Прошлое в будущем

Андрей Рождественский 4
Все люди участвуют в созидании истории, стало быть, каждый из нас, хотя бы в самой ничтожной доле, обязан содействовать ее красоте и не давать ей быть слишком безобразной.
                (Жюль Франсуа Эли Леметр)

История как наука имеет свой предмет и свои методы исследования. Метод моделирования конечно, используется.

Моделировать исторические события тяжёло по причине трудоёмкости (финансы) и методологии (цель и методика моделирования). В этом плане есть перспективы у математического моделирования. Например, я читал об одном исследовании, где была построена математическая модель Чесменского сражения. С помощью этой модели было доказано, что русский флотоводец (граф Алексей Орлов) выбрал оптимальную стратегию и тактику боя, единственно возможную при данных условиях.
Ваш покорный слуга создал математическую модель древнеегипетского государства с целью доказать что при сохранении тенденции со времён Рамзеса II государство ни могло не развалиться в зафиксированный в исторических источниках момент.

Теперь представьте себе, что, какому – ни будь чудаку захотелось воссоздать эту битву в натуральном формате с той же целью.
Возможно, получилось бы потрясающее шоу, но какой с него прок для науки? Никакого. Затраты огромные. Если привлечь к этому мероприятию зрителей и опустошать их карманы непомерно большой платой за билеты, то можно покрыть расходы и даже иметь какой-то навар. Но этично ли клонировать профанацию истории и зарабатывать на этом деньги. Для бизнеса этики не существует. Можно зарабатывать на профанации истории или опускания детской литературы до описания какашек (шведская антидетская «писательница» Пернилла Стальфелт, «Книга о какашках»)

Речь идёт о так называемых исторических реконструкциях. Я услышал впервые о них, когда просматривал информацию по Выборгу. Судя по видео и другим материалам, там это поставлено на широкую ногу, и вошло в традицию. В интернете можно найти много информации на эту тему: видео файлы, форумы и даже информацию по русскому телевидению.
Я уже говорил о научной составляющей подобных «показух». Даже если предположить, что нет больших огрехов в костюмах, поведении костюмированных персонажей и общей режиссуре. Невозможно понять, что наука может со всего этого иметь.

Вспомните «бондарчуковский» фильм «Война и мир». Масса экспертов, мастерски сшитые костюмы, отрепетированные батальные сцены. Какая могла быть от этого польза исторической науке? Естественно никакой. Да о ней некто и не думал. И не называл «дилетанско-ханжески» исторической реконструкцией.
 
С тех пор прошло много времени. Искусство вытягивать деньги из карманов обывателей, «чтя при этом уголовный кодекс» достигло впечатляющих успехов. Нужны новые товары, новые зрелища и обязательно в красивой упаковке. Почему история не может быть товаром?  И упаковку классную можно сварганить. Вот, например, историческая реконструкция. Просто уличный спектакль звучит пошло, а тут целых 2 притягательных слова ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ.

Сейчас в России количество «исторических реконструкций» растёт лавинообразно, и эта тема становится необъятной. Я хочу поговорить только о тех, которые в Выборге. То, что я наблюдал и читал можно разделить на две категории: батальные сценки типа стенка на стенку и рыцарские турниры.

Есть ещё побочный сервис  с исторической подкладкой, танцы, песни, гуляния, демонстрация «историкоподобной утвари», обучение ремеслам и многое другое. Это очень важная составляющая и о ней отдельный сказ.

Сначала о рыцарях в Выборге и в Швеции. Вот что пишет об этом шведский историк (перевод мой):
Vilka personer blev riddare? (Кто мог стать рыцарем?)

Dick Harrison отвечает: - В Европе 900-годов рыцарь – это титул с низким общественным статусом. Быть рыцарем немногие хотели в то время, потому, что, рыцарь был не боле чем всадником. Но затем, вплоть до 1200-ых, все больше и больше статус рыцаря повышался. В рыцари посвящал король. Это было очень эксклюзивным и востребованным делом. Чем дальше мы идем в историческом времени, тем более престижно была стать рыцарем. В Швеции, стал употребляться титул рыцаря в середине 1200-ых. Так как было очень мало людей, имеющих возможность стать рыцарем, было трудно получить это звание. Чтобы стать рыцарем, надо было иметь знатных родителей, быть очень богатым, иметь влиятельных друзей, и, наконец,  получить посвящение в рыцари от короля. В конце средних веков, в Швеции - это 1400-е годы, титул рыцаря был очень несбыточной мечтой, которую очень немногие молодые люди в то время могли надеяться реализовать. Точных цифр, сколько рыцарей, тогда существовало в Швеции у нас нет, но они приблизительно это было  30-40 штук в одно и то же время по всей стране.
Можно взять среднюю от граничных значений (30-40),  35 рыцарей по стране, а лучше 34 (для удобства операции деления). Вся оборона Швеции в те времена держалась на 4-х замка:

• Тре Крунур (Стокгольм)
• Кальмарский замок (Юг Швеции)
• Карлстенский замок (запад Швеции)
• Выборгский замок (на востоке Швеции)

Можно допустить, что рыцари не обитали в диких малонаселённых местах (вспомните Скупой рыцарь у Пушкина).  Да и работы у шведских рыцарей было невпроворот. Распределим их по 4-м главным замкам, получится 34:4 примерно 8 (штук на замок)

Учитывая их малочисленность и занятость  рыцарей (эти 4 замка подвергались постоянным атакам агрессивных соседей), а также отсталость  Швеции от европейских стран в те времена, можно утверждать, что рыцари Швеции были не совсем такие, как их блестящие коллеги при французском или испанском  дворах.

Тем не менее, в наше время рыцарские турниры постоянно устраиваются в разных местах Швеции, но эта традиция всё же имеет корни и является только частью большого представления, призванного воспроизвести старые времена. Насколько мне известно, настоящие рыцари не часто дрались боевым оружием, поскольку целью рыцарских турниров было не убийство, но самоутверждение.

Я не единожды участвовал в качестве зрителя на этих праздниках. Обычно они привязываются к конкретной исторической ситуации. Представляются участники и их геральдические атрибуты. То есть воспроизводятся исторические детали и обстановка. Например, Рыцари короля Магнуса вызвают на бой рыцарей Ерика (сына короля Магнуса)
Собственно, можно рассматривать рыцарские турниры, как спортивные состязания с исторической подоплёкой.

Что для Швеции просто, для России может быть не очень просто. Откуда взять знатоков шведского средневековья? Даже в бывшей шведской средневековой цитадели.
Я читал, что на турнир приезжают тамплиеры из Минска. Звучит забавно как самураи из Жмеринки. Но это не самый большой грех. На форумах по выборгским реконструкциям вообще много забавного. Если и бывали тамплиеры в Выборге, то весьма редко. Ливонские рыцари тоже не характерны для выборгских пределов. Шведские короли не любили наёмников, им своих парней хватало. Но совсем уж меня удивило сообщение, что один из заезжих «тамплиеров был негр. Вот это действительно чудо природы!

Сопутствующие представления и лица тоже наделяются нешведскими чертами характера. Так, я прочитал об одном актере этого спектакля, который был одет в костюм палача. Его спросили: «Почему вы выбрали эту роль»? «Палач» с гордостью заявил, что он юрист по профессии и всегда мечтал приводить приговоры суда в исполнение. Остаётся только надеяться, что таких мечтателей не так много среди русских юристов. В Швеции эта профессия не была популярна в средние века и в «Старом Городе» в Стокгольме есть место, которое называлось Helvetesgr;nd (Адский переулок). Там жили люди непопулярных профессий.

Возможно, таких проколов со временем будет меньше. Можно предположить, что спектакль может быть хорошим и с плохими декорациями.
Иначе обстоят дела с баталиями типа стенка на стенку. Это воспроизводство кровавых пятен в истории человечества. Иначе рассматривать войны просто невозможно с позиций христианской морали. Воспевание убийства и наслаждение убийством. Обычно всё это сопровождается примерно такими рассуждениями: «Вот, отцы наши и деды наши и далёкие пращуры наши могли постоять за свою родину, и вы тоже к этому себя готовьте, ибо Россия окружена коварными и злобными троллями, которые только ждут момента, чтобы расправиться с вами».
По существу это проигрывание очень старой песенки, как раз средневекового производства, когда велась война всех против всех. Причем, всегда, когда, дрались хозяева у «холопьев» лбы трещали.

В Швеции таких зрелищ,  слава  Богу, пока не наблюдается. Летом по всей Швеции устраиваются средневековые турниры, «недели викингов», деревни викингов, но это скорее познавательные мирные мероприятия для молодёжи, направленные на изучение жизни и быта их далёких предков. Я неоднократно бывал на таких «живых учебниках истории» со своими и чужими детьми. Там учат древним ремёслам. У меня дома до сих пор лежит декоративный коврик из шерсти, который сделал мой сын. Учат готовить по древним рецептам и продают пищу и напитки, приготовленные по ним же. Молодёжь учат играм, в которые играли дети викингов, поют старые песни и играют на старинных инструментах. Всё это доступно, поучительно, и приятно. Никакой пропаганды агрессии и насилия.