Казнь моего дедушки

Алексей Малышев Сказитель
            АВТОРЫ ЕКАТЕРИНА И АЛЕКСЕЙ МАЛЫШЕВЫ
 
                ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ СИБИРИ 2 том


                КАЗНЬ МОЕГО ДЕДУШКИ



    Мои предки вышли из благородного сословия и в Сибири оказались по несчастью. Дедушка мой был сыном ссыльного дворянина Бородина. И, как обиженный, по его мнению, несправедливым судом сочувствовал революционерам и партизанам. За это он страшно поплатился и был жестоко казнен родственниками красных партизан.

 
    Случилась эта трагедия в тысяча девятьсот двадцатом году, в конце гражданской войны в Сибири. Войска адмирала Колчака, занимавшие Красноярский край, были отброшены красными. Третий сибирский корпус генерала Зиневича перешел на сторону красных войск. Сам Колчак при переезде был арестован в Нижнеудинске и предан своим союзником французским генералом Жаненом. Все шло к победе красного войска. Сибирские партизаны тоже ободрились, ждали только хорошего от судьбы, предчувствуя конец  ненавистных им белых. 

 
Дедушка мой тайно помогал красным партизанам. Дедушка стал разведчиком и поставлял лесным отрядам важные сведения. Ему приходилось служить колчаковцам и присутствовать при казнях, которые ими совершались в деревне. При этом собиралось много людей и родственники казнимых с ненавистью смотрели на палачей и их помощников.


Наконец время Колчака кончилось, и белые навсегда ушли из нашего села. Но и красные, которых многие ждали после жестоких казней, были еще далеко и несколько дней не занимали деревню.


Белые и их сторонники давно ушли. Но дедушка, считая себя своим для красных, никуда не поехал, и ждал красных частей и партизан, которым столько помогал.
Родственники и жены казненных партизан и их пособников страшно ненавидели колчаковцев и ждали удобного случая отомстить всем, кто был причастен к прошедшим казням их мужей.


Они были люди малограмотные, неверующие в Бога, и потому мечтали отомстить своим врагам. Жены бедняков были озлоблены и потеряв последнее, от отчаяния думали, кому бы  только отомстить. Желание страшно мстить совершенно овладело их грубыми сердцами и ничем не могло быть остановлено или хотя бы сдержано.
Если бы они хотя бы подождали красного суда, то все могло бы еще проясниться и дедушка бы не пострадал.  Но, не дожидаясь прихода красных, враги белых сами начали расправу над бывшими сторонниками Колчака.


Ворвавшись к ожидавшему красных дедушке, который даже не подумал о таком повороте событий, они скрутили его, и избивая потащили на страшную казнь. Мстители видели его среди колчаковцев на казнях и за все решили отыграться на нем, хотя сам он никого даже не тронул.

Дедушка кричал им и долго все объяснял, назывался своим, говорил, что был только разведчиком среди белых и умолял их подождать хотя бы один день прихода красной армии и партизан.  Красные могли подтвердить людям, что он был только разведчиком и ни в чем не виновен.

Но обезумевшие женщины и родственники казненных ничего не хотели знать и ничего ждать не стали. Благородный и образованный человек, ссыльный дворянин, мой дедушка казался всем чуждым хитрецом, коварным барином, затаившимся врагом бедняков.

    Его решили казнить самым жестоким и старым местным способом, с помощью кровососущих насекомых в лесу на болоте.
Вытащив дедушку из села на болото, они обнажили его, привязали к березе и местами содрали с него кожу.


На жертву сразу слетелись тучи мошки и гнуса, и истекая кровью, несчастный дедушка медленно умирал в страшных мучениях. До последнего он говорил мучителям, что они еще пожалеют об этом, что придет красная армия, и все от нее узнают, что он был своим разведчиком и тайным партизаном.


- Подождите хотя бы до завтра, придут красные и скажут вам про меня, что я свой, подождите! – снова и снова просил казнимый. Но мрачные и дикие сельские палачи ничего не слышали, осуществляя неумолимую страшную месть. А ведь он сам никого не казнил, а только был замечен и присутствовал при нескольких казнях, как видный гражданин.


   Когда пришли красные, было уже поздно. К утру ни в чем не повинный мой дедушка страшно опух от укусов и яда мошки и скончался.
А те кто его мучили и казнили, узнали, что расправились со своим и замучили партизанского разведчика.


Красные с честью похоронили моего дедушку, но он не стал и красным героем. Наверное потому, что история его гибели ярко показала сущность нового времени, где никому не будет ни пощады, ни снисхождения. И руки новых палачей не остановит ни вера, ни традиции, ни даже желание расследовать дело их жертвы на случай возможной ошибки. 

    Вот такое это было страшное время. А партизаны даже не могли представить, что скоро их всех уничтожит тот, кому они проложили дорогу своим оружием. Товарищ Сталин не потерпел в Сибири никакой вольницы и взял их всех теплыми прямо из родных сел. Домой они не вернулись никогда. Те, кто выжил после строительства Чуйского тракта, по прямому указанию великого вождя были все расстреляны.


    Отсюда так далеко до Москвы и кажется, что ничего не изменится никогда. Но времена добрых царей, разрешавших ненавидеть себя, кончились, теперь каждый, кого в Москве считали врагом, немедленно истреблялся.


  Может быть, что эта казнь моего дедушки, невинного и наивного партизана и была знаком новой неведомой власти и нового времени?






НЫРЯЙ В МИР сказов Малышевых на авторском сайте http://a9265826737.wix.com/storitellerfolk