Изобрести велосипед

Наталия Еремина
История появления велосипеда

        С развитием цивилизации в транспорте появляется все больше и больше различных машин, предназначенных для самых широких нужд человечества. Но до сих пор актуален велосипед. Это первый  вид транспорта, который осваивает человек еще в младенческом возрасте. А самому велосипеду уже более двухсот лет. В 1801 году русский крепостной механик Артамонов изобрел самокат,  имевший педали на переднем большом колесе и второе меньшее опорное сзади. На нем крестьянин проехал от Перми до Петербурга. 

        И хотя у нас именно его принято считать родоначальником этого вида транспорта, попытки создать такую конструкцию предпринимались, начиная с 1447 года. Именно тогда в Европе появились первые упоминания о механизме на колесах, движимым без помощи животных. Тогда ему и было дано название «самокат», просуществовавшее вплоть до 19 века.

Изобретение и усовершенствование веломашины

        Изобретатели первых велосипедов, как правило, были каретных дел мастерами. Известен самокат Михаила Каслера, в 1761 году сконструировавшего его из дерева, с колесами, обитыми железной полосой. Интересные факты:  весила эта конструкция около 125 килограммов, у нее не было поворотного механизма, а для разворота необходимо было остановиться и с помощью рук переместить все сооружение. Каслер преодолел на своем самокате всего 2 километра — от Браусдорфа до Бедру.

        Следующим серьезным усовершенствованием считается изобретение в 1817 году Людвига Драйза, который установил переднее поворотное колесо. Однако конструкция представляла собой  все те же два колеса, связанные между собой скамьей для сиденья. Но вес ее был значительно меньше, и в управлении она оказалась легче, что позволило Драйзу проехать на своем самокате 111 километров — от Лейпцига до Дрездена. И этот путь был проделан за 7 часов.

        В 1860 году с легкой руки парижского каретника Пьера Мишо, приделавшим на переднее колесо педали, велосипед становится популярной игрушкой для богачей, и уже через два года был налажен серийный выпуск первых велосипедов, своим названием обязанных сочетанию латинских слов : «velocis» — быстрый и «pedis» — нога. Постепенно деревянные части заменяют на металлические, делая велосипед более легким и совершенным. И вот, в Англии, в 1870 году Хилман явил миру полностью металлическую конструкцию, имевшую огромное переднее колесо в 54 дюйма и маленькое заднее.

        Хотя российские историки все-таки утверждают, что авторство его принадлежит  Ефиму Михеевичу Артамонову, предъявившему сие изобретение при коронации царя на Сокольническом поле, что послужило поводом для  освобождения крестьянина от крепостного бремени. Но как нередко случается в России, это не было запатентовано и документально зафиксировано, поэтому Артамонов известен только в истории России.

        Развитие и усовершенствование велосипеда активно началось в 1885 году, когда Старлей в Англии разработал облегченную машину с цепной передачей, назвав ее "ровер". 31 октября 1888 года ирландец Данлоп запатентовал свое новое изобретение: впервые поставил на колеса велосипеда воздушные резиновые шины.

Развитие велосипедного спорта

        Первые официальные соревнования прошли в Париже в 1868 году на велосипедах Хилмана, а первый рекорд на них же зафиксирован в 1875 году — одна английская миля (1,66 км) была пройдена за 2 минуты 55 секунд.
Первый рекорд поездки на дальность за час был поставлен французом Дегранжем. За это время он проехал путь длиной более чем в 32 километра (32,325). Рекорд был установлен в 1893 году. Тогда же были проведены первые шоссейные гонки и в Чикаго (США) прошел первый трековый чемпионат мира. Уже в 1896 году велосипедные состязания включили в программу летних Олимпийских игр. Но тогда в них участвовали только мужчины. Женщин допустили к этим соревнованиям только в 1984 году.

        Для спортсменов-профессионалов значительным соревнованием по велосипедному спорту по сей день является всемирно известная шоссейная гонка Тур де Франс, которую впервые организовали в 1903 г.

        Велосипед популярен во всем мире, развиваются и возникают все новые виды состязаний среди велосипедистов. Помимо традиционных соревнований по шоссейной и трековой гонкам появились новые состязания, продиктованные современностью. К ним относятся:  кросс-кантри — это гонки по пересеченной местности, горный или фрирайд — агрессивное катание по неподготовленным трассам с природными или искусственными препятствиями, флетленд и фристайл — фигурное катание и исполнение трюков. Это заставляет изобретателей постоянно усовершенствовать веломашины. И понятно, что «изобрести велосипед» — вещь далеко не простая.