Как развить культуру чтения младших школьников

Николай Дик
    И так, ваш ребенок скоро станет первоклассником. Это очень важное событие в жизни ребенка. Промчится последнее предшкольное лето, и он переступит порог школы. Перед ним откроется новый мир общения и познания, потрясающий мир знаний и открытий.

     Как помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни? Вопрос далеко не праздный. Над ним уже многие годы ломают головы известные педагоги и дидактики, психологи и ученые. Рекомендаций много и большинство из них полезные и для учителей начальной школы, и для родителей. Но главное – это создание благоприятной воспитывающей среды для первоклассника, в которой поэтапно будет проходить процесс его «вживания» и «освоения» школьной жизни. Здесь важны всякие мелочи, которые, порой, незаметны даже профессионалу. Почему? Да потому что каждый ребенок всегда индивидуален. Нет единого рецепта воспитания и обучения для всех, есть своеобразная индивидуальная траектория детского познания и себя в коллективе одноклассников, и мира школьных знаний, и нового мира книг – учебников.

     Большинство родителей в этот период стремятся развить ребенка, научить его читать и писать. И правильно делают, особенно те родители и старшие члены семьи, у которых ребенок не посещал последний год детский сад. Можно, конечно же, порекомендовать родителям не спешить с обучением письму, так как современная методика обучения письму первоклассников в наши дни отличается от привычной большинство родителям, а уж бабушкам и дедушкам тем более. Давайте повременим с письмом, а заострим свое внимание на культуре чтения.

    Известный современный педагог Посашкова Елена Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент Уральского государственного педагогического университета, автор-составитель «Полной хрестоматии для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей» и развивающей программы «Вдумчивое чтение» по внеклассному чтению для начальных классов высказывает интересную мысль: «Сейчас модно учить ребенка читать с пеленок, но кубики Зайцева, карточки Глена Домана, говорящие азбуки нацелены на заучивание букв, слогов, слов. Все это поможет будущему первокласснику достичь более высокой скорости чтения. Конечно, это важно, но этому и так научат в школе! К сожалению, все методики раннего обучения чтению, а также всевозможные обучалки и развивалки не могут привить любовь к чтению и научить осознанному чтению. Чтобы стать настоящим читателем – равноправным собеседником писателя, надо пройти школу не менее трудную, чем школа создания произведений. Самуил Маршак писал: «Именно на них, на этих чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота событий, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель»».

    Замечательные рекомендации педагога-профессионала. Как к ним не прислушаться? Следовательно, именно в адаптационный период, да и в течение всего обучения в первом классе, в ребенке необходимо заложить интерес к книге – к художественной или к учебному пособию. Это процесс сложный. Антон Павлович Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Интерес к книге сам по себе не возникнет, если не развить интерес к знаниям вообще. Еще великий французский писатель и мыслитель Жан-Жак Руссо говорил: «Непосредственный интерес - вот великий двигатель - единственный, который ведет верно и далеко». Опираясь на его взгляды, средневековый чешский педагог-гуманист и писатель Ян Амос Коменский, один из основателей дидактики обучения, выдвинул идею главенствующей роли самодеятельности ученика. Учитель, по его мнению, не должен быть простым пересказчиком содержания учебника, а должен относиться критически к характеру учебного материала. В «Великой дидактике» он советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию».

    Известный российский педагог В. Сухомлинский очень тонко подметил: «Школьный материал не может волновать каждым разделом... Значит, учебное - обязательно скучное? Нет, волнение, радость приносит не сам материал, а выполненная учеником работа, преодоление трудности, маленькая победа мысли, маленькая победа над собой. Вот где исток интереса, который может быть постоянным». Заинтересовать старшего дошкольника и первоклассника познанием нового и создать благоприятные условия для маленького открытия – вот задача и педагогов, и родителей. Возвращаясь к дидактике Я.А. Каменского, подчеркнем, что он один из первых обратил внимание на принцип наглядности в обучении. В своей уникальной книге «Мир чувственных вещей в картинках» он впервые предложил рассматривать теоретический материал с иллюстрацией, позволяющей побудить ребенка к мысли и фантазии, а, следовательно, к творчеству.

    Иллюстрация прочитанного или услышанного – один из ключей к развитию и детского творчества, и интереса к книге, и к культуре чтения. Иллюстрация может приобретать различные виды – рисунок или рассказ, беседа или размышление, фантазия или мимика, театрализация или дискуссия. Вам больше понятна и доступна иллюстрация – рисунок? Воспользуйтесь этим и, прочитав фрагмент сказки, попросите ребенка вначале ответить на вопрос «А как ты понял прочитанное?» или «Что ты себе представил сейчас?», а затем изобразить на листе бумаге детскую фантазию. Вот вам и диалог (детский рассказ взрослому) и иллюстрация на бумаге. Мало понятно, что такое мимика или театрализация? Да и это просто! Предложите ребенку руками, туловищем в движении воспроизвести действие героя прочитанного фрагмента. Помните детскую игру «Замри» («Волны волнуются – раз, волны волнуются – два, волны волнуются – три. Ну-ка, фигура, замри!»)? Попросите изобразить «памятник» герою прочитанного фрагмента сказки или рассказа. Просто? А ведь это только парочка простейших приемов развития творчества. Здесь важен интегрированный подход к обучению и развитию ребенка. Термин «интегрированный подход» знаком учителям, но, может быть, мало знаком родителям? Это умелое сочетание нескольких видов деятельности, предполагающих развитие разных качеств или умений личности; совмещение в одном учебном предмете элементов других предметов.

    Примеров можно приводить множество. В. Сухомлинский подчеркивал: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным». Заинтересуйте ребенка и успех обеспечен! Например, ваш ребенок стал осваивать первые буквы алфавита. И здесь ему на помощь вновь придет игра. В наши дни известны самые различные варианты методики запоминания детьми букв алфавита. Наиболее популярны – стихотворные иллюстрированные, которые встречаются у большинства уже известных и современных детских поэтов. Как один из вариантов у автора этой книги тоже есть свои предложения:
Начинается игра
С первой буквы, с буквы «А».
Буква «А» — всему глава,
У неё солидный вид,
Потому что буква «А»
Начинает алфавит.

В алфавите свой порядок
Расстановки всяких букв,
А за буквой – сто загадок.
Отгадаем их, мой друг!

Здесь, в загадке, все слова
Начинаются на «А»:
Аист гнездышко совьет,
Ананас стремится в рот.
Абрикосы, апельсины
Так и просятся в корзины.
Сел в автобус карапуз -
Круглый он, ну как арбуз.
А весёлая акула
Альпинисту подмигнула.

Сколько ж слов на букву «А»?
Сосчитайте, детвора! (8 слов).

    Вот вам и вариант интегрированного подхода к освоению алфавита и привитию интереса к книге – и знакомство с новыми словами, и фрагменты литературного чтения и письма, и приемы освоения учебного предмета «Окружающий мир», и простейшая математика – прием развития детской памяти и «счета в уме». Но главное – загадка стихотворной рифмы, а это уже прямая мотивация интереса ребенка к книге («Что же будет в букве «Б»? А какие там будут стихи?»). Не забывайте, что, по словам французского мыслителя Дани Дидро, «люди перестают мыслить, когда они перестают читать».

    В настоящее время в педагогике наиболее популярна трактовка познавательного интереса известного исследователя Г.И. Щукиной. По ее мнению, это «...избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями». А педагог-исследователь Д.М. Китежева путь развития детского интереса представляет в своеобразной формуле: любопытство - любознательность - ситуативный интерес - познавательный интерес - познавательная потребность.

    Вряд ли в первом или во втором классе у ребенка сформируется познавательная потребность, но вот все предыдущие факторы (по Д.М. Китежевой) вполне доступны при искусном мастере-педагоге – учителе начальных классов или вдумчивых родителях. Почему именно мастер-педагог? Да вспомните своего первого учителя. Абсолютное большинство из нас были просто влюблены в него (в неё). Нас поражала её доброта и отзывчивость с умелой дозировкой строгости и требовательности, её умение «увидеть каждого ученика» и оценить его индивидуальность. А как она читала сказки, рассказы или стихи! Мы замирали от удивления и уносились со школьной скамьи в мир неведомых стран и событий, влюблялись или сочувствовали героям литературных произведений, мечтали совершить кругосветное путешествие или открыть новую планету. Вот в чем заключалось искусство педагога!

     Да, время немного изменилось, не всегда учителя начальных классов становятся кумирами первоклашек. Но в этом и задача современной педагогики начальной школы – учитель должен быть компетентен во многих вопросах образования и воспитания, обладать общекультурной компетенцией. (Термин, может быть, и не знаком многим родителям, но известен современному учителю). И здесь педагогу никак не обойтись без книги. Именно без книги, а информационно-коммуникационные технологии – это всего лишь подспорье в овладении и учителем, и учеником главного достояния человечества – книгой. Трудно не согласиться с В. А. Сухомлинским, утверждающим: «Атмосфера любви к книге, уважения к книге, благоговения перед книгой – в этом заключается сущность школы и педагогического труда. В школе может быть все, но если нет книг или если книгу не любят и равнодушны к ней, это еще не школа…».

    Но в школе учитель начальных классов не одинок. Главными его помощниками выступают педагог-психолог, социальный педагог и, главное, школьный библиотекарь. Это должны знать и родители первоклассников или второклассников. На родительских собраниях или в личной беседе родители обязательно встретятся с «помощниками» своего учителя и узнают много интересного не только о своем ребенке, но и о школьных требованиях. Только в «общей упряжке» родителей и педагогов можно добиться результата привития интереса к книге и культуре чтения. В этом вопросе, порой, школьный библиотекарь с учителем начальных классов играют ведущую роль. Первоклассник уже с первых дней пребывания в школе (лицее, гимназии) совершит удивительное путешествие в загадочный мир школьной библиотеки и откроет для себя необжитые острова «закладок» и «корешков», «титульных листов» и «форзацев», отправится в плавание по необъятному океану «библиотечной картотеки» и «каталогу книг». Именно школьный библиотекарь пригласит первоклашку в «Книжкину больницу» и в царство «Её Величество Детской Книги», откроет тайну «Бережливого читателя» и торжественно примет в число жителей «Читайки школьной библиотеки», вручив первый в жизни первоклассника школьный документ – абонемент читателя школьной библиотеки. Именно в школьной библиотеке первоклашка задумается над стихотворением С.Я. Маршака «Книжкины жалобы или чего книга желала бы» и запомнит четверостишье из этого стихотворения:
«Я книга! Я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной...
Мой чистый вид всегда приятен:
Оберегай меня от пятен!»

    Или вместе с библиотекарем еще раз перечитает стихотворение К. Мухаммади «Салим и книжка» и призадумается над следующими строчками:
«Мы все огромная семья,
Страны российской дети.
И если каждый из ребят
Порвет листы, обложку,
Во что же книгу превратят
Ребята понемножку?»

    В наши дни как-то не заслуженно забыта многими учителями и школьными библиотекарями уникальная брошюра известного отечественного специалиста в области логики Сергея Иннокентьевича Поварнина «Как читать книги», изданная впервые ещё в далеком 1924 году. А ведь в 50 – 60-х годах прошлого столетия она была почти настольной книгой каждого учителя начальных классов и школьных библиотек, потому что знакомила читателя с приемами и навыками рационального, наиболее производительного чтения, с психологическими основами восприятия и усвоения текста. Вдумайтесь хотя бы в несколько строк из книги С. Н. Поварнина «Как читать книги»:

    <…> 3. Чтение есть искусство
Сам человек довольно редко замечает в себе подобные недостатки. Чаще всего наводит его на мысль, что он не так читает, другой факт. Евгений Онегин, по словам Пушкина:
    Отрядом книг уставил полку,
    Читал, читал, а все без толку...

    Так бывает и в наше время: читаем, читаем и начинаем чувствовать, что как будто из нашего чтения выходит мало толку. И тут приходит мысль: да так ли мы читаем? Может быть, неправильно? — И начинаем искать советов, указаний, правил, начинаем подозревать, что есть искусство чтения.
    Если мы не остановимся на этом пути с первых шагов, то убедимся, что чтение есть действительно искусство, искусство важное и трудное. Мы найдем истинными слова Гёте: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели».
   Мы поймем, что как в музыке имеется два вида художников: композитор, создающий музыкальные произведения, и исполнитель, исполняющий их на рояле и других инструментах, так и в области искусства словесного — в области научны. Я поэтических книг — требуется два рода частных «искусств»: искусство автора и искусство читателя.
    4. Основные правила чтения
    Искусный читатель должен:
    а) если потребуется, взять из книги сполна все, что она может дать; выжать, выпить, впитать сполна все ценное, что в ней имеется и может быть дано чтением;
    б) приспособлять способ чтения к цели чтения. <…>

    Не правда ли замечательно? Заинтересовались? А вы поищите в сети Интернет эту небольшую книгу, прочтите её, и убедитесь, что лучше рекомендаций для формирования культуры чтения как для детей и молодежи, так и для нас, взрослых, трудно придумать.

     Уже упомянутая нами выше Посашкова Елена Вячеславовна, отвечая на вопрос «Как же стать настоящим читателем?», правильно говорит: «Самым важным для маленького читателя является развитие его умения эмоционально сопереживать воображаемым героям. Способность чувством отзываться на художественный текст – это ключ, который открывает читателю мир художественного произведения. Пушкин писал об этом оживании печатной строки в душе читателя как о чуде:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь.

    Чем сильнее эмоции читателя, тем ярче он воспринимает художественное произведение, и тем оно интереснее для него. Читатель, способный к такому полноценному чтению, проживает не одну, а много увлекательных жизней. Он становится богаче духовно, если в чтении участвуют и ум, и сердце».

    Вы заметили, что мы с вами стали говорить о первоклассниках и второклассниках уже как о читателях? Ничего удивительного, ведь к концу первого полугодия первоклашки уже распрощались с «Азбукой» и стали настоящими читателями – в школьной библиотеке, на уроках, в кругу семейного чтения. Теперь книга уже просто жизненная необходимость ученика младших классов. Несомненно, он знаком и с компьютером, потому что информационные технологии входят в реалии школьных будней и домашнего досуга и современного первоклассника. Но здесь родителям и учителям важно воспитать понятие, что компьютер только «сопровождает» книгу. Первоклассникам и второклассникам знакомо такое понятие, как проектирование и моделирование. Странно? А вы подойдите к этому с позиции детства и сразу все поймете. Ребенок любит фантазировать, он хочет быть замеченным, хочет проявить себя. И здесь ему на помощь приходит известная педагогическая технология проектирования – создание проекта «Альбом моей семьи», «Книги детства моих родителей», «Сказка ложь, да в ней намек…» (альбом собственных рисунков или рисунков членов своей семьи, отражающих современную жизнь, похожую на сюжет известных сказок). Придумайте вместе со своим ребенком еще темы и продолжите список возможных проектов.

    Вот только несколько советов привития интереса к книге у детей начальной школы и культуры чтения младших школьников. А в заключение, вдумайтесь еще раз в слова великого русского литературоведа Д.С. Лихачева: «Литература даёт вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание, - понимание жизни, всех её сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, - одним словом, делает вас мудрым. Но всё это даётся вам только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием».

      ****