Две комедии Аристофана от Кота Романа

Алексей Горшков
«ОБЛАКА», Комедия Аристофана
Аристофан (446-346 до н.э.), древнегреческий комедиограф, призванный «отец комедии». По своим политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований,  старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом (в частности — в комедии «Облака»)

Стихотворная импровизация Кота Романа (2104)


Нет более известного философа в Афинах, чем Сократ,
но за философию свою он заплатил сто крат:
философа судили и лишь за то казнили,
что его учения «вред государству причинили».

Сомненьям он деянья государства подвергал,
за что в немилость государству и попал.
Но прежде чем философа казнить,
его решили славно и публично потравить,
во всех грехах, известных и сторонних, упрекая.
(Да, Власть уж в те далёкие века была такая!)
И здесь Аристофан, власть предержащим, славно послужил,
в сей «комедии»  над современником Сократом, не стыдясь, язвил.



Живёт в Афинах состоятельный мужик по имени Стрепсид,
а сын его, балбес, гуляка, вот-вот папашу разорит.
Прослышал тот Стрепсид — в Афинах есть Мудрец,
который Ложь представит словно Правду,
                а Правду — Ложью (вот молодец!).
Нашел он дом Сократа. «Мыслильня» - вывеска на нём сияет,
и ученик Сократа изумленному Стрепсиду объясняет,
что философия Сократа на самом деле представляет:
«Скажите мне, любезный, комар гортанью или задницей жужжит?
Я сам отвечу вам, поскольку вижу, что у вас ужасный вид.
Великий наш Сократ так учит нас и утверждает:
ничтожнейший комар так быстро в воздухе летает,
что воздух через рот он задом выпускает,
и получается, что задницей жужжит комар. Теперь тут каждый знает!»

А вот и сам Сократ: висит он в гамаке, под крышей — ближе к небесам,
чтоб мироздание понять, понять что в облаках и выше там...
Стрепсид к философу взывает: «От кредиторов как отделаться? Скажи!»
«Проще простого, - Сократ в ответ ,- что языком владеешь докажи!
В суде, ты Зевсом поклянись, что ничего не брал..
Поскольку Зевса нет давно, тебе поверят, - чтобы не сказал».
Стрепсид: «Неужто всё так просто? Чем больше врешь, тем верят больше?»
Сократ: «Что ж, философию свою я объясню тебе попроще.
Смирением своим ты не добьёшься ничего. Нахалом будь — и победишь!
Пей, гуляй, блуди, природе следуй! За мыслею моей следишь?
Спорь с каждым, отвергай упрёки и своё тверди,
тогда ты победишь, тогда ты будешь впереди!»
Он кредиторам, Зевсом клялся, что ничего у них не брал,
и победил своих он кредиторов в этом споре.
Всё было б хорошо, но только вот лжеца подстерегало горе.
Стрепсид и сын его во взглядах не сошлись на Еврипида.
Сын в гневе палкой бьёт отца. Вот же обида!
«Законов нет таких — отцов дубинкой колотить!» Кричит отец.
А сын:в ответ:«А я тебя не бью, а лишь учу!» (Вот молодец!)
Разгневанный Стрепсид тут понял — во всём вина Сократа.
Схватил он факел и побежал палить «Мыслильню», Сократа хату.

Пылает дом Сократа, смерть Сократу предвещая...
Ну, вот и всё. Была у Аристофана «комедия  весёлая» такая....

27.03.2014

«ЛЯГУШКИ», комедия Аристофана (445-385 до н.э.)

Краткое содержание:
В Афинах было три знаменитых драматурга: Эсхил, Софокл и Еврипид. После их смерти, среди любителей театра разгорелся спор: кто из трех — лучший (ещё с древних времён так завелось, что должное человеку отдавали только после смерти, если только вообще не забывали о нём.... Кот Роман). Аристофан решил это спор по-своему, написав комедию «Лягушки!.

Импровизация Кота Романа по сюжету комедии:

На сцене хор лягушек песню распевает:
«Ква-ква-ква-ква, кто подыграет?»
Поют лягушки у речки Ахерон, -
за нею Ад,  а перевозчик там — старик Харон.

Дионис- Бог, театра покровитель,
решил вдруг заглянуть он в адскую обитель,
чтоб там Эсхила, Софокла и Еврипида разыскать,
и в споре, кто ж лучший среди них, - судьёю стать.
(Хотя он для себя уже отметил,
что Еврипида в победители наметил.
Бесстрастный был судья и объективный. Вот ей Богу!
Был честным, неподкупным и прямым. Поверили? И слава Богу!)

Но как же в этот страшный Ад добраться
и там случайно не остаться?
Дионис за советом к Гераклу обратился,
который «с того света» благополучно возвратился.
«Как в Ад попасть и как назад вернуться?»
Вопрос Геракл повторил и хитро улыбнулся.
«Проще простого: лишь стоит удавиться, иль отравиться,
иль со стены высокой — головой об землю, чтоб убиться..»
«Нет, это слишком круто! Мне б что по-проще подсказал.
Как в Ад живым добраться? Совет бы дал!»
«Когда найдёшь ты речку Ахерон,
тебя перевезёт к воротам Ада старик Харон»,

Дионис речку Ахерон, в конце-концов, нашел
(я вспомнил — с ним раб его с поклажей шел:
так — мелочь всякая: еда (пару корзин), винишко,
одежда сменная, блог сигарет и золотишко).
Харон поклажу переправить согласился,
но цену заломил такую, что Дионис прослезился!
«Три драхмы золотых! Старик с ума сошел!
Вот если б знал, сода бы не пошел!»)
Но тут Дионис разглядел в дали -
покойничка в гробу к реке несли.
Дионис к гробу подбежал: «Поклажу захват'ите?”
Покойник встрепенулся: «Две драхмы заплатите!»
Дионис возмутился, долго торговался,
но всё же заплатит (с винишком он не расставался!).
Старик Харон за переправу две драхмы запросил,
к тому же Дионис'а он за вёсла усадил!

Вот, наконец, Дионис до ворот «царства теней» добрался,
и вскоре спор умерших трёх поэтов состоялся.
Эсхил и Еврипид упрёками друг в друга сыпать стали
(не буду утомлять вас, чтоб не устали).
Софокл молчал и только усмехался
(он впасть в немилость к Дионису не боялся).
Эсхил и Ерипид до хрипоты орали (а Софокл всё молчал),
в конце-концов, Эсхил поэта Еврипида перекричал...
Пришлось Ди'онису, как объективному судье признать,
что поэт Эсхил всех громче мог кричать....


28.03.2014