Двадцать лет спустя

Айза Барзанукаева
       Словосочетание "Двадцать лет спустя" стало чуть ли не фразеологическим.
С этим словосочетанием, наверное,  многие связывают имя  Александра Дюма-старшего, как автора  одноименного романа. Или память воскрешает песню Юрия Антонова. У меня тоже, как и у многих других, именно эти ассоциации возникают, когда слышу выражение "двадцать лет спустя".
    Но сегодня, 11 декабря 2014 года, вдали от своей малой и горячо любимой родины - Чеченской Республики - я вспоминаю, что двадцать лет назад, в такой же обычный рядовой день в череде бесконечного вечного времени, началась очередная трагедия моего народа. На рубеже двух тысячелетий, на пике глобального мирового технического прогресса, в мирную жизнь людей, далеких от политической конъюнктуры, непрошено пришла война. В каждый дом. В каждую семью. Рядовые жители стали заложниками этой войны. Жизнь человека перестала что-либо стОить. Говорят, человек ко всему привыкает. Так и мы привыкли к душераздирающему вою бомбардировщиков,  грохоту канонады, реву вертолетов и свисту пуль. Конечно же, "привыкли" обреченно... Никогда не забыть ни декабря 1994 года, ни декабря1999-января 2000 г., когда начались две войны, вошедшие в новейшую российскую историю под названием "чеченских"...
    Вспоминая свое военное детство, которое пришлось на  сороковые годы прошлого века, чеченская поэтесса Раиса Солтамурадовна Ахматова писала:"Припомню - и горлу становится душно, Припомню - и сердце в груди замирает. Гудящим пожаром, тревогой воздушной - так в памяти детство моё вырастает..." К сожалению, таким запомнят и наши дети и внуки свое детство. Моей младшей дочери  на начало первой войны только-только исполнилось 7 лет, а на начало второй - 11. Так КАКОЕ же получилось детство у неё и её ровесников?!
И ещё пример. В апреле 1999 года одному из моих внуков исполнилось полтора года. Он ещё не умел говорить. Я стояла у окна и держала его на подоконнике.
И вдруг внучок испуганно смотрит мне в глаза, поднимает вверх палец, говорит:"У-у-у" и  протягивает  ко мне ручонки, мол, спусти меня на землю, "там" самолет... Говорить ещё не научился, а уже осознает, что "гул самолета - это страшно".
  С тех пор  прошло уже 20 лет. Выросли детишки тех военных лет. Зарубцевались раны физические. Поутихла боль душевная у матерей, которые так и не смогли найти без вести пропавших своих сыновей... Как говорится, жизнь берет своё.
В сегодняшней Чечне нет следов войны. Глаз радуют широкие проспекты, отстроенные дома, зелень парков и скверов, чистота и порядок на улицах. Кто видел послевоенный Грозный - никто не мог предположить, что его можно будет так быстро отстроить. Но не зря сказано:"Воля и труд человека дивное диво творят!"
Говорят, обжегшись на молоке, дуют на воду. За почти четыре мирных, стабильных десятилетия, что прошли после возвращения чеченцев из депортации, мы жили дружной семьей братских народов тогдашнего СССР. Но каким же хрупким оказался мир в 1994-ом году!!! Поэтому сегодня, двадцать лет спустя после декабря 1994года, очень боязно и страшно за этот мир! Пусть никогда не повторится подобное!
          Пусть всегда будет мир!