Воспитание добром

Елена Куликова 2
                Воспитание добром

 В последние годы у многих русских людей пробудилась потребность восстанавливать свою родословную. Это хороший симптом выздоровления общества. В "Запечатлённом ангеле" у писателя С.Лескова повествуется о том, что в Англии принято сохранять и передавать то, что принадлежит роду. " А у нас, верно, другое образование, и с предковскими преданиями связь рассыпана, дабы всё казалось обновлённее, как будто и весь род русский только вчера наседка под крапивой высидела",- отвечает англичанину герой произведения, старообрядец. Многие историки отмечают такую особенность в пути России: отказываться от всех достижений предков, разрушать, вступая на новую стезю. Мы переживаем подобный отрезок истории.

   Не вдаваясь в исторический анализ, перейдём к цели: попытаемся перекинуть мостик, связать разрыв между поколениями. Ваша покорная слуга давно имеет побуждение рассказать об удивительной души человеке Сергее Петровиче Яковенко. Мало с ним довелось общаться лично, но в воспоминаниях упорно всплывает образ человека необыкновенной доброты и сердечности. 

    Родился он в 1913 году в селе Старая Безгинка Новооскольского района в одной из самых бедных семей, рано лишился отца. Стал одним из первых комсомольцев в селе. Далее - учёба в Старооскольском Учительском Институте. По направлению партии Сергей Петрович возглавил открывшийся в 1936 году в городе Новый Оскол Детский дом №1. Двадцатитрёхлетний первый директор был не многим старше своих воспитанников, но пользовался их уважением за добрые качества характера: справедливость, заботливость, принципиальность. Об этом говорили воспитанники, съехавшиеся на чествование 60-летнего юбилея Сергея Петровича.
    В 1942 году, когда немецкие войска подступали к Новому Осколу, была паника среди персонала и воспитателей детского дома. Все разбежались, оставив детей-сирот. Сергей Петрович, готовясь к эвакуации, получил в банке большую сумму денег на содержание подопечных, прятал их у себя на груди: путь предстоял опасный и трудный. Будучи не совсем здоровым, с обвязанной шарфом щекой, во время сильного весеннего ненастья вначале пытался вывезти детей на подводах, но обоз вынужден был возвратиться. Около ста ребят отправились в эвакуацию в товарном вагоне. Среди них была и шестилетняя дочь Сергея Петровича и Александры Емельяновны. Жена стала единственным воспитателем и помощницей. Сергей Петрович организовал жизнь воспитанников подобно тому, что было у Макаренко. Старшие помогали опекать младших детей, несли ответственность за порядок и организацию в длинном и трудном пути. По воспоминаниям дочери, Эмилии Сергеевны Яковенко, во время бомбёжек старшие, в том числе и воспитанники, выбрасывали из вагона малышей, передавая друг другу, прятали в кустах, иных укрытиях. Конечным пунктом стал город Фрунзе. На окраине был выделен большой дом. Оттуда старшие ребята ушли на фронт, девушки уехали учиться профессии.

    В 1944 году семья Яковенко перебралась в село Макарьевка под Курском, здесь тоже предстояло руководство детским домом. Эмилия Сергеевна вспоминает из той поры 1945 год, когда праздновали Победу. Вся деревня торжествовала; шли с ликованием; из домов на улицу выносили, накрывали столы; угощали всем, что нашлось в доме.

    А в 1947 году формировалась "Лесная школа" в селе Ютановка Волоконовского района. И здешним сиротам повезло: внимательный и заботливый к детям
С.П.Яковенко стал директором. Не крохобор, не взяточник, не хапуга, настоящий коммунист. Выпорхнувшие из большого гнезда выпускники возвращались погостить, для них была специальная комната. Директор поддерживал тех, кому было трудно. Так, когда Клара Полякова, поступившая в Харькове учиться, пожаловалась на трудности, то Сергей Петрович поспешил туда, повёз ей продукты, как поступил бы настоящий отец. После войны собирались в детдоме сироты, были и сыны полка. При "Лесной школе" – четыре класса, затем шли в Ютановскую семилетку. С деревенскими жили дружно. Когда местных обидели Волоконовские, на катке отняли самодельные коньки (настоящее сокровище по тем временам), то детдомовские пошли их защищать. Это воспоминание зятя Сергея Петровича, а тогда местного мальчишки, свидетельствует о том, что под заботливым крылом воспитываются добрые люди.

    Шли к Сергею Петровичу за помощью и с жалобами на обидчиков и взрослые, когда он, уже отметивший 60-летний юбилей, поставлен был по заданию партии в качестве секретаря парторганизации совхоза "Волоконовский" для выведения из числа отстающих. Добрейший человек, преданный делу партии, убеждённый коммунист, С. П. Яковенко не отступал от заявленных изначально идеалов, был принципиальным и строгим к тем, кто отклонялся от долга и нравственности. Он болел душой за дело и мог прогневаться за недобросовестное отношение к людям.

    Если вернуться к разговору о преемственности, то можно упомянуть о том, что Ютановский детский дом вспомогательного типа располагался в старинном особняке, построенном помещиком Ковалевским, который, будучи Заместителем министра Образования России, рядом с собственной усадьбой построил и открыл Профшколу механизации сельского хозяйства, преобразованную в советское время в СПТУ. Добрую память оставили о себе Ковалевские. Помещица, имея образование врача, ходила по деревенским домам и лечила жителей. До сих пор достопримечательностью Ютановки являются высокие стройные ели. Ровные стволы без единого сучка вздымаются высоко к небу, и лишь на самых макушках раскидистая крона, придающая пейзажу экзотический великолепный вид. Сохранились воспоминания о том, что Ковалевским привезены были сюда саженцы в бочках, в ямы засыпался подходящий грунтовой состав, чтобы деревья прижились. И прижились. Только немцы во время оккупации спилили несколько елей: в Волоконовке наряжали, отмечая праздник.

    Мысль была рассказать о золотой души человеке. Получается иное. Почему? Притягательная сила педагогического таланта собирала вокруг Сергея Петровича и воспитывала людей учительской профессии. Овдовев, Сергей Петрович женился опять же на учительнице русского языка и литературы, Марии Антоновне. Зять, Анатолий Андреевич Пистун, был мастером производственного обучения в СПТУ, являясь сыном учительницы. Его мать,Мария Александровна, преподавала в начальной школе, из которой вышли многие замечательные люди. Теперь же малокомплектные школы закрывают, что является преступлением против народа и против деревни. Закрываются и детские дома с налаженной работой и хорошими педколлективами. Такова участь и вышеупомянутых Ютановского и Новооскольского детского дома №1. Но это уже другая тема.

    Возвратимся к разговору о династии Яковенко – Пистун. Дочь Сергея Петровича, Э.С.Яковенко, окончив МГУ, возвратилась в Ютановку. Устроилась пионервожатой в школе, год преподавала историю, потом стала директором школы и проработала шестнадцать лет.

    В 1974 году семья, оставив насиженное живописное место на реке Оскол, где цветут лилии и кувшинки, дом, окруженный со всех сторон великолепным фруктовым садом, пасеку, переехала под Губкин. Директор возводимого в посёлке Троицкий свинокомплекса Игнатенко Николай Константинович пригласил Эмилию Сергеевну возглавить школу. Сергей Петрович руководил созданным им же краеведческим музеем, где собраны сведения о строителях и работниках совхоза "Свинокомплекс Губкинский".

    Продолжил учительское дело внук, Сергей Анатольевич Пистун. Он преподаёт историю в Троицкой средней школе и тоже уважаем учениками. А жена его учит музыке. Хотя старший внук Сергея Петровича Александр пошёл своим путём, но в его семью пришла невестка – учительница. Не берёмся говорить подробно, лишь упомянем, что и в более дальнем родстве имеются педагоги по призванию. 

    Ушёл из жизни С.П.Яковенко в 1980 году. Дело его рук, музей, к сожалению, закрыт. Не сохранился и музей Новооскольского Детдома №1, при переезде в новое здание тогдашние руководители не сохранили, не перевезли материалы и ценные для памяти документы и экспонаты. Последний директор Ю. А. Шебеко сетовал по этому поводу: "В музее параллельного учреждения сохранилась же шаль первой директрисы. Это помогает в деле воспитания и согревает детские сердца".

   Эмилия Сергеевна вышла на пенсию, но продолжает общественную работу, являясь Заместителем председателя Совета ветеранов поселка Троицкий. Она, как и отец, и её муж, является членом Коммунистической партии, убеждений не меняет. Скорбит по поводу тех негативных процессов, что пришли вместе с Перестройкой, не впадая в крайности отрицания всего нового. Продолжая дело патриотического воспитания, проводит для школьников лекции и уроки мужества. Благодаря таким людям, которых можно уподобить красным уголькам под грудой пепла, сохранено  то ценное из нашей культуры, что в постсоветское время было оболгано и дискредитировано. От сохранённых сокровищ затеплилось пламя: в общегосударственном масштабе возвращается историческая память, руководители страны воздают честь павшим воинам и живым ветеранам, президент М. Медведев сказал важное слово об аграрной проблеме и необходимости поддержки сельских тружеников, вот уж в Белгородских новостях прозвучал голос о необходимости сохранения малокомплектных школ, а как решительно повернулось дело прошедшим летом на Кавказе … Откуда пошли новые веяния в политике? От твёрдых хранителей зерна культуры, из небольших помещений, как то, в котором расположен Троицкий Совет ветеранов, в котором сохраняются данные о защитниках Отечества и передовиках труда. Показательны и помощь Совета пожилым людям в устройстве на лечение, проведение праздников, организация досуга и паломнических поездок.

    Ни семейные заботы, ни трудности работы не лишили Эмилию Сергеевну обаяния, приветливости, красоты. Воспитанная в духе времени, она остаётся верной своему пути, продолжая дело отца. Но члены её семьи лояльно относятся к представителям других убеждений, если те не деструктивны, не калечат, не уродуют людей, не противоречат нравственности. Троицкий стал родным, он растёт, жителей прибавляется, а детей всё меньше. Когда Эмилия Сергеевна ещё работала, в школе было полторы тысячи учеников, сейчас около пятисот. Жить стали лучше, земли вокруг посёлка обрастают коттеджами, выстроен красавец-храм  в честь Живоначальной Троицы, во дворах зелено, уютно, благоустроены детские площадки и цветники. В школе отменены политзанятия и преподаётся предмет православная культура. Но важны не предметы сами по  себе, а люди, наполняющие то или иное дело теплотой любви или извращающие идею холодностью шкурнического расчёта и приспособленчества. Появилось много людей разглагольствующих о любви, вере, надежде, но не делающих добра, иначе – теплохладных. Чистые, горячие и одновременно скромные сердца других излучают свет и тепло, служат людям и Отечеству. В книге "Проект Россия" анонимных авторов есть такие слова:"На высокие поступки способен только носитель духовных ценностей, даже если он сам для себя не оформил их в конкретную религиозную форму. Нерациональное поведение свидетельствует о наличии этих ценностей. Потому большевиков, формально отрицавших Бога, можно считать верующими. Новая вера формально отрицала религию, но фактически, по делам признавала Его заповеди."

    Ковалевский, Яковенко, Пистун. России верные сердца. Хорошо бы дальше идти без перестроек, революций и сломов. Строить школы, воспитывать (питать) души любовью в духе истины, и не забывать, хранить память о сокровищах любой эпохи.

    Лет через десять после ухода из сей жизни Сергея Петровича приснился такой сон. Входит человек во дворец, попадает в просторную, свободную залу с колоннами и огромными высокими окнами во всю стену, из которых льётся сияющий, неземной радости, свет. Справа вышла женщина-распорядительница и гонит бедного родственника, а слева появляется Сергей Петрович и по-хозяйски велит устроить гостя. По делам нашим да будет нам. Верится, что необыкновенным сияющим светом озарена душа Сергея Петровича, покоящаяся в Царствии Небесном, ибо "пути Господни неисповедимы".

    Если откликнутся воспитанники вышеназванных детских домов, то рассказ можно будет продолжить и об их судьбах, и о личности педагога-директора глазами не одного, а многих людей и портрет его засияет разными гранями. Некоторые из них приезжали погостить к нему и помочь уже в Троицкий. Пришло время собирать камни, хотя и с опозданием. Авторы вышеупомянутого "Проекта" предполагают, что "в России скоро возникнет новая сила. Совместив в себе всё лучшее от СССР и монархии, эта сила в очередной раз сможет дать отпор своему кровному врагу – маммоне". Даст Бог, станут вновь все Русские люди братья, преодолеют вражду и разделение.

    30 июня 2009 года