Книга в начальной школе новые возможности

Николай Дик
   Время не стоит на месте. Оно стремительно несется вперед, и мы поневоле становимся непосредственными участниками этой скоростной общечеловеческой гонки за новшествами и инновациями, стремясь улучшить свое благосостояние и найти средства продления жизни.

   Великий поэт античности Публий Сир говорил: «Власть времени — это закон, достойный уважения». А другой античный римский поэт-эпик Лукан Марк Анней подчеркивал, что «следует подчиняться времени». Но, к сожалению, некоторые из нас забывают это делать и продолжают тешить себя иллюзиями прошлого. Вот именно этого и нельзя допускать в отношении воспитания и развития детей, тех, кому предстоит жить и творить в новую эпоху, немного отличающуюся от той, в которой живем мы – взрослые.

   Вы обратили внимание, что если ваш ребенок пошел в первый класс в сентябре 2011 года, то он попал уже совершенно в иную атмосферу учебного пространства начальной школы, о которой вы очень мало знаете? Не удивительно. Современная начальная школа не стоит на месте, она развивается и идет в ногу со временем. Так что же это за новшества, о которых большинство взрослых, отправляя своих детей в начальную школу даже и не подозревают? А ведь родителям детей, их старшим братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам надо об этом знать, чтобы в кругу семьи помочь ученику начальных классов освоить учебный материал и всевозможные задания, полученные в школе.

   И так, главным новшеством современной начальной школы является поэтапный переход с 2011-2012 учебного года на новые стандарты образования второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, утвержденным приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, определяет совершенно иные требования к обучению детей начальных классов и организации учебно-воспитательного процесса. Первоклассники нынешнего года будут учиться и дальше уже по новым учебным программам с новыми требованиями, а главное – с новыми возможностями. И вот об этом и надо знать нам, взрослым, осуществляющим главную помощь школе в воспитании своих детей.

   Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков и переходит к формированию универсальных действий, видам деятельности, которыми ученик должен овладеть посредством всех учебных предметов и внеурочной деятельности, необходимых ему в дальнейшей жизни, полученных в результате овладения учениками универсальных учебных действий (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности.

   А что в этом нового? Да в том, что и учитель, и ученик, и его родители привыкли к традиционным оценкам или отметкам, а новый стандарт предполагает частичную замену оценки на понятия «научился», «овладел», «усвоил». Стандарт – это еще не конкретные результаты, по которым будет оценен каждый ребенок, это рамки для создания предметных программ. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится...», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться...», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования. Например: «Выпускник третьего класса научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста» или «Выпускник четвертого класса получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку».

   В более доступной форме это может выглядеть так: если раньше учитель передавал ученикам свои знания, требовал выучить текст, решить задачу по общепринятому образцу, то теперь он обучает конкретного ребенка с его умственными возможностями самостоятельно найти наиболее эффективные способы приобретения знаний – решения задач, быстрого письма или чтения, физического совершенствования и так далее. Вот коренное отличие современной школы от школы прошлого. Родители могут заметить, что ребенку стали меньше или, наоборот больше задавать в школе домашних заданий, а оказывая ему помощь могут и сами ощутить затруднения. Дело в том, что учитель мотивирует ученика на поиск самого эффективного способа, чтобы выполнить это задание – найти информацию в Интернете, открыть словарь или справочник. Вы заметили, что у многих учеников начальных классов плохой почерк? У родителей может возникнуть вопрос – почему в школе не обучают каллиграфии, как это делали мы по прописям? Да просто в современном мире это менее важно, главное писать быстро и грамотно. Ученик сам вырабатывает себе почерк, которым ему легче и быстрее будет писывать конспект уже в пятом классе. Или другой пример, бабушек и дедушек современных детей обучали читать вначале «по слогам», а нынешние дети осваивают любые методы, лишь бы быстрее научиться читать и понимать текст. Происходит уход от единых требований к методам и методикам обучения любого учебного предмета, а появляется все больше их многообразий. Срабатывает некий принцип – любым гуманным способом, но эффективным именно для конкретного ученика в овладении знаниями. Упор делается на личностные возможности каждого ребенка, на его креативные (скрытые и пока не развитые) способности, на формирование устойчивого понятия в каждом ребенке - «я смогу», «я сумею научиться», «я этого обязательно достигну».

   Инвариантная часть Базисного учебного (образовательного) плана начальной школы теперь содержит следующие образовательные области: русский язык, литературное чтение, иностранный язык (со 2-го класса), математика, окружающий мир, музыка, художественный труд и физическая культура. Следовательно, книга остается главным средством приобретения знаний, но теперь она идет «под руку» с информационно-коммуникационными технологиями. Ни в коем случае не соперничая друг с другом.

   А вот в вариативную часть Базисного учебного плана впервые вводится такое понятие, как «внеурочная деятельность». Это не новое понятие для учителей, но новое в том, что оно стало обязательным и предполагает развитие личности по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное. Впервые на спортивно-оздоровительную внеурочную деятельность отводится 3 часа в неделю, по 2 часа на художественно-эстетическую, научно-познавательную, военно-патриотическую и общественно–полезную, а на проектную деятельность отводится один час в неделю. И так, в каждом классе начальной школы еженедельно вводятся дополнительные 10 часов на внеурочную деятельность с учениками.

   Обучение детей по учебным дисциплинам носит интегративный характер. Интегрированный подход к обучению предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится проект, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

   Вот где открываются совершенно новые возможности и для учителя, и для ученика, и для его родителей. Именно в совместной деятельности семьи и школы можно создать самые благоприятные условия для развития ребенка. Добиться требуемых образовательных результатов только на уроке нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок посещал специальные занятия во второй половине дня (внеурочную деятельность). Во внеурочную деятельность могут входить:
   - выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия),
   - индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.),
   - экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования,
   - поисковые исследования и выполнение проектов, частичное использование экспериментальной деятельности.

   Но какие возможности появляются у книги в начальной школе в условиях нового стандарта? Не будет ли она вытеснена компьютером и интернет-технологиями? Нет, конечно же! Учитель начальных классов обучает детей искать ответы на возникшие проблемы в самых различных источниках – в справочниках, в энциклопедиях, в сети Интернет, но при этом подчеркивает, что большинство информации в Интернет попадает из уже опубликованных статей в газетах, журналах или в книгах. Следовательно, первоисточником знаний все-таки является бумажный носитель. Максим Горький как-то заметил: «Величайшее из чудес, созданных человеком,— книга воплощает в себе все знания о жизни мира, всю историю роста мирового разума, весь исторический труд и опыт народов земли,— книга самое мощное орудие дальнейшего развития духовных сил человечества». Значит, информационно-коммуникационные технологии помогут больше осознать величие книги. Ведь не зря же известный английский писатель, историк и философ Томас Карлейль говорил: «Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло,— все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг».

   Среди учителей и учащихся начальной школы в последнее время стали популярными Всероссийские заочные интернет - олимпиады «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно» и «ЧИП». Но подготовить детей к олимпиаде, которая чаще всего проходит в онлайн-режиме, надо заранее, вот здесь-то и выступает книга – различные справочники, энциклопедии, словари главным источником приобретения знаний.

   Современные третьеклассники и четвероклассники способны не только фантазировать и мастерить, но и конструировать и проектировать. Вот поэтому именно для этого возраста в начальной школе уделяется особое место проектной деятельности. «Жажда творчества может проявиться в любой сфере: будь то вышивка, приготовление изысканных блюд, живопись, сочинение музыки или стремление писать рассказы и романы», - говорила когда-то великая Агата Кристи. И задача учителя и родителей открыть способность к творчеству в ребенке, убедить его, что он способен творить не хуже своих ровесников. «Неумение использовать такое врожденное богатство, как способность к творчеству, то ли в силу незнания, что она есть, то ли безразличия или боязни показаться смешным, является не просто расточительством, это предательство самого себя», — утверждал Масатоши Йошимура, и это мы, взрослые, должны постоянно поддерживать в своих детях.

   Наибольшие возможности привития интереса к книге и развития культуры чтения заложены в образовательной области «Литературное чтение». При обсуждении вариантов стандарта второго поколения учителям предлагались различные варианты внеурочной деятельности по литературному чтению:

   1. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

   2. Внеурочная деятельность на уроках литературного чтения. Внеурочная деятельность в рамках литературного образования может быть представлена в виде перечня различных проектов по темам читаемых и изучаемых произведений, а также через различное содержание кружковой работы. Например,
   - тема «Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)». Проекты: создание сборника пословиц и поговорок; создание сборника побасенок; создание сборника загадок; викторина; сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества;
   - тема «Сказки». Проекты: создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке); герои сказок в лепке; герои сказок в рисунках; создание костюмов для сказочных персонажей; постановка спектакля по мотивам одной из сказок; сочинение собственных сказок; коллаж «Заселим улицу сказочными домиками»;
   - тема «Произведения русских поэтов XIX века». Проекты: создание коллажа по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора! Очей очарование!»; создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов; создание сборника стихов русских поэтов XXI века;
   - тема «Никто не забыт, ничто не забыто». Проекты: подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто», проведение малой читательской конференции;
   - Тема «Моя Родина». Проекты: сборник произведений о Родине; создание коллажа «Моя Родина»; подготовка читательской конференции.

   3. Возможные кружки по литературному чтению:
   - «Юный театрал» (инсценирование, драматизация, постановка «живых» картин);
   - «Юный ритор» (развитие речи);
   - «Творческая мастерская» (создание собственных текстов);
   - «Речевой этикет» (формирование культуры речи);
   - «Азбука нравственного воспитания» (формирование культуры поведения);
   - «История книгопечатания» (знакомство с историей книги);
   - «Библиографический кружок» (формирование умения работать с информацией).

   Но ведь подобными видами деятельности можно заняться и дома. Например, всей семьей распланируем и организуем проект «Домашняя книга сказок». Неделю будем записывать от собственных и знакомых бабушек и дедушек старинные сказки или байки. Затем со старшим братом или сестрой их отпечатаем на компьютере, создадим макет – текст по горизонтали на двух половинках страницы, размножим листы на принтере. Согнем листочки пополам и проиллюстрируем каждую страницу со сказкой яркими рисунками. А вот теперь с мамой или папой возьмемся за переплетное дело и сошьем все листочки в одну брошюрку. У нас получилась уникальная книга в единственном экземпляре, созданная своими собственными руками! Разве это не прекрасно?! Очень желательно, чтобы учителя и родители добились общего представления выпускником начальной школы о возможностях издательства и типографии, значения тиража книги, знаков ББК, УБК, ISBN, ответственности за литературный и художественный плагиат. Что поделать, современное общество уже в этом возрасте требует от детей подобных знаний.

   Не менее интересны рекомендации Минорнауки РФ по внеурочной деятельности по русскому языку. Например, факультатив «Мой язык». Предполагаемая цель данного факультатива – помочь учащимся изучать русский язык глубоко и пристально, познать сложную жизнь языка, сформировать качественную сторону речевой деятельности. На занятиях факультатива учащиеся узнают о языке и речи, о разных языках и наречиях, выяснят, с чем связана красота и благозвучие русского языка, исследуют значения слов и оттенков значения, составят собственные словарики («Словарик сказочного языка родного края»), изобретут собственный алфавит, будут изучать речь маленьких детей, а также собственную речь, будут писать сочинения. Лингвистические игры позволят каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу. В результате написания сочинений по темам «Ребенок учится говорить», «Моей сестре (брату) два года. Как она (он) говорит», «Моя родословная», «Народные пословицы об имени, о семье, о роде-племени», «Буквы – актёры», «Самая удивительная буква русского алфавита», «Буква-помощница» изложат на бумаге результат своих познаний.

   Или организация работы кружка для третьеклассников и четвероклассников «Путешествие в прошлое», на занятиях которого, с приглашением родителей и проведением экскурсий в краеведческий музей или библиотеку, организовать исследование истории и значения устаревших слов из сказок, былин, исторических произведений; истории общеупотребительных слов, имен, фамилий. Возможна и организация проектной деятельности по отдельным темам, например, проекты «Устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина»; «Что значат наши имена»; «А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми продолжаем пользоваться), «Занимательная топонимика» (история названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц родного города, села, района, области, края).

   А почему бы заинтересованным родителям не организовать вместе с учителем сына или дочери вместе со всем классом краеведческую и поисковую деятельность по теме «Улицы нашего города» (установление истории названия) или «Почему наша река (озеро, город, село, деревня) называется именно так».

   Но и не стоит забывать, что ведущей деятельностью в начальной школе остается игровая деятельность. Через организационно-деятельностную или ролевую игру, через школьный или домашний театр можно достичь высоких результатов в привитии интереса к чтению и книге. Например, какой замечательный конкурс «Юный дизайнер» придумали руководство МСТС «Озарение» и издательства «Союз писателей» г. Новокузнецка – привлечь тысячи ребят со всего мира проиллюстрировать книгу «Новые сказки» современных авторов из разных уголков планеты. Вот вам и игра, и овладение инновационными интернет-технологиями, и привитие интереса к книге, и развитие культуры чтения, и воспитание художественно-эстетических чувств!

   Таким образом, с введением стандартов второго поколения появляются совершенно новые возможности перед учителем начальных классов, учеником и его родителями в привитии интереса к художественной и справочной литературе ребенка с младшего подросткового возраста. Только об этом надо знать, помнить и почаще использовать эти реальные возможности в повседневной жизни, ведь не зря же говорил известный французский писатель и эссеист Жозеф Жубер: «Образование заключается не только в расширении памяти и просветлении разума. Главная задача образования - научиться управлять своими желаниями».

     ****