1.
Гомер возносится праздничной радугой над человечеством.
Гомер красочен как радуга, животворен как солнце.
Древнегреческие мифы Гомера никогда не поблекнут.
Гомер – отец европейской литературы.
В поэмах Гомера «Иллиада» и «Одиссея» воплощается истина всех времён и народов: не красивая, а верная супруга – хранительница домашнего очага.
«Иллиада» Гомера и «Энеида» Вергилия – это единое эпическое полотно, в котором рассказывается, как греки разрушают Трою, а троянцы основывают Рим.
2.
Гесиод славит Деметру – покровительницу земледелия, труда и достатка.
«Теогония» Гесиода – это величественная поэма о семье и домашнем хозяйстве.
Гомер воспевает доблестные подвиги героев, Гесиод – мирный сельский труд: сражающийся воин уступает место пахарю за плугом.
3.
Архилох выказывает почтение разным музам. Он дружен как с поэзией, так и с музыкой.
Архилох критикует всех, не исключая самого себя.
Греки оказывают великую честь Архилоху и Калимаху, сравнивая каждого из них с Гомером.
4.
Сафо – прорицательница юной, весенней любви.
Античные авторы утверждают, что стихи Сафо «полны любви и весны».
С именем Сафо связано возникновение женской эротики в поэзии.
Сафо – наставница девушек в любви и поэзии.
Сафо отстаивает союз поэзии и любви между женщинами, Сократ –союз философии и любви между мужчинами: так возникает симметрия античного эротизма.
Любовь знаменитой женщины обыкновенно трагична. Такова она у Сафо в пьесе Франца Грильпарцера.
5.
Жизнь Алкея подобна кораблю, гибнущему во время бури. Несмотря на это, его стихи гармоничны и прекрасны!
Алкей обращается со словами любви к «фиалкокудрой» Сафо, которая – увы! – отвергает поэта!
Грек Алкей и римлянин Гораций – величайшие античные поэты, чьи стихи венчает гармония и красота.
6.
Зёрна мудрости Эзопа дают обильные всходы на пашне жизни.
7.
Анакреонт – поэт счастливой жизни. Он не знает страха смерти. Поэтому живёт 92 года.
Игривы и сладостны эротические стихи Анакреонта.
Анакреонт – соглядатай любовных игр Эрота.
Анакреонт воспевает радость жизни, вино и любовь.
Греки изображают Анакреонта с лирой в руках. Не потому ли его поэзия называется «лирической»?
8.
Эсхил устами Прометея взывает о милосердии к людям.
Эсхил отстаивает милосердие, Софокл – любовь, Еврипид – самопожертвование; Эсхил отвергает дикие нравы, Софокл – неразумные законы, Еврипид – губительные страсти.
9.
Пиндар прославляет в стихах воинов и победителей Олимпийских игр!
10.
Для Софокла любовь, подобно богам – всевластна.
11.
В описаниях исторических событий Геродот по-гомеровски ярок и убедителен.
12.
Бесспорен приоритет Еврипида в создании психологической трагедии.
Еврипид отвергает гибельные страсти и проповедует самоотверженную любовь.
По мнению Еврипида, ум женщины склонен к коварству. Не потому ли Гёте и Гейне берут в жёны полуграмотных матрон?
13.
Для Аристофана жизнь – комедия.
Аристофан – весёлый и смешной актёр-комик, обличающий людские пороки.
Аристофан шутит и смеётся в комедии ради справедливости в жизни!
Ум Аристофана гибок, как лягушка, и стремителен, как ласточка.
В комедиях Аристофана язык и ум подзадоривают друг друга.
Аристофан высмеивает человеческий лягушатник!
14.
Платон – философ, поэт и мифотворец одновременно. Он строит духовную пирамиду, завершающуюся такими понятиями, как истина, соразмерность, красота и высшее благо.
15.
В комедиях Менандр развенчивает нравы людей из низших слоёв общества.
Менандр выводит на сцену «маленького человека», который остаётся героем в литературе уже более двух тысяч лет!
16.
В Идиллиях Феокрит отображает бесконечное разнообразие мира: с одной стороны приукрашивает жизнь, с другой – разоблачает людские пороки!
17.
Без Калимаха, главы александрийской школы поэзии, не возник бы александрийский стих – жемчужина поэтической формы.
У Калимаха жизнь и миф сплетены в неразрывное поэтическое целое.
18.
Поэма «Аргонавтики» Аполлония Родосского даёт понять, что человеческие страсти – не менее разрушительны, чем морские бури.
Аполлоний Родосский – связующее звено между Гомером и Вергилием.
19.
Плавт – автор плебейских комедий.
Плавт – художник двух миров: он находится между греческой и римской комедией.
Через множество веков Плавт воплощается в Мольере.
20.
Комедиограф Теренций проповедует уважительное отношение к женщинам. У него, бывшего раба, сохраняется чувство сострадания к бесправным людям.
21.
Бесценный вклад в римскую литературу вносит блестящий оратор и политик Марк Тулий Цицерон. Он называет себя «отцом отечества», за что расплачивается головой! Помимо этого он известен в истории культуры, как создатель оригинальной системы воспитания юношества.
22.
Кто он, Тит Лукреций Кар – поэт среди философов или философ среди поэтов? Философ и поэт в неразрывном единстве. Его универсальное мышление позволяет лучше видеть будущее.
23.
Валерий Катулл стоит у истоков римской лирической поэзии.
24.
Риторику Дионисию Галикарнасскому по долгу профессии следует быть красноречивым, с чем он отлично справляется.
25.
Вергилий – поэт идиллической Аркадии и «золотого века».
Вергилий – поэт сельских идиллий и героического эпоса.
Вергилий – поэт виноградной лозы и разящего меча.
В поэмах Вергилия присутствует дух воинственного Гомера и мирного Гесиода.
Вергилий – мифотворец прошлого и настоящего славной римской истории.
26.
Гораций – величайший поэт на Земле!
Гораций – Пегас римской поэзии.
Гораций – поэт вдохновенного слова и разумной мысли.
Гораций воздвигает себе «памятник нерукотворный» высочайшими достижениями в поэзии.
Не складываются отношения между поэтом Горацием и императором Августом. Напротив, Пушкин находит общий язык с царём Николаем I. Гораций живёт вдали от двора, Пушкин – при дворе, Гораций здравствует в уединении до старости, Пушкин, блистая в свете, – гибнет на дуэли в 37 лет.
27.
Тит Ливий – литературно одарённый историк: факты в обрамлении красивых слов дважды убедительны.
28.
Альбий Тибулл – прост и ясен в стихах, как сельский Бог!
Тибулл нежен и ласков в словах о любви, Овидий – эротичен и насмешлив.
Тибулл – мастер элегии: через столетия розы его поэзии вновь расцветают в творчестве Константина Батюшкова и Александра Пушкина.
29.
Овидий – певец любви.
Овидий пьёт кубок любви до дна.
Овидий – поэт-купидон, поражающий сердца юных красавиц.
Овидий – певец любви с горячим желанием насладиться ею сполна.
Овидий – тонкий знаток женской души.
Овидий различает истинную и ложную любовь.
Овидий – поэт любви, изысканности и красоты.
Если соединить в единое целое овидиевские «Любовные письма», «Науку любви», «Искусство любви», «Средство от любви», то получим величайшую эротическую поэму, вполне сопоставимую с его же гениальными «Метаморфозами»!
Овидий чудесным образом перевоплощает божественные мифы в человеческие судьбы.
Овидий – уникальный мыслитель, воспринимающий вселенную, как непрерывный кругооборот изменений и трансформаций сил природы.
Овидий обращается к Корине, Данте – к Беатриче, Петрарка – к Лауре: налицо преемственная связь между великими поэтами, воспевающими женскую красоту.
Овидий прославляет счастливую любовь мужчины, Боккаччо –описывает несчастную любовь женщины.
Любовь у Овидия – юная роза с шипами, у Генри Миллера – поблёкшая.
30.
Сенека – литератор в философии и философ в литературе.
Если правомерно говорить о Божественной риторике, то мы найдём её в трудах философа Сенеки, апостола Павла, теолога Августина Блаженного.
Не потому ли Нерон приговаривает к смерти своего наставника, знаменитого философа-стоика Сенеку, что хочет освободиться от его назойливой опеки?
Вовсе не для того Сенека зачерпывает пригоршнями чистую воду из родников античной риторики и мудрости, чтобы мы хранили её в грязных сосудах!
31.
Петроний Арбитр достигает исключительной силы обличения пороков и язв общества!
Петроний – сатирик-золотарь, вычищающий отхожие места римского общества!
Любовь в «Сатириконе» Петрония осваивает ещё одну территорию: ею занимаются в склепе.
Случайно ли, что Петроний, автор обличительного «Сатирикона», выступает в роли сатрапа императора-изверга Нерона? Спрашивается: насколько чисто и объективно зеркало Петрония, отражающее нравы при дворе тирана?
32.
Римляне ставят Марка Квинтилиана рядом с великим ритором Марком Цицероном!
33.
Отобразив с потрясающей выразительной силой осаду римлянами Иерусалима, Иосиф Флавий заслуживает того, чтобы сравнивать его с Гомером и Вергилием.
34.
Сатирические эпиграммы Марциала «жгучи как финики». Едким словом он вытравливает из современников безрассудство, стяжательство и подлость.
Иронические эпиграммы Марка Валерия Марциала обрушиваются холодным дождём на головы римлян.
Шутливые эпиграммы Марциала одаряют римлян серебром изящества и жгут перцем обличения.
Едкими эпиграммами Марциал обретает славу поэта «соли и желчи».
35.
Тацит – историк императорского Рима. Он наделён таким же литературным талантом, как Томас Карлейль и Николай Карамзин.
36.
Децим Ювенал предусмотрительно обличает лишь тех, кто уже умер: сколько бы голов сохранилось, если бы писатели следовали его мудрому правилу!
37.
Лукиан – трезвомыслящий сатирик.
Лукиан вытряхивает из богов человечьи потроха, а из философов – куриные мозги!
38.
Луций Апулей в романе «Золотой осёл» высмеивает страсти и страстишки похотливых людей.
Апулей разоблачает скотов в человеческом обличии.
О чём свидетельствует тот факт, что герой первого европейского романа, написанного Апулеем, – похотливый «золотой осёл»?
39.
Роман «Дафнис и Хлоя» Лонга – это апофеоз цветущей природы и счастливой любви!
Ритмизированная проза романа «Дафнис и Хлоя» Лонга во многом предвосхищает стихи в прозе Уолта Уитмена и стихотворную прозу Андрея Белого.