Сердце учится любить

Анна Боднарук
                СЕРДЦЕ  УЧИТСЯ  ЛЮБИТЬ
                (Зарисовки)

                Всё проистекает из сердца человеческого.

                ***
     Казалось бы, проще и привычнее одуванчика растения в наших краях не найти. А вот, поди ж ты, удивил меня одуванчик своей лысеющей головкой. Всего лишь вздумалось мне посмотреть сквозь лупу на отделяющиеся от матери парашютики с острыми «пульками» внизу. И что же? «Пульки» эти имеют сходство с семечками подсолнуха. Так же чёткими рядами выстроены, плотно прижаты друг к другу. В порядке этом есть особая красота и, конечно же, уважение к нашему «меньшему брату» - одуванчику.

                ***
     Иду дорожкой мимо детского сада. Вдруг из-за забора слышу, как ребятишки повторяют вслед за воспитательницей: «Даёт корова молоко…». Как-то так спокойно и солнечно стало на душе от одного только слова – корова. Детский садик остался далеко позади, а размышления всё не отпускают меня.
     Перед моим мысленным взором знакомая с детских лет картина. По пригорку разбрелось стадо коров. Молчаливый пастух, держа кнут под мышкой, сворачивал из газетной бумаги козью ножку. С крыльца нашего дома хорошо виден был тот пригорок. На коров можно было смотреть бесконечно долго с полной уверенностью – не надоест. Покой и умиротворение исходило от этого действа с многовековой историей.
     «Даёт корова молоко…» и не только. Сам вид коровьего стада успокаивает, настраивает на позитивный лад. Мирно, неторопливо, дескать – всё сбудется в своё время…
     Как-то так события сложились в моей жизни, что в детские годы видела из окна нашей хаты пасущихся коров и теперь уже из окна пятиэтажки наблюдаю за коровами. И хоть мало радости от того, что коровы пасутся на растерзанных газонах и цветниках, но что тут винить коров? За поведение скотины должны отвечать хозяева. «До мира и порядка… далековато», но сам вид коров напоминает далёкое детство.
     «Даёт корова молоко…», простые, бесхитростные слова, слышали их наши бабушки, да и хотелось бы, чтобы и наши правнуки с доброй улыбкой их повторяли.

                ***
     «Край Сибирский, вёрсты не меряны…» - прочитала я у одного неизвестного мне автора и словно споткнулась об эти слова. Всё, далее написанное потеряло всякий смысл. Несогласие затеяло мысленный спор с автором строк.
     …Конечно же, с помощью современных приборов можно всё измерить. Важен другой вопрос: как по-хозяйски распорядиться землёй и всем тем, что на земле и под землёй? И тут на помощь пришла моя запасливая память.
     Ехали мы незнакомыми для меня местами: горы, распадки, пологие распаханные поля. Ещё тогда мне подумалось: «Места эти человеком освоены, где можно пахать – люди пашут, где можно скот пасти – пасут, а где лес растёт, то этому месту особое уважение».
     Вот так бы и ехали, но вдруг наш автобус остановился. Мужики громко переговаривались. Значит, случилось что-то непредвиденное. Дверь открылась и все вышли из салона. Оказалось – Природа характер свой показала. Вода в маленькой речушке поднялась. Бывалые люди рукой показывали на тучу чёрную, жутковатую на вид. Нам тогда показалось, что эта туча застряла в распадке, просто брюхом легла и истекает дождевым соком. Именно из этого распадка берёт своё начало речушка.
     А меж тем вода заметно прибывала. У водителя были серьёзные опасения: выдержит ли мостик, ведь вода подлизывала уже настил. Самые смелые мужики взбежали на мост, на самой его середине попрыгали, пробуя его на прочность и решили, что наш маленький автобус пройдёт.
     Медленно автобус преодолел расстояние деревянного моста через равнинную речку. Мы, пассажиры, держась за руки, в две шеренги пошли за ним следом. (Что я пережила за эти несколько минут, пока шла по деревянному мосту, ощущая под ногами живое дыхание зловещей воды – слов не хватит рассказать). Были люди, которые от нервного потрясения по автобусным ступенькам потом подняться не могли…
     И опять за окном мелькали перелески, яры и сельхоз угодья. Даже в этих суровых условиях морозов и бездорожья, люди что-то строили, свадьбы праздновали, детей растили. Одним словом – жили. С виду обычные люди, просто одетые, но под простой грубоватой одеждой такая чувственная человеческая душа, уважающая всё то, что по Божьему велению растёт, плодится. Богат край Сибирский и будет ещё богаче, если человека жадность не одолеет и не станет брать он от земли сверх того, что может дать без ущерба от Природы этот прекрасный край.

                ***
     Роса жарким летом радует, а чем ближе к осени – никому она не в радость. Особенно туго приходится насекомым. Я порой пол дня в резиновых сапогах по огороду хожу. Один в этом плюс – комары не донимают. Крылышки в тумане отсырели, ждут пока на них роса высохнет.
     Под рябиной, в тенёчке, люблю посидеть, перекусить. Маленький, низенький столик вынесу, а скамеечка ещё ниже. Рядом цветник, мне на столик цветы головки кладут.
     Вот, однажды, поторопилась я утром и только в саду завтракать села. Невелик времени урон. Роса кусты клонит, можно и посидеть, свежим воздухом подышать.
     Сижу, значит, чаёк попиваю и всяких букашек на цветах рассматриваю. Цинния в этом году удалась, краше всех цветов выросла, но и ей по утрам тяжело росу держать. Жалко её стало. Хотела стряхнуть росу, руку протянула, да тут же и отдёрнула. Вовремя заметила на листе сидящую большую с бронзово-синей спинкой муху. Как и вся её мушиная семья, красотка любит прихорашиваться. Но сперва ей надо на сухое место выбраться, а именно это ей никак не удаётся. Листики шершавые росу на себе держат. Мухе уж очень неловко по волосинкам шагать. Топчется на одном месте. Вот она! Бери её голыми руками…
     Не стала я ту муху тревожить, интересно стало, как другая мелюзга с этой проблемой справляется. Маленькие гусенички на дыбки встают, а зелёные клопы наоборот «раком» становятся. Птиц тоже роса не радует. Пережидают или по самой земле бегают, изящно так крылышками встряхивают.
     Мухоловка на сливе осторожно так по веточке меж листочков проскальзывает, ни один листик не качнётся. Туда-сюда пробежалась – полный клювик всякой живности насобирала, только лапки кисточкой торчат. Унесла в гнездо хлопотунья. А мне новая задача: кому понесла? Август месяц на дворе…
     Вот и пчёлка прилетела! А это уже мне упрёк. Мол, долгонько засиделась барышня-лентяйка! Пора за дело приниматься…

                ***
     Город наш среди вековой тайги первыми строителями заложен. Многие из них ещё здравствуют. Честь и хвала им за их трудовой подвиг. Современных жителей города нисколько ни удивляет, что в наших тенистых дворах цветы лесные растут, кусты и конечно же - деревья, которые сохранили от вырубки заботливые строители. Детям привычно, что белочки по нашим дворам бегают. Случается на них глупые собаки лают. Им кажется, что это кошка на дерево забралась. Дворовые же кошки никаких претензий к белочкам не имеют. Правда завидющие вороны и сороки иногда интересуются тем, что белочка в лапках своих держит. Зато голубы – добряки. Насыплют прохожие семечки на снег, голуби клюют и белочки зёрнышки собирают. Тут же воробушки, синички к ним присоединятся. Дятлы и снегири немного с наглецой, но чтоб обидеть малую птаху, острым клювом поранить, такого за ними не замечали. Хотя, крупное приглянувшееся зёрнышко выхватить могут… Что ж тут птичье поведение осуждать, если человека Бог совестью наделил и то… «пускаются во все тяжкие», не страшась греха…

                ***
     Есть дороги, есть дорожки, а есть тропинки через лес, через пустырь, так сказать – напрямик, чтоб путь сократить. Только такой тропинкой быстрей дойти у меня никогда не получается. Да и как же тут мимо пройдёшь, если, что ни поворот то – страна чудес, просто – сказка наяву.
     Есть такая тропинка, прямо к самому моему подъезду она выводит, но хожу по ней крайне редко. Первая причина – это собаки, что сбиваются в стаи. Опасно стало через пустырь ходить… Но случается иду, если кто-то впереди меня идёт. Вот тогда я «смелая». Иду и по сторонам гляжу.
     Красиво! Первый снежок слегка припорошил золотое убранство ясеневолистого клёна. Он в наших краях не деревом, а огромными кустами растёт. Что ни куст, то модное платье знающей себе цену красотки. А пригнутая первым снежком полынная поляна, которая стала похожа на стадо овец в тесной стайке. Головы у овец долу опущены, дремлют в ожидании, когда им скотники привезут сено. Как только заслышат топот конских копыт, оживятся…
     Только полынное стадо отжило свой век, хоть и не потеряло свою привлекательность. Но я-то знаю, что нет уже жизни в теле этих «овечек», потому и не хожу этой тропинкой.

                ***
     Ох уж эти сибирские реки! Порой речушке никто названия не может вспомнить, зато эта «водная артерия» с характером вспыльчивой жены. То она тише равнинного ручейка, то кидается на камни бешеной волчицей.
     Когда автобус с туристами остановился, чтоб люди могли полчасика отдохнуть, ноги размять, а то и просто свежим воздухом подышать, я даже не предполагала, что в каких-то двух десятках шагов, за высокими кустарниками речка течёт. Вода в речке лисьим шагом прокладывала себе путь. Только знающие люди нашли среди высокой травы тропинку и вывели меня к реке.
     Честно говоря, удивлялась я в этот день чуть ли ни на каждом шагу. Да и как тут пытливому человеку равнодушным быть? Деревья в этой местности росли не вверх, как это нам привычно видеть, а лежали на боку. Я их даже про себя назвала – ползучие вербы. А одно дерево, с довольно таки толстым в объёме стволом, просто легло поперёк реки. И что интересно – это живое дерево, корни не вывороченные непогодой, а нормально растущие. Дерево распростёрлось над водой, (речушка в ширину метров шесть), и нигде ни на что не опирается. Ни одна веточка воды не касается. Зато весь ствол покрыт мхом.
     Пронырливые ребятишки вознамерились по этому дереву перебраться на тот берег. Хорошо хоть успели их родители остановить… (Велика была вероятность на то, что молодые путешественники могли угодить в болото…) Мальчишки немного расстроились, но любопытства и наблюдательности им не занимать. Вскоре они заметили, что это дерево служит мостом для муравьёв. Значит, на том берегу какая-то ветка всё-таки касается земли. Эта догадка подтвердилась.  «Глазастые» мужики высмотрели таки эту опору. Ветка не только касалась земли, но во влажную почву корни пустила, кустом проросла…

                ***
     «Зиму природа обделила красками», именно так считают многие, а те, кто с любовью рассматривает зимние пейзажи – оспаривает их выводы. Особенно если смотреть заснеженный мир при свете луны.
     У покрытых инеем деревьев – особая красота. В ней таится некая загадочность, запечатанное под снег Будущее. Это Будущее откроет Весна красна под звонкую музыку капели, под чириканье обрадованных весеннему солнышку воробушков. Всесильное Солнце прогонит прочь сперва - иней, потом - подмочит снег, подточит лёд на реках и волшебным ключом отопрёт замочки на древесных почках. Однако всё это случится потом, а что делать людям, живущим в краю холодов, снегов и метелей. Ответ прост: искать красоту не только на Земле, но и на Небе.
     Не спалось мне прошлой ночью. Подошла к окну и ахнула от изумления. «Выходит есть твердь не только на Земле, но и на Небе!» Странного вида облака затянули пологом небесный купол. Небо стало походить на речное дно, усыпанное мелкими камушками. А на самом глубоком месте – жёлтое отражение луны. Я даже, закрыв глаза, помотала головой, чтоб отогнать нахлынувшее наваждение. Опять смотрю на небо. Размытый лунный лик, как сквозь пелену пытается послать к земле полусонных своих посланцев. Скользят лучи, спотыкаются, но всё же вперёд продвигаются по бугристым спинам тучек. А уже от этих тучек по моему заснеженному двору бродят тени.
     Что греха таить, даже трусливые мурашки забегали под моей рубахой.
     «Не-ет, ночная красота не греет, а наоборот холодом сердце сжимает… Нечего в окно ночью глаза пялить! Люди спят и ты иди спать!..» - ругнула себя в сердцах и зашторила окно.

                ***
     Ожидание утомительно, не знаешь чем себя занять. Летний день, деревня опустела: взрослое население работает, за хозяйством приглядывают старые и малые. Одна радость – птицы поют, пчёлы и осы жужжат да комары, будь они неладны… Вот и я,  случайный в деревне человек, сижу и вздыхаю.
     На соседнем дворе, у самого забора растёт сосна. На своём веку сосна видела, как строилась вся улица и этот дом и, конечно же, забор. Старое раскорячистое дерево.  Почему-то не вверх оно растёт, а вширь пошло. Хозяева к нему привыкли и даже приспособили под свои нужды. На её ветках что-то вроде смотровой площадки сделали. Основательно сделали, с перилами, чтоб случайно не свалиться. Лестницу прямо к дереву приколотили. Надёжно и красиво получилось. На той площадке полосатый матрац постелили. А для кого это «гнёздышко» сработали? Конечно же – для любимого внука. Пацанёнок вёрткий такой, крепыш. То он сядет, то он ляжет и всё что-то там в кустах в бинокль высматривает. Мне самой интересно стало. Подошла к забору, спросила:
     - Что там такого интересного в бинокль рассматриваешь?
     - Тихо! – полушёпотом зашипел на меня мальчик и замахал руками. – Нельзя громко разговаривать, малышей напугаете…
     - Каких малышей? Где они? – тоже шёпотом спросила я.
     - Там они, - указал рукой наблюдавший в сторону то ли речушки, то ли болота. – Хотите посмотреть? Тогда возьмите лестницу и лезьте ко мне…
     Меня несколько смутило его предложение. «В моём ли возрасте по деревьям лазить?..» Но любопытство взяло верх. Перенесла лестницу, приставила со стороны огорода моих знакомых и полезла. Наконец села на матрац, отдышалась, огляделась. Оказывается соседский огород – крайний, видимо от того самый большой. Деревянный плотный забор стоит стеной вокруг ухоженного огорода. За ним заросшая всякой всячиной низина.
     «Странно, особо тут и рассматривать нечего… но он же смотрит, даже бинокль из рук не выпускает…» - размышляла я.
     - А что ты так пристально рассматриваешь? Мне тоже хочется посмотреть…
     - Берите, только осторожно, не уроните. А давайте я вам ремешок на шею закину?
Во-о. Куда смотреть знаете?
     - Нет, конечно. Покажи.
     - Во-он, пригорочек. На нём две сосенки растёт. Под их нижними ветками, на земле – гнездо. Там белая гуся сидит. У неё маленькие гусятки вывелись…
    - Вижу-вижу! Слушай, это же не дикая, по-моему это самая обыкновенная домашняя гусонька…
     - Ага, укралась!..
     - Как понять – укралась?
     - Тихонько гнездо себе свила за забором и гусяток там вывела… Бабушка думала, что её лиса съела, а она жива… Лярва!
     - Ну, парень, ты это слово больше не говори. Забудь! Она – мамочка! А всех мам уважать надо…
     - А я уважаю. Это дед мой так её называет. Он меня тут посадил. Сказал, что я теперь в дозоре, на пограничной заставе…
     - В дозоре, значит. А зачем?
     - Следить надо! Как вылупится последний гусёнок из яйца, она, эта самая… мамочка, поведёт малышей на болото. И тогда им точно – хана! Лиса съест…
     - И что ты должен сделать?
     - Деда кликнуть…
     - Понятно. Дай-ка я ещё в твой бинокль посмотрю, а то видишь, мои мужики что-то загоношились. Сейчас меня звать начнут… ехать надо. Да-а, красиво гусонька устроилась! Молодец, мамочка! А вы дырку в заборе нашли? Ту самую, через которую гуся бегала на гнездо яйца откладывать? Она ж не за один раз семь яиц снесла… Может она потом через этот лаз своих гусяток к вам во двор и приведёт…
     - А я сейчас деду об этом расскажу…
     - Ну, иди-иди и я к своим пойду… Спасибо, парень! Будь здоров!
     Мы помахали друг другу рукой и я полезла по лестнице вниз, чем немало удивила своих сыновей.

                ***
     Расстроилась так, что и слов не подобрать, дабы выразить свою обиду. А скажи кому – только пальцем покрутят у виска. А дело вот как было.
     Ещё с прошлой весны заметила это редкое для Сибири растение. Всё ждала, когда зацветёт. Нет, листьев много, а цветоноса так и не выпустило.
     Заметила, что дворники в нашем дворе меняются часто, но все они косят траву только там, где дети играют. По этой причине за это растение особо не беспокоилась.
     Уже в это лето, каждый раз, как шла по дорожке мимо, обязательно взглядом искала в углу двора это растение. Знала – многолетнее. Даже в Энциклопедии рылась, нашла. Ламира ежеголовая!  Вот и ждала, когда эта Ламира расцветёт.
     С виду это растение имеет сходство с чертополохом, только листья не колючие, а как у старого укропа, разве что только головка под цветком колючая, но эти колючки сами на цветок похожие.
     Вот уже головка цветка порозовела, а дня через два раскрылся первый цветок, потом ещё два цветка розовым цветом расцвели. Я утром шла, ещё была мысль: подойти к цветку и понюхать. Но на автобус спешила, да и роса была утром. А вечером иду из сада, глянула, даже в холодный пот бросило…
     Не то, чтобы был скошен участок двора, а так-сяк кто-то косой помахал, «головы порубал». Но этот цветок тяжёлой участи не миновал.
     Вот уж правильно говорят: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Что надо и что не надо срубил, так себе – махал ни глядя. Наверное, ещё был горд собой, дескать – доброе дело делаю, кто бы спасибо сказал…
     Э-эх, а какие большие ярко-розовые цветы были у этого Ламира!.. Теперь буду ждать, может в следующем году расцветёт.

                ***
     Бурная река, хоть и неширокая. Противоположный берег – каменистый склон, поросший девственным лесом, о котором говорят: там не ступала нога человеческая.
     Рассматривать дикую природу, это любимое моё занятие. Вот и шла я, шла потихоньку вдоль берега, против течения, в надежде послушать живые звуки леса, воды, пение птиц и всю ту музыку, которую может родить природа именно этого места.
     Осторожно ступая, шла я, шла, пока не дошла до огромного камня на берегу, обойти который не было никакой возможности. «Что ж, - подумала я, - осмотрюсь и пойду обратно».
     Когда внимательно всмотрелась в приметные уголки пейзажа другого берега, моё разочарование каменным препятствием, словно рукой сняло. Не будь его, я бы может быть и не обратила столь пристального внимания на другой берег реки. А смотреть было на что. Метрах в трёх над уровнем воды, среди кустов был вход в пещеру. Создалось такое впечатление, что каменный вход сложен руками человеческими. Одинаковые по размеру камни плотно подогнаны, потолок сводчатый, но войти в пещеру можно было только низко согнувшись. О том, что пещера обитаема, красноречиво говорила вытоптанная тропинка к воде. Но тропинка эта никуда больше не сворачивала. Я так думаю, у этой пещеры был и другой выход.
     Воображение моё рисовало самые фантастические картины, но звать, кого бы то ни было ещё из нашей компании отдыхающей братии, мне не хотелось. Кто знает, какая блажь придёт в их захмелевшую голову.
     Вдруг, сзади себя я услышала хруст, чья-то нога наступила на сухую ветку. Испуганно оглянулась. Это был тот самый мужик, который и был у нас за главного, знающий маршрут и как обустроить отдых горожан в дикой местности. Взглядом он указал на пещеру, спросил:
     - Видела?
     Я кивнула головой. А он вполголоса предупредил:
     - Ни о чём меня не спрашивай, а ещё лучше – забудь!
     Я почему-то даже не удивилась его словам, только опять кивнула головой.
     - Пойдём отсюда.
     Я послушно пошла следом за тем мужиком. Напоследок всё же не удержалась, оглянулась. На какой-то миг мне показалось, что из темноты пещеры на нас смотрели два жёлтых глаза, явно не человеческие.
     Сказать, я никому не сказала, но и забыть у меня не получилось.

                ***