Коренным народам нужны не съезды

Леонид Сунгоркин
Уважаемая Кристина! Хочу рассказать вам о том, как я узнал о проведении Съезда эвенов Российской федерации в городе Хабаровске. Во- первых, никакая информация до меня, как до президента Хабаровской краевой общественной организации «Объединение по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья» мне не поступала. Это для меня и членов нашей организации, отчасти обидно.  Ведь Съезд эвенов проходит на земле, которую традиционно заселяли нанайцы, но сами нанайцы из числа городского сообщества не приглашаются, что еще раз подчеркивает тот факт, что этот Съезд эвенов проводится, на мой взгляд, не по инициативе самих эвенов России, а по инициативе и под  эгидой АКМНС ДВ РФ, так как только их люди участвуют в работе этого съезда.  Сегодня, в момент работы съезда, проходило подписание соглашения между тремя  общественными организациями  КМНС и  Министерством природных ресурсов Хабаровского края, кстати, на это подписание все, кроме меня, приехали со съезда.  И еще,  наша организация впервые  подписывала такой документ,  к этому привели  реализуемые нами проекты, которые  оценили не только здесь, на уровне Хабаровска и Хабаровского края, но и в Москве, в Общественной палате РФ, где 27 ноября я представлял проект «Создание театра аборигенов и метисов Приамурья «Бури» в Хабаровске». Но это к слову, чтобы вы понимали ситуацию, в которой находимся сегодня мы. И вот проходит в Хабаровске Съезд эвенов, на который нас, хабаровчан, почему- то не приглашают. О чем я возмущенно заявляю тут же на подписании соглашения, а президент Ассоциации КМНС  в Хабаровском крае и вице-президент АКМНС ДВ РФ  Любовь Владимировна Пассар, которая, по всей видимости, является модератором и встречающей стороной,  и которую сегодня вместе с эвенами активно показывает канал Россия в новостном блоке на мой вопрос министру природных ресурсов, почему нашу организацию не пригласили на столь важное для коренных малочисленных народов событие, ответила, что не пригласили меня эвены, так как это они являются организаторами съезда, и они решают, кого приглашать на свои замечательные съезды, а кого не приглашать. Будь мы участниками этого съезда, то мы могли бы написать о событии  в своих печатных  этно-СМИ, рассказать в нашей радиопередаче, подготовить сюжет для национальной телевизионной программы. А теперь я хотел бы ответить на ваш вопрос «Реально ли помогают в решении существующих проблем коренных народов такие съезды?»  Как президент общественной организации, как правозащитник, как популярный этно-блогер, как этно-журналист, как хозяин , на чьей земле проходит данной мероприятие, я могу сказать откровенно, что подобные съезды больше напоминают сектантские собрания закрытых тайных обществ, в данном случае это общество эвенов России, при поддержке еще одного общества, как  АКМНС. В таком формате, когда явно не уважаются другие общественны организации, которые не входят в состав Ассоциации или других общественных объединений, которые в той или иной степени под контролем  АКМНС, что, конечно же, говорит об их очередь закрытости от общественности. Основная задача съезда сводится лишь  к тому, чтобы в очередной раз отчитаться перед властью за те великие достижения и подвиги, которые были совершены в уходящем году. И желательно это делать еще и на деньги власти, чтобы был накрыт стол, был готов и дом, и все радостные, единомышленники, без каких -либо угрызений совести, без ненужных и неудобных людей, которые могут задать ненужные и неудобные вопросы, и, тем самым, испортить обедню и все торжество. Вот в моем случае наверно как раз это и произошло. Сознательно меня в очередной раз отстранили от возможности пообщаться с простыми людьми,  у которых  очень много ко мне вопросов, и я знаю эвенов, даже тех, кто приехал  на съезд, с которыми я  бы с удовольствием пообщался бы в неформальной обстановке. Пообщался бы так же и с другими коренными народами, которые были приглашены на этот съезд. Для меня этот съезд не стал той площадкой, где я  воочию убедился бы, что эвены могут не только взять у моего родного города, но и что-то ему дать. В культурном плане, или пригласить нашу общественную организацию в свои города и села, где они живут и работают. Можно только представить, что он решили на этом съезде, но я понял, что мне и нашим людям такой съезд в Хабаровске не нужен, так как мы остались не причастны к такому замечательному событию из жизни коренных малочисленных народов. Мы и раньше называли съезды, которые проводила Ассоциация, « собранием единомышленников, все- цело подконтрольных власти и тем целям и задачам, которые она перед ними ставит». И цели эти меняются в зависимости от того, какая политика проводится властью по отношению к коренным малочисленным народам. Все это декларируется, протоколируется и выдается как решение какого-то народа, в данном случае эвенского, или в нашем случае нанайского. То бишь оппозиционно настроенные аборигены в таких мероприятиях участие не принимают и соответственно  их мнения и пожелания не учитываются. Данную форму съездов я вообще бы убрал из жизни коренных народов, именно в таком формате. Так как по сути ничего не меняется, где бы этот съезд ни проходил, результат всегда будет один и тот же: народ будет молча смотреть, как кто- то, обладающий какими-то регалиями,  от имени этого народа решает его судьбу вдали от дома. А в это предпраздничное время  во многих коренных семьях сейчас остро ощущается нехватка еды и подарков для детей к Новому году.

Государство должно не просто поддерживать коренные народы, сами по себе народы не падают, они просто вымирают. Согласно последней переписи количество нанайцев с 12 тысяч сократилось до 10 тысяч, грубо говоря, это произошло за 10-15 лет. В данной ситуации, какая должна быть поддержка?  Если такими темпами будет продолжаться уменьшение количества  нанайцев, то через 150 лет их  вообще не останется в России.
В городе Хабаровске, в месте традиционного проживания нанайцев, нет даже Центра национальной культуры нанайцев, за  который мы уже бьемся не один десятое лет. И сегодня я опять напомнил об этом министру  природных ресурсов Хабаровского края Василию Шихалеву.  Был бы такой Центр в Хабаровске, то Съезд эвенов было бы возможно провести в этом Центре национальной культуры коренных малочисленных народов Приамурья, а так получается, эвены приехали к нам в гости, а у нас даже дома нет, чтобы их встретить, более того, хозяев даже не спросили, а хотят ли они, чтобы к ним приехали  гости . Вот это и есть результат той поддержки, с которой мы сейчас столкнулись. На этот вопрос  я могу отвечать до бесконечности, потому как ежедневно сталкиваюсь с тем, что на местах вся политика в отношении коренных малочисленных народов выстроена таким образом, что от самих коренных жителей ничего не зависит. А хороший тому пример, это выборы, когда кандидат от коренных малочисленных народов не имеет никаких шансов быть выбранным, например, в Законодательную Думу Хабаровского края, так как число голосующих за него мизерно. Вот это еще один пример поддержки коренных. Можно еще привести один яркий пример поддержки государства, ведь в Хабаровске, куда приехали эвены, нет даже национальной школы, где можно было бы поговорить на языках коренных народов. В книжных магазинах вы не найдете книг на языках аборигенов,  ощущается острая нехватка учебных пособий, чтобы учить язык. Я даже не могу купить Нанайскую азбуку. Нет сайта, который бы популяризировал культуру коренных малочисленных народов Приамурья в интернете. Зато есть регулярные съезды, круглые столы, учебы, тренинги, школы лидеров, институт уполномоченных из числа коренных что-то делает. Почти в каждом районе есть представитель коренных. Однако  в Хабаровском крае кроме меня и моих людей никто даже не осмеливается высказываться с критикой в адрес власти, и это можно объяснить только одним, все эти лидеры давно уже не являются лидерами, это формальные фигуры, которые, обладая определенными качествами, представляют  власть.  В свою очередь власть не представляет, что хочет местное население, так как оторвано от этой реалии,  далека от проблем аборигенов. И все это похоже на театр абсурда, где интересы простого человека, в данном случае аборигена никем не учитываются.  В стране, где процветает коррупция, где ценность человеческой жизни ничтожна, аборигены оказались  в ситуации, в какой в свое время оказались негры в Америке после отказа от рабства. Формально у нас все хорошо, но мы находимся в сегрегациях. Общество  еще не готово  принять нашу культуру целиком, ни наши знания, ни наши умения. А если у общества в целом нет такой потребности - знать о нас больше, как о хранителях уникальной культуры, которая если погибнет, то и Россия потеряет нечто такое ценное, что потом при всех усилиях и поддержках со стороны власти уже будет не возродить.  И тогда Россия однозначно будет бедней, и именно этот факт ей будут ставить в укор все государства, которые желают похоронить нашу Родину и жить здесь на землях коренных малочисленных народов, пользуясь всеми богатствами с точки зрения природных недр и ресурсов Родины. Задача Западного мира и  технократической цивилизации - не заботиться о коренных и не поддерживать их. И как можно скорее создать такие условия, чтобы эти люди стали Иванами, не помнящими родства, а их лидеры говорили только теми словами, которые выгодны только тем, кто голосует за то, чтобы стереть с лица земли коренное население и освободить пространство и территории. Сейчас идет противостояние не государства и коренных жителей, а двух систем,  технократической системы развития общества и аборигенной экологической. Наиболее яркий пример всего этого - фильм Джеймса Кемерона «Аватар».

Отвечая на третий вопрос, что изменилось в последние годы, можно отметить основные моменты на примере опять же нанайцев. Огромный уровень безработицы, в Нанайском районе, по их данным он доходит до 40 процентов. Сократился уровень образования, то бишь коренное население становится менее образованным. Замечена тенденция отказа от получения среднего образования. Высокий уровень смертности среди коренных , это и суицид, который отмечен чаще, чем у других народов, криминал, браконьерство, неуверенность в завтрашнем дне , но как показатель  - низкий уровень рождаемости и вымирание. Высокий уровень ассимиляции, отказ от собственного языка, а зачастую и нежелание причислять себя к этнической группе нанайцы. Идет подмена культурного фона. Сейчас он активно заменяется китайской, корейской, японской масс- культурой. Национальная молодежь, глядя на восток, на страны АТР, волей не волей, желает видеть себя причастной к азиатской культуре.  И, таким образом, они растворяют собственную культуру, которая находится в депрессивном состоянии, и которую одними съездами не поднять. Если бы меня просили ответить кратко, я бы сказал, что все очень  и очень плохо. И что скоро наступят такие времена, когда национальная культура коренных народов будет столь экзотична, как культура пигмеев Австралии, что, кстати, подтверждают последние наши исследования. Большинству хабаровчан  все равно, где жили нанайцы, как они живут, и где они будут жить, и какова их роль в истории культуры Дальнего Востока в целом, начиная с каменного века и заканчивая сегодняшним днем.  Сейчас нужны не съезды лидеров Ассоциации, союзов и объединений, не помощь заграничных фондов, которые пользуясь той же Ассоциацией и похожими структурами, вносят своей определенный вклад  в развал Российского государства.   Сейчас главное, на мой взгляд, - возрождение духовно-нравственных ценностей, понимание того процесса, без которого даже внешне похожий на нанайца человек, в том числе и по каким-то этническим параметрам, будет причислять себя к кому угодно, и он может быть даже гоблином, готом, исповедовать чужие ценности, одним словом, быть кем угодно, только не аборигеном. И как такому человеку помочь? Кто и, главное, зачем должен поддерживать этого человека, который, по сути, добровольно отказался от всего того, что мы традиционно мы называем самосознание себя, как представителя, пусть малочисленного, но своего  народа. Нужно пробуждать гордость в людях за свой народ и всячески помогать и поддерживать тех людей, которых я называю духовные лидеры, национальная интеллигенция. Пока я только могу верить, что мои усилия на этом поприще рано или поздно будут востребованы,  как государством, так и теми аборигенами, которые гордятся своей национальной принадлежностью и готовы до конца прожить жизнь аборигена со всеми вытекающими  последствиями . Моя задача пробуждать в коренных жителях, дальневосточниках гражданскую активность , чтобы люди сами для себя могли решить, жить нам на этой земле или выживать.
С уважением, Леонид Сунгоркин.