Заметки о бухгалтерском учёте 1

Всеволод Новопашин
Большая часть представлений о бухгалтерии вытекает из соотношений баланса между активами, обязательствами и капиталом. В действительности, никаких естественных условий для соблюдения уравнений баланса нет, и эти условия достигаются не только самим учётом, но и в процессе договорной деятельности между субъектами, внутри субъектов.

Например, получен к учёту счёт , к которому должны соответствовать товары, услуги, которые не всегда соответствуют сумме данного счёта. И если в российском учёте принято измерять задолженность в выставленных счетах- фактурах (от слова - факт), то в английском учёте расчёты производятся за фактически поставленные товары и услуги, с учётом скидок и надбавок, которые изменяют свою актуальность во времени. В действительности, существует такие понятие, как "бесспорная задолженность", или же - задолженность, которая признаётся всеми сторонами.

Так ли всё просто в поставках товаров и услуг ? Обычно такой поставке бухгалтер представляет на счетах учёта как
Д-т Материалы (затраты)      10 ( 44)
К-т Расчёты с поставщиками   ................60

Структура статей затрат определяется в бухгалтерском учёте, - говоря же о результатах деятельности, всегда сравнивают доходы и расходы, которые соотносятся с доходами. Невозможно точно соотнести расходы к доходам, и не всегда понятно, как затраты относятся к расходам будущих периодов, именно, к составляющим финансовой отчётности в будущем. Без затрат невозможно развитие предприятия, часть затрат, к большей или меньшей вероятностью, становятся бесполезными, хотя понятно, что польза от затрат может быть установлена не сразу. Ещё говорят, что "цыплят по осени считают".

На самом же деле, материалы могут привозить в рамках договорённостей, например, на строительную площадку по товарно - транспортным накладным, а счета - фактуры могут выставляться с запозданием. Тогда возникает вопрос с ценой - по какой цене оприходовать эти материалы. Когда этот вопрос прояснится, эти материалы могут унести и установить на объекте, использовать в производстве. Тогда может существовать такой метод ведения учёта, как "нефактурованные " поставки

Д-т 10   К-т  60-2,  ( приходование по учётной цене )
а затем
Д-т 60-2   К-т 60-1  (60-2 - счёт нефактурованных поставок, закрывается по учётной стоимости получаемых материалов). На счёте 60 образуется разница, обусловленная тем, что стоимость материалов , и с учётом доставки в тч, изменялась, и эта разницу можно относить на материальные затраты либо относить на себестоимость создаваемой или реализованной продукции, на увеличение или уменьшение стоимости объектов, в данном случае - объектов строительства.

С точки зрения бухгалтерии, материалы одного и того же сорта и номенклатуры, различные по цене, отличаются, - на самом же деле, "дорогие" или "дешёвые" доски ничем не отличаются для производства, если у них одинаковое качество, срок хранения. Можно создать такой учёт, что на складе их будут хранить отдельно; - но никакого смысла в таком учёте нет. Хранить отдельно следует только различные по качеству товары, материалы.
Для того, чтобы отслеживать персональные особенности поставок, существует партионный учёт. Однако строгий партионный учёт возможен только при раздельном хранении товаров; учётные сведения о наличии партий одного и того же товара являются модельными, приближёнными, если  товары, материалы хранится вместе.

Невозможно составить точную стоимость полуфабрикатов, готовой продукции, поскольку основная часть расходов становится определённой к началу следующего месяца. Учётный произвол переходит на себестоимость готовой продукции и может регулироваться на счетах учёта в сторону увеличения или уменьшения прибыли; при этом все варианты учёта не должны существенно изменять прибыль в пределах отчётных периодов.

Для всех представлений учёта, соотношения баланса очень важны. В английском учёте, запись в кредит (сумма сч-ф) и записи в дебет (поступающие ТМЦ, услуги) делаются отдельно. Но уравнение баланса всегда можно представить в виде

Активы + Риски = Обязательства + Капитал + Прибыль  (1)

В соответствии с американской системой GAAP, капиталом называется та часть стоимости предприятия, которая остаётся после выплаты всех обязательств. По МСФО, капиталом называется деньги, инвестированные в активы или в покупательную способность.

Мы можем оценить капитал , из ур-ния (1) как

Капитал  = Активы - Обязательства - Прибыль + Риски (2)

Современные условия учёта связаны прежде всего , с большими рисками, связанными с быстрым прогрессом технологий. Предприятие, выпускающее телевизоры, всегда должно учитывать огромный прогресс в элементной базе, в технологиях экранов, и учёт всё возрастающих рисков предприятия важно именно в связи с ускорением научно - технического прогресса,  с доступностью рынков, с проникновением импортных товаров и технологий, имеющих конкурентную себестоимость.

Можно сказать, что существует общая закономерность повышенных рисков на предприятиях, создающих большую добавленную стоимость. Чем больше норма добавленной стоимости, тем больше риски; однако в интересах государства - создание таких производств, а неприменение таких  предприятий - это не только упущенная выгода, но и потерянные рабочие места, поэтому государство должно заботиться о высокотехнологичных предприятиях. Сам же налог НДС (VAT), который придумали англичане около 100 лет назад, не соответствует таким целям.

В течение 500 лет, с времени формулирования итальянцем Пачоли бухгалтерской проводки, учёт развивался, и изменялись и требования к учёту. Для бухгалтеров учёт часто  адекватен хозяйственной деятельности и даже стоит над хозяйственной деятельностью. В действительности, к бухгалтеру попадают только первичные документы бухгалтерского учёта, которые могут иметь дополнительные реквизиты, связанные с оперативным учётом, что очень важно для контроля правильности таких документов. Например, приход и расход может подтверждаться отметками о въезде или выезде машин, что не обязательно для первичных документов. Сам бухгалтерский учёт должен организовывать систему первичных документов в организации, в организацию учёта входит и доступ работников к средствам учёта, к документации, к терминалам компьютеров.

Налоговый учёт, согласно Ст. 313 НК РФ , – "Налоговый учёт – это система обращения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в порядке, установленном НК РФ." Что здесь не совсем так ? Первичные документы - это одно, а база данных фискальных органов - это другое, и на самом деле, данные предприятия хранятся не только в первичных документах и в отчётности, но и в учётных регистрах органов, осуществляющих камеральных контроль.

Что же касается первичных документов, то следует иметь в виду законы, согласно которым, ответственность возлагается на руководителя экономического субъекта – того лица, которое является  единоличным исполнительным управляющим предприятия.
 
Согласно Ст 7 части 1 закона 402 –ФЗ, – ведение учёта и хранение организуется руководителем экономического субъекта. Закон действует с 1 янв 2013. По закону
357 – ФЗ, действующему с 1 янв 2014 г, – руководитель не должен обязательно утверждать формы док-в.

Важность организации бухгалтерского учёта не может быть законодательно установлена правилами, или законами. Мы видим, что часть законов выпускает Банк России, который не занимается взятием в учёт производственных проблем.  Учёт в значительной степени влияет на производство, учёт может содействовать или вредить производству, и реализации, торговле. Учёт не может быть априори адекватным хозяйственным операциям , и одна из важных сторон учёта - это приведение учёта , в рамках действующего законодательства, к целям и интересам предприятия.

Интересы подразделений предприятия не всегда совпадают с интересами целых производств; однако учёт можно оптимизировать так, что эти различия будут сводиться к минимуму.