Знание - сила

Николай Мельников 3
     С развитием свободных рыночных отношений таковые стали проникать и в студенческую среду. Так, студенты физмата педуниверситета, проживавшие в общежитии, помогали сдавать некоторые специфические предметы студентам-заочникам политеха, приезжавшим из газо- угле-, и нефтедобывающих районов и на период сессии размещавшимся в общежитии по соседству, а те, в свою очередь,помогали физикам и математикам материально.
     Сами же гости с севера вели довольно праздную, а временами даже разгульную жизнь, не особо утруждая себя познаванием теоретических основ различных наук, необходимых для получения диплома. Имевшиеся в их распоряжении финансы тратились на завязывание новых и упрочнение старых знакомств, за которыми и проходило время, изначально предназначенное для подготовки к экзаменам и зачетам, коих, не смотря ни на что, никто не отменял. А потому накануне особо важных встреч с преподавателями путь заочников лежал в соседнюю, педовскую общагу для завязывания кратковременных деловых знакомств.
     Перед своими коллегами-студентами из соседнего вуза будущие специалисты в области разработки и освоения недр представали достаточно вежливыми и обходительными, сразу называли денежный эквивалент балла в зачетке. Причем, максимальный и минимальный баллы из условия джентльменского соглашения сразу исключались, один за невозможностью его получения реальным обладателем зачетки, другой – за недопустимостью его получения временным заместителем. По возможности кандидатуры экзаменующихся подбирались по хотя бы незначительному внешнему сходству с фотографией в зачетке. Поиски часто осложнялись тем, что экзамены и зачеты в вузах проходили одновременно. Поэтому в авантюру пускались наиболее рисковые студенты третьего-четвертого курсов физмата.
     Студент четвертого курса Леха Коновалов свой экзамен сдал накануне и поэтому решил блеснуть знаниями еще и в соседнем вузе. Только внешне он совсем не походил ни на одного из нуждающихся в помощи заочников. Тогда было решено попросту «забыть» зачетку в общаге, пообещав доставить ее сразу после сдачи экзамена. Тем более экзамен по высшей математике, включавший в себя практическую часть, длился довольно долго с учетом уровня подготовки заочников. А личные данные хозяина зачетки будущий математик должен был просто запомнить.
     С теоретическим вопросом Леха справился играючи, с решением задач тоже особых проблем не возникло. Не зря же он довольно успешно осваивал сей предмет уже на протяжении трех лет. Попутно помог решить «неодолимые» задачи другим экзаменующимся. К моменту начала беседы с преподавателем псевдозаочник уже не испытывал совершенно никакого волнения, совсем успокоившись. Даже чересчур.
     Связный и довольно содержательный рассказ «студента» воодушевил и обнадежил преподавателя, готовившегося к долгой и мучительной пытке заочниками. На деле оказывалось, что уровень их подготовки не настолько низкий, как описывали коллеги по преподавательскому ремеслу. Задачу будущий педагог-математик решил отличным от ожидаемого экзаменатором способом. При этом поспорил о правильности своих выводов и убедил преподавателя в большей рациональности собственных научных изысканий. При рассмотрении второй задачи преподаватель уже сам попросил продвинутого студента оценить другие варианты решений на предмет их рациональности и доступности усвоения студенческим сообществом.
     После милой и довольно содержательной беседы настала пора ее материального воплощения в виде оценки в экзаменационной ведомости и зачетной книжке собеседника. Экзаменатор пробежался по сложенным на столе зачеткам, взглянул поверх очков на сидящего напротив его студента, пробежался по стопке зачеток еще раз и, не найдя в них фотографии, даже отдаленно напоминавшей изображение своего собеседника, обратился к нему:
     - А где Ваша зачетка?
     Лицо студента выразило недоумение и глубочайшее сожаление.
     - Забыл… в общежитии… Могу сбегать, - ответил Леха голосом, после которого не могло быть сомнения в искренности слов его обладателя.
     - Конечно, сбегаете. Занесете на кафедру. Выставлю оценку. Завтра возьмете, - расчет оправдался, оценка будет в ведомости, а на фотку в зачетке преподаватель вряд ли посмотрит. А если и посмотрит, то сличить ее с оригиналом можно будет только по памяти, а за этот день столько лиц промелькнет мимо, что запомнить конкретные черты их будет весьма проблематично.
     - А пока поставлю в ведомость. Назовите Вашу фамилию, - продолжал экзаменатор, пробегая вверх и вниз взглядом по фамилиям в ведомости и пытаясь угадать, кто же это перед ним сидит.
     - А?.. Что?.. Простите, не понял, - растерянно выдал реплику Коновалов. Он просто забыл фамилию того, роль которого сейчас исполнял. Попробовал вспомнить. Не получилось. Попробовал прибегнуть к ассоциациям. Никаких ассоциаций та фамилия не вызывала. Помнил, что несложная и где-то в начале алфавитного списка.
     - Азаров?  - спросил экзаменатор, ткнув ручкой в первую фамилию в ведомости.
     - А?.. Кто?.. Я?.. Нет! – обреченно выдавил из себя будущий педагог.
     - Булыгин? – ручка переместилась строкой ниже.
     - Как?.. Булыгин?.. Да!.. Это - я! – уже с облегчением сказал Алексей, услышав знакомое сочетание звуков, и виноватая улыбка появилась на его лице.
     Преподаватель заполнил в ведомости строку, относящуюся к этому студенту, снял очки и произнес:
     - Видите ли, молодой человек. Билет Вы ответили на отлично. Но тот, за кого Вы пришли сдавать экзамен, скорее всего, не знает даже на три балла. Поэтому, извините, но я Вам поставлю только «четверку».