Ностальгия по математике и не только...

Калина Горькая
   
            

   
                Памяти Ленины Ивановны Зайцевой,
                посвящается.

   Десятый класс... 1969-1970 год.
Мы все такие разные... Одни уже  почти взрослые, зевающие на уроках
после танцев и поздних свиданий,  готовые чуть ли не замуж...
Иные, совсем ещё дети... ни разу не целованные.
Умники и не очень, отчаянные модницы и тихони - скромницы...
И первая любовь, которая, как известно, редко бывает взаимной...
Объединяла нас всех суровая необходимость получения аттестата.
Какая-то накопившаяся за все годы учёбы усталость и жуткое нежелание
учиться. Особенно тёплой листопадной осенью или снежной нарядной зимой
с её балами. А как сосредоточиться сумасшедшей весной, источающей
феромоны любви?

Но каждое утро я бежала в школу по узким улочкам старого города,
забегала в кафе "Под лунник", пила маленькую чашечку кофе, прибавляла
шаг вдоль Бастионной горки с городским каналом и, вот, я уже в родных
стенах школы.

Учиться не хотелось... но куда денешься? Я сидела с Ларисой на
предпоследней парте у окна. Это была в отличие от меня серьёзная,
старательная, уютная, с тяжёлой каштановой косой на плече девочка.
Дружим до сих пор. С третьего класса.  За спиной на последней парте   
сидела загадочная Ленка Фрейберг - девочка с томным взглядом из-под
усталых век. Иногда после уроков мы с ней, гуляя по городу, заходили
в кафе "Коза", что рядом с магазином филателии на улице Вальня.
Там собирались художники, хиппи и прочие неформалы.
Ленка предлагала мне, как художник художнику, сшить пальто из
верблюжьего одеяла, нацепить крупные украшения из слоновой кости
и стать "не как все".
Мне же - "стесняше" и "скромняше" наоборот очень хотелось быть,
как все, да и единственного одеяла было жалко. Заходили мы и
в Академию Художеств помечтать и подышать хотя бы одним воздухом
с будущими живописцами.

Моя 17-я средняя школа находилась в самом центре города, среди парков,
модных кафе, театров, недалеко от Домского собора в Старой Риге. 
В бурлящем потоке городской жизни. Школа считалась одной из самых
сильных и престижных.
Наша "тройка" котировалась выше "пятёрки" в других школах. Почему злая?
В ней не могли учиться, переведённые по каким-либо причинам из других
школ - слишком высокие были требования. Когда после восьмого класса
Решением РОНО в нашей школе создали три девятых класса, набрав учащихся
из других школ, выяснилось, что они не в состоянии учиться наравне с нами.
Эксперимент не удался и почти все, как пришли, так вскоре и отсеялись.
Нам повезло: "Тяжело в ученье - легко в бою», но мы об этом и не
догадывались.
Ведь нам не с чем было сравнивать. И, как показала жизнь, даже последние
двоечники из нашей школы до сих пор пишут грамотно, а некоторые из них
даже умудрились стать учителями!

Утром было особенно лениво постигать ненужные и лишние, как нам казалось,
науки. Безумно хотелось спать. Особенно в тёмное время года. С девятого
класса мною был придуман особый режим дня, который на всю жизнь сделал
меня "совой".
Впоследствии это отлично помогало написанию курсовых и контрольных работ,
которые, как известно, всегда пишутся в последнюю ночь.
После школы я с удовольствием гуляла по городу. Потом обедала и ложилась
спать. Проснувшись часов в одиннадцать вечера, я до четырёх утра в полной
тишине коммунальной квартиры делала уроки. Потом опять засыпала на часик,
другой. И так до утра.

Учителя наши были великолепны! А мы - в большинстве своём - дерзкие
 оболтусы с великими планами на будущее. Лично я собиралась стать
 одновременно журналистом, экономистом и художником. После школы мы
 бегали на курсы рисования, где нас считали одаренными детьми, писали 
заметки в подростковый раздел "Факел"  в «СМ»*. Ещё умудрялись успевать
участвовать в школьном Вокально Инструментальном Ансамбле. Пели мы
звонко и про Ладу, и про Синий иней, что лёг на провода, и «А я иду,
шагаю по Москве».
Музыка в те весёлые 60-е была светлая, добрая, живая. Или мне это сейчас
так кажется? Наверное... Старею.
И особенно она нравилась пенсионерам, перед которыми мы иногда
выступали. Мы, конечно, были фанатами "Битлов", песен Высоцкого,
обожали М.Магомаева. Впервые познавали несравненного Сергея Есенина,
которого тогда ещё не было в школьной программе.
Моими приоритетами в музыке был нежный Григ, печальный Рахманинов и
фильм-опера "Шербургские зонтики", который я смотрела раз десять, точно...

А ещё нас волновали мальчики в синей форме будущих авиаторов,
проходящие ежедневно мимо окон нашего кабинета химии. Учительница,
прерывая урок,
говорила: "Девочки, обратите внимание, вот, с кем надо дружить".
Худенькие студенты после учёбы весёлыми стайками поспешно семенили
с лекций в свою общагу. "Накаркала" Тамара Яковлевна: с кем бы и где я
впоследствии не знакомилась, оказывались студентами этого замечательного
Рижского Краснознамённого Института Инженеров Гражданской Авиации.
И первый кавалер, и безответная любовь, вдребезги разбившая сердце, и мой
любимый муж - все оттуда.

В выпускном классе нас интересовало, всё, что угодно, кроме учёбы.
Впрочем, тут я должна остановиться, чтобы возразить самой себе.

В десятом классе в нашу школу пришла преподавать математику Ленина
Ивановна  - Заслуженный Учитель республики! Сам Бог послал её нам,
чтобы мы смогли преодолеть нашу нелюбовь к этому предмету
по причине сильной запущенности  в знаниях. Просто в девятом классе
сменилось несколько "математичек", которым не удалось достичь успеха
в плане нашего обучения.

Как же нам повезло: Ленина Ивановна была не просто педагог, а Королева
тангенсов
и котангенсов! Стильная, моложавая, красивая, светловолосая, голубоглазая
и, что самое главное - умная, требовательная и сильная! Настоящий виртуоз,
мастер своего дела, смогла обновить наши запущенные знания и влюбить нас
в свой предмет!

Наш класс сначала впал в шок, не сумев овладеть ситуацией "ничего неделанья",
а вскоре на уроках химии, физики, литературы и даже в перерывах между
уроками мы с азартом только тем и занимались, что решали примеры, графики
и прочее. Теперь уже Учителя других наук впали в транс. На их вопрос: " А, чем
это вы там занимаетесь под партой?", мы искренне признавались: " Математикой!"

Этот предмет научил нас думать на всю жизнь. Спасибо, Ленина Ивановна!
Мои отношения с новым преподавателем складывались "закономерно":
На доске задание. Я уже знаю его решение. Сижу и демонстративно ничего
не делаю, скучая и с видом превосходства, поглядываю по сторонам.
Меня вызывают. Отвечаю. Пятёрка. С лёгкой и коварной улыбкой
Ленина Ивановна просит показать домашнее задание.
Сделано, но не до конца. Но выполнить всё - нереально! "Садитесь
- единица". Итоговая в четверти отметка понятна. Мерзкая тройка.
Выпускной Государственный экзамен по математике я блестяще сдала
на отлично. Получаю аттестат - по математике трояк.
Наказала меня за лень Ленина Ивановна. Обида была страшная.
Прощай, экономический...

Ленина Ивановна на выпускном "посочувствовала" мне: " Леночка,
не может быть! Это просто техническая ошибка секретаря!" 
Да ладно! Не стала экономистом, стала юристом!
И вообще никто из нашего класса не пропал. Даже самый средненький
ученик. Жаль, что почти все разъехались... Ох, блин, защемило в груди.
Вспомнила свою школу, взгрустнулось, как и бывает, когда погружаешься
в тёплую реку своих воспоминаний. Помню всех учителей: Ольгу
Соломоновну, Розу Давыдовну, Ирину Спиридоновну, Инну Серафимовну,
Антонину Ивановну, Веру Ивановну, Иду Андреевну, Тамару Яковлевну и,
конечно, Ленину Ивановну.
Всем поклон и искренняя благодарность за их благородный труд. Простите
нас за все причинённые вам волнения.
Светлая память ушедшим педагогам! Каждый из них оставил в нас частичку
своего сердца, добра и знаний...

Увидев меня через двадцать лет на встрече выпускников, Ленина Ивановна
смахнула платочком слезинку, послав мне воздушный поцелуй.  Настоящая
женщина! Ещё долго по окончании школы я решала большие примеры просто
так для души, как пасьянс раскладывала…

13 декабря 2014 года.

P.S.Дописав последнюю строчку, я стала искать подходящее фото и вдруг
на одном сайте наткнулась на объявление о смерти Ленины Ивановны в этом
году 23 февраля. Перечитала, ничего не стала менять...
Пусть эти воспоминания будут посвящены ей.
Светлая память.

*Популярная газета тех лет.