных дней в форму старую, готовую необдуманно не лей! Николай Некрасов. // Только новое «своё» содержание даст и новую лучшую форму. Владимир Короленко.


140. 11. Вечную жизнь даёт форма…

Форма – это скелет произведения; но есть произведения, которые совсем его лишены. Все произведения смертны, но те из них, которые имели скелет, живут в этих бренных останках гораздо дольше, чем те, которые состояли только из мягких частей. Поль Валери. // Книги сохраняются в потомстве только благодаря совершенству формы и глубокой правдивости в описании человеческой природы. Андре Моруа. // Любое творение, имеющее форму, даже если оно создано человеком, бессмертно. Ибо форма не зависит от материи и состоит она не из молекул. Шарль Бодлер. // В самой форме человеческого стиха есть нечто мироутверждающее. Юлий Айхенвальд. // И боги и кумиры сокроются во мгле; звук лиры – пребудет на земле. Творите и дерзайте, но замысла запал влагайте – в бессмертный матерьял! Теофиль Готье. // Запись в дневнике редко дарит существование пережитому. Вечную жизнь даёт лишь форма. Она же одновременно и проверка пережитому. Сильно и ярко пережитое легко находит свою форму. Юрий Нагибин. // Жизнь аморфна; литература даёт ей форму. Франсуаза Саган. // Художественная прочность: тройная защита формой содержания стихотворения. Юрий Казарин. // Творить какое-либо бытие – значит творить форму. Плотин. // Не погружаться в хаос или по крайней мере не оставаться в нём. Нет, напротив, из хаоса, который есть изобилие, поднимать к свету то, что способно обрести форму, что созрело для неё. Не умствовать! Трудиться! Разграничивать, отсекать, придавать форму, завершать! Томас Манн. // И вперёд, не торопясь – за работу. В её плодах сконцентрирована вся энергия творческого бытия, иначе она растекается бесцельно почти, ибо не обретает формы. Георгий Свиридов. // Наибольшая тайна в творчестве – это самовоскрешение в завершённости формы. Совершенная форма и есть для художника то самое, что все другие граждане всевозможных профессий сознают как свой гражданский долг. Михаил Пришвин. ///