Близкое, родное, лазоревое

Нина Анютина
Земля и небо. И я меж ними…
Союз наш вечен, красив и прост.
Над нами море спокойной сини,
В нас ливни радуг и ливни звезд.
А.Землянский.

   Земля и небо. Как далеки и все ж близки и неотделимы они друг от друга, как завораживающе притягательны для каждого, кто любит, умеет разглядеть и оценить красоту и гармонию окружающей нас природы.
   Природа – самый искусный и самый талантливый художник. Небо – одно из неповторимых и удивительных творений ее. Оно манит, притягивает нас к себе, завораживает своей необъятностью и недосягаемой высотой, фантастической яркостью голубых, лазоревых, синих и лилово-фиолетовых красок.
   Пожалуй, не найдется человека, который не поднял бы головы и не посмотрел на купол небес, чтобы хоть однажды не зачароваться его красотой.
   У неба взяли свой цвет наша планета, синие васильки, лазоревые незабудки, моря и реки, голубые, открытые миру чистые девичьи глаза.
Оно всегда над нами. Всмотритесь в него внимательно, и вы непременно увидите средь небесных разливов сотканные из причудливых облаков необыкновенные ноктюрны.
   Многие известные писатели и поэты, музыканты и художники черпали и продолжают черпать силы и вдохновение, обращаясь и воспевая в своих лучших произведениях необыкновенную красоту родной природы.
   Покоряет и завораживает сердце ни с чем несравнимая прелесть скромной, застенчивой красоты моей родимой Смоленщины, ее привольные луга и поля, пологие холмы, извилистые речки с озерцами и плесами, тихие березовые рощи, в синей дымке полоска зеленого леса вдали и необъятное небо над всем.
   Небо!.. Оно переменчивое, как мир, всегда разное и никогда не бывает одинаковым: то в погожие дни чистое, отдающее небывалой голубизной и синью, то ярко-бирюзовое, фиалковое или нежно-лазоревое с легким пухом, будто взбитых пышных облаков, а то вдруг завьется, закурчавится на самом зенитном верху мелкими белыми барашками или станет к непогоде незаметным, сереньким, нахмурится, потемнеет от набежавших туч и прольет, просыплет на землю дождь иль снег.
   Ночью на нем высыпают такие звезды, которые, кажется, можно достать и потрогать рукой, восходит и светит такая луна, которую можно сравнить лишь с юной белолицей красавицей.
   Хоть и редко баловала нас хорошей погодой прошедшая зима, было много снега и мало ясных солнечных дней и оттепелей, а по белесому мутному небу ползли беспрестанно рваные клочья серых облаков, иногда картина менялась в одночасье в лучшую сторону.
   После затянувшегося ненастья все сменилось вдруг однажды в январский предвечерний день. Казалось, вот-вот наступят сумерки и совсем стемнеет. Но, словно устав от непогоды, неожиданно прояснилось небо, исчезли, развеялись как дым хмурые облака.
   Высоко над землей, напоминая огромную, опрокинутую вниз, голубую, с широкой синей каймою чашу, распростерся чистый, невесомый купол небес.
   В другой, такой же предвечерний зимний час, небо, как в сказке, вдруг стало  аквамариновым, и напоминало собой такую же огромную, правильной формы круглую, опрокинутую над землей, но теперь уже синюю, с широкой светло-голубой каймою чашу. Особая незримая тишина и установившийся благодатный покой охватывают все вокруг, забирая в плен вашу душу и сердце.
   Чудо свершается в природе постоянно. А всегда ли мы, исполненные повседневными заботами и хлопотами, замечаем его?
Но, как в песне поется, «у природы нет плохой погоды, всякая погода благодать…»
   Придет морозный январский иль февральский день, падет на землю нежданно обильный иней. Все станет вдруг неузнаваемым, засверкает, заискрится по-новому.
   Очарованная небывалой пышностью и красотой сама природа, словно прислушиваясь к себе, затихает в удивлении.
   Застывают в торжественности окутанные белым серебром заиндевелые деревья, дома, ярко-бирюзовое, фиалковое или нежно-лазоревое, будто промытое чьей-то невидимой рукою, без единого облачка небо над ними.
   Слышится, чудится в кристальной морозности инея нежный хрустальный перезвон, угадывается, таится в легкой снежности необыкновенная мягкость. Все окружающее становится ближе, дороже, родней.
   Знать, недаром во все, даже самые трудные времена, отстаивали в битвах русские воины родную землю свою, лазоревую синь и даль ее.
   В февральские, а особенно в мартовские дни все реже и легче становятся облака, все чаще выглядывает меж ними ясное солнышко и появляются кусочки чистого неба.
   А тут и настоящая весна пришла. Распушились под синим куполом небес черемуха и сирень, зацвели на дачах и усадьбах окрестных деревень сады белопенные.
   Вслед за весной наступило красное лето. Деревья и кустарники сменили свой нежный светло-зеленый весенний наряд  на густо-зеленый летний. Над  землей, как огромный шатер, распростерлось безмятежно синее небо. Лишь на самом верху, на самой макушке его застряло нечаянно небольшое белое пуховое облачко, но и оно скоро растаяло.
   Падал, лился с чистых небес лучезарный солнечный свет.
   Установилась жаркая сухая погода. Дождей долго не было, а когда пришли они, не прекращались несколько дней подряд. Иссушенная зноем земля жадно впитывала долгожданную влагу.
   Напоив досыта травы, цветы и деревья, небо стало проясняться.
   Быстрее всего тучи разбежались, развеялись над недальним храмом. Над золочеными куполами его засияла яркой синью небесная твердь и возник чудный, удивительный ноктюрн.
   Но одно дымчато-лазоревое облачко, не успев растаять, рассеяться, застряло в вышине. Из него пролился нечаянно на землю краткий лазоревый дождь. В светлых струях и каплях его отразились, волшебно преломляясь, кусочки лазоревого неба.
   Было в этом что-то неземное, божественное!
   В разное время года небесная лазурь разная. Весной и летом синь неба наполненная, теплая, обволакивающая, зимой, подобно снегу, чистая, хрустальная. Осенью, когда наступает короткое бабье лето, распускаются вновь луговые цветы и ромашки, небо становится нежно-лазоревым.
   А вам приходилось видеть разноцветное, почти радужное небо?
   Обычно это случается летом, на заходе солнца после дождя, когда небо проясняется.
   Вот, на Западе закатное солнце раскрасило небо ало-малиновыми, вперемешку с голубыми, синими, оранжево-желтыми акварельными красками.
   На северо-востоке промытое дождем небо покрылось нежной бирюзой. В юго-восточной стороне прорвался вверх меж легких облаков ярко-розовый сноп солнечных лучей. Ниже, над горизонтом, образовалась голубая лагуна с белыми островками-айсбергами в самом центре ее.
   Человек всегда хочет верить в сказку и чудо, но думает, что все это находится далеко от него, «за тридевять земель, в тридесятом царстве».
   А ведь чудо и сказка рядом с нами, там, где родная земля. Там, где небо такое близкое, родное, лазоревое. 
   Береги и люби землю родную, как мать свою. Пусть всегда сияет над ней чистое небо и светит яркое солнце!