Подкидыш

Софья Кишкель
 Света была единственным поздним  ребёнком в семье. Галина Ивановна родила  дочь в тридцать пять лет. Света росла бойкой девочкой, успехами  дочери в школе Галина  Ивановна похвастаться  не могла. Про себя Галина Ивановна думала:» Ну что же  не все могут быть отличниками, главное, чтобы была здорова». Света кое-как закончила десятый класс,  на неё заглядывались мальчики.  Учиться дальше не захотела, устроилась работать на кондитерскую фабрику. Со своей зарплаты   Света  покупала себе косметику, наряды. Галина  Ивановна  работала уборщицей, муж работал слесарем на заводе. Зарабатывали они немного,  но  Галина  Ивановна  старалась, чтоб  Света ни в чём не нуждалась. В выходные Света уходила гулять на целый день и часто не приходила домой ночевать.  Галина Ивановна  как-то строго сказала:
- Света, я переживаю, когда ты не приходишь  домой ночевать.
 На что Света сказала:
- Мама, я уже взрослая .Я остаюсь иногда ночевать у подруг. Мы долго гуляем, и мне не хочется одной  добираться  домой, подруги живут  в центре города.
 Как-то  несколько раз  Галина Ивановна видела, что Свету после  работы провожал домой  высокий тёмноволосый парень. Он  был явно  старше  Светы и Галине Ивановне он не понравился.  Света сказала маме:
- Мы  с Димой  решили жить  гражданским браком , так живут сейчас многие.
- Света, вы пока встречайтесь, через два месяца тебе исполнится восемнадцать лет, вы зарегистрируете брак, отпразднуем свадьбу, и тогда живите вместе.
- Сейчас  штамп в паспорте  не обязателен , мы любим друг друга.
 Света собрала вещи  и уехала жить к Диме. Галина  Ивановна не смогла поговорить со Светой, она ничего не знала о Диме. Дочь иногда забегала домой  одна, с Димой  заходили всего  один раз, но  поговорить не удалось, они куда-то спешили. Когда  Света в очередной  раз зашла  домой, Галина Ивановна заметила, что Света поправилась, располнела.
- Ты что, дочка, ждёшь ребёнка.
- Нет, мама, я просто поправилась на всём сладком на фабрике, надо будет сесть на диету.
 Ещё через  полгода  Галина Ивановна только пришла с работы и стала готовить ужин, подъехало такси,  и Света стала выгружать вещи.
- Света, что случилось? Ты всегда говорила, что у вас  всё хорошо.
-Я рассталась с Димой, надоело считать копейки.
 Света стала жить дома, пошла на курсы продавцов. Через  шесть месяцев   после окончания курсов  стала работать продавцом в магазине, стала посещать спортзал.  В разговоре  Света как-то сказала  Галине Ивановне:
- Теперь я найду богатого мужа, чтоб я могла не работать, а муж мог обеспечивать семью.
 Вскоре Света стала встречаться с заведующим  сети магазинов, где она работала. Их познакомила подруга  на презентации по случаю открытия нового магазина.
 Свете было двадцать ,её не смущало, что её избраннику было за сорок и у него была семья. Она стала работать у него личным секретарём, он снял Свете квартиру.
После работы вечером  Галина  Ивановна пила чай на кухне, муж ещё не пришёл с работы. В последнее время он часто приходил домой пьяный. Света теперь заходила редко. В дверь позвонили. Галина Ивановна открыла дверь и увидела Диму.
- Я пришёл вам рассказать, что у вас есть внук. Света год назад родила мальчика, он  долго был в больнице, а теперь он в «доме малютки». Я забрать его не могу, да и не хочу. Я  не уверен, что это мой ребёнок, Света встречалась со многими .
У Галины Ивановны защемило сердце.  Вот к чему её сны. В  последнее время  она стала видеть  во сне младенцев, которые как ангелы  парили в облаках. В очередной выходной Галина  Ивановна  отправилась в «дом малютки». Врач сказала  ей:
- Ваша дочь отказалась от ребёнка. Он родился недоношенным с весом два килограмма. Мальчик сейчас здоров, но отстаёт в развитии. Вы можете забрать ребёнка, оформив над ним опекунства. Я вам запишу какие для это нужны документы,  а пока вы можете навещать ребёнка,  пусть он привыкает к вам.
 Ей показали мальчика . Недавно ему исполнился год , но он ещё не ходил. Фамилия у мальчика была их- Ковалёв, звали Валерой. Галина Ивановна твёрдо решила:»
-  Вот через два месяца я выйду на пенсию, заберу внука и буду его воспитывать, только бы Бог дал здоровье, у меня теперь есть цель в жизни». Света теперь  всё реже заходила домой. Вениамин  Алексеевич развёлся с женой,  они зарегистрировали брак. Ей об этом рассказала подруга Светы Валя, они раньше вместе работали в магазине. Галина Ивановна позвонила Свете, попросила зайти. Когда  она пришла   Галина Ивановна спросила:
- Доченька, ты почему скрыла от меня, что родила ребёнка?
- А разве он выжил. Мне сказали, что ребёнок вряд ли выживет. Он родился семимесячным, и я отказалась от него.
-Ребёнок жив, ему уже годик, зовут Валерой. У тебя теперь есть муж, забери ребёнка. Если муж тебя любит, то он не будет против твоего ребёнка.
-Ты что, мама, я только сейчас устроила свою жизнь, так как я хотела, а ты хочешь, чтоб всё рухнуло. Нет, никогда мне не напоминай о ребёнке, я не хочу ничего знать о нём. У нас с Вениамином будут свои дети.
-Я заберу ребёнка и буду его воспитывать. Я не хочу , чтоб ребёнок рос среди чужих людей.
- Я бы не хотела, чтоб ты это делала, но если ты возьмёшь его, то мой муж ничего не должен знать о ребёнке.
Света хлопнула дверью и ушла. Галина  Ивановна теперь каждый выходной спешила к внуку, приносила ему игрушки, он  радовался её приходу. Через два месяца она привезла внука домой, и теперь всё время посвящала ему.  Галина  Ивановна выполняла рекомендации детского врача, и на глазах мальчик стал поправляться, прибавил в весе, округлились щёчки , стал играть с игрушками. Сколько радости было у Галины Ивановны, когда в полтора года  Валерик пошёл, стал говорить первые слова. Иногда забегала Света, приносила деньги, но сыном не интересовалась, даже ни разу не взяла его на руки. Когда Галина Ивановна заболела и попросила Свету побыть с ребёнком или забрать на недельку к себе, та  прислала на неделю няню .В три года  Валерик пошёл в детский сад. Приводила его в детский сад и забирала бабушка. Когда в детский сад на утренник, посвящённый празднику 8 марта, к детям пришли мамы,  Валерик первый раз спросил:
-Где моя мама?
Бабушка понимала, что внук когда-то задаст этот вопрос и готовила ответ. Она объяснила, что мама работает очень далеко и не может пока приехать. Больше ребёнок о маме не спрашивал. Внук пошёл в школу, учился неплохо, учителя его хвалили за трудолюбие. Уже со второго класса  Валера увлёкся резьбой по дереву. Сначала вырезал смешных человечков, потом как-то вырезал  Бабу-Ягу. Помогал ему в этом учитель труда. Он заметил увлечение мальчика , подсказывал, помогал выбирать куски дерева для работы. После десятого класса  Валера поступил в училище учиться на столяра-краснодеревщика. После занятий дома вырезал разные фигурки, которые раздавал друзьям и знакомым. Все дружно хвалили его талант. Самые удачные работы оставлял дома, их набралось целая полка. Валера часто думал, где его мама, но у бабушки не спрашивал. Он чувствовал, что бабушка избегает разговора об этом.
 Света теперь ни в чём не нуждалась. Она перестала работать, посещала салоны красоты. Родила  двух девочек Машу и Сашу, одной было двенадцать, другой восемь лет.  Их  воспитанием  с раннего детства занимались  няни и гувернантки. Она даже грудью не кормила девочек, чтоб не испортить фигуру. Валера узнал, наконец, кто его мама. Галина  Ивановна разговаривала  в коридоре с соседкой,  она не знала, что  Валера дома. Он пришёл домой и, сидя на кухне, строгал что-то, услышал, как бабушка сказала соседке:
 Не знаю что делать, я болею, у меня диабет да гипертония , боюсь, умру, с кем  останется  Валера , ему только  семнадцать. На мужа надежды никакой, ему уже семьдесят пять, а Света о нём ничего знать не хочет, как будто он не её сын.
-Ну, что же , он уже не маленький.  Скоро закончит училище,  там армия, придёт уже взрослым , жить есть где , не пропадёт.
Через год , Валера уже заканчивал училище, умерла бабушка. Дедушка почти не выходил из дома, Валера сам готовил еду себе и дедушке. Вечерами, чтоб не слушать пьяное бормотание деда, он уходил к друзьям. Там пили пиво, ребята курили. Валера  попробовал курить, но закашлялся, задохнулся и решил, что курить никогда не будет. Иногда они с ребятами ходили на танцы. В субботу  возвращались ночью с танцев. Их было пятеро, встретили  таких же подвыпивших парней, завязалась драка. Валера даже не понял, как это случилось. Он разнимал  дерущихся, расталкивал их и не помнит, кто  толкнул парня, может и он. Тот ударился  виском о бровку тротуара, вызвали скорую, но до её приезда парень умер. Когда вызвали милицию, его друзья разбежались, остался только  Валера и друзья того парня. Его задержали, посадили в изолятор. Был суд. У него не было денег на адвокатов О нём никто не хлопотал. Маме он был не нужен, а бабушки уже не было. Валере дали пять лет. В зале суда его защищали только его первая учительница и учитель труда. Они верили, что Валера не мог так поступить. Ещё осудили  на год его друга  Сергея и условно на три года  Славу. Отбывал срок  Валера в тюрьме в Вологодской области. Там, в тюрьме начали строить православный  храм для заключённых и умения  Валеры  пригодились. Он весь  ушёл в работу, не замечал  ни тягот тюремной  жизни, ни скудной пищи. К заключённым приезжали на свидание родственники , привозили передачи  К Валере за всё время никто не приехал. Через  четыре года его освободили  условно-досрочно за примерное поведение. Он сразу выехал домой. Ему выдали билет до Елецка  и небольшие деньги, заработанные им за четыре  года. Он сел в поезд  и уже через сутки  подходил  к своему дому. Издали увидел свой дом, сердце учащённо забилось.  Подошёл к дому, остановился. На лавочке сидела соседка тётя Люда. Она увидела  Валеру.
-Здравствуй, Валера! Заходи  ко мне ,отдохнёшь. В вашей квартире  живут другие люди.  Дедушка умер, твоя мама продала квартиру. Останешься  пока у меня, устроишься на работу.
Валера  пожил  у соседки неделю, встретил своего друга Славу, которого осудили условно. Валера рассказал , что недавно освободился, жить ему негде и пока живёт у соседки.
-Я могу тебе предложить пожить у нас на даче. Там неплохой дом ,есть свет, вода, газ. Это совсем недалеко, я тоже там часто бываю.
Ещё Слава рассказал:
-В газетах  писали, что тогда осудили совсем не тех ,потому что  у тех двоих парней были оплаченные адвокаты.
Валера согласился  пожить на даче.
-Я поживу у тебя недолго, мне неудобно стеснять соседку. Устроюсь на работу, заработаю немного денег и уеду куда-нибудь на север, чтоб прошлое не напоминало о себе.
Днём он пошёл на кладбище , положил цветы  на могилы бабушки  и дедушки, посидел на скамейке и уже собирался уходить. Тут он увидел, что по дорожке  идёт его одноклассница  Вера, она несла цветы .Они встретились, поздоровались.
- Как я тебя давно не видела, ещё со школы. Я  знаю, что с тобой случилось, очень жаль, что тебе  тогда некому было помочь. Я  вижу, ты хочешь спросить кому цветы. Я  была замужем, но с мужем мы расстались после того как у нас умер новорождённый ребёнок.
 Они вышли с кладбища вместе. Вера рассказала, что она через год заканчивает институт, работает в фирме у отца. Фирма  занимается  поставкой и установкой торгового оборудования.
 - Про меня ты всё знаешь, я только освободился, вот заработаю денег и уеду отсюда. Жить мне негде, бабушка и дедушка умерли, живу сейчас у друга на даче за городом.
 Они распрощались.
 На работу без прописки, а ещё бывшего осуждённого, никто не хотел брать. Валера перебивался случайными заработками грузчика на рынке. Денег хватало только на еду  и дорогу, две недели откладывал понемногу, купил рубашку и джинсы. Один раз он встретил на рынке Веру. Она подыскала ему небольшую работу на две недели в фирме у отца. Валера помогал устанавливать оборудование в магазине. Вера работала там же и они несколько раз встречались. Как-то  Вера пригласила  Валеру в кино. После кино Валера проводил  её домой. Они жили в отдельном двухэтажном  особняке .
 В газете  Валера увидел  объявление  о наборе рабочих на расчистку  ручья , обещали хорошую зарплату.  Он на следующий день сходил  по объявлению и договорился о работе. Валера решил, что как только он получит деньги за работу , сразу уедет.  Проработал там он две недели , работа трудная. Ему выдали резиновые сапоги, приходилось  работать в воде. За работу  Валера получил хорошие деньги, решил три дня отдохнуть, потом купить одежду, обувь  и  сразу уехать. На второй день у него поднялась  высокая  температура, он даже не смог  встать., а надо было  хотя-бы купить лекарства. Попросил соседа по даче , у которого  был телефон, позвонить Славе. Славы дома не оказалось, он позвонил  Вере. Вера купила  лекарство, еле нашла его на даче. Осталась с ним до вечера, поила его горячим чаем с мёдом. На следующий день опять приехала к нему  с домашней едой. Дома  Вера поговорила с отцом, рассказала ему всё про Валеру и попросила помочь ему. У него нет квартиры, его не берут на работу без прописки. Папа  обещал помочь, он помнил  Валеру ещё по школе , его резные деревянные фигурки стояли  на полке под стеклом в их классе.
 Когда в очередной раз  Вера пришла к  Валере, он уже встал .
- Спасибо тебе, Верочка ,за заботу, я почти поправился, температуры нет. Завтра поеду в город, куплю всё необходимое и через два дня уеду.
- Валера, не надо уезжать. Я поговорила с папой , он пропишет тебя в нашем загородном доме, будешь там жить, возьмёт на работу в свою фирму.
- Нет, Вера, я не хочу быть никому обузой, а кроме того моё прошлое, не все ведь поймут.
- А если я тебя очень попрошу, ты останешься, ты мне не безразличен.
 Она подошла к  Валере, взяла его за руки.
 Ну что, оставайся, всё будет хорошо.
 Валера поцеловал руки  Веры.
- Спасибо тебе, Верочка. Ты мне тоже небезразлична, я хочу, чтоб ты поверила мне.
 Валера остался жить в городе. Работал  в фирме отца Веры, его работой были довольны. Вера помогала  ему в учёбе, и через год  Валера поступил в институт на заочное отделение. Они часто встречались. В один из летних вечеров, когда они гуляли в лесу около их загородного дома , Валера признался  Вере в любви, но с грустью добавил:
-Я очень боюсь, что твои родители будут против нашего брака.
- Я тоже тебя давно люблю.
 В этот вечер они долго сидели на скамейке у дома, взявшись за руки , вспоминали своих одноклассников, учителей. Решили, что поженятся и всегда будут вместе.
 Против их брака была мама. Она сказала, что она не допустит , чтоб  Вера вышла замуж за Валеру, она достойна лучшего мужа. За Валеру заступился папа , он теперь знал Валеру  и был не против их брака.
 Они расписались, и через год  Вера родила девочку, назвали  Таней. Мама  помогала  Вере ухаживать за малышкой.
 В этом же городе  продолжала  жить со своими девочками и  Света. О судьбе  Валеры она не знала  да это её и не интересовало. Старшая дочь Маша  училась в медицинском институте, а вот младшая Саша  уже с пятнадцати  лет  после девятого класса нигде  не училась , надолго исчезала из дома , несколько  раз её разыскивали , возвращали  домой. Иногда  являлась домой сама , требовала у родителей деньги  и опять исчезала. Она уже давно  вела разгульный образ жизни.  Саша жила  на заброшенной  даче   с каким-то  Серёжей, родила на даче ребёнка. Уходя оставляла девочку  одну . Грудью ребёнка не кормила, покупала иногда смеси. Собирала выброшенные старые  детские вещи у мусорных контейнеров.  Девочка часто плакала. Саша по- прежнему  ходила  в  шумные компании, там она познакомилась с Андреем. Он  был весёлым, бесшабашным парнем, давно сидел на наркотиках . Они стали жить вместе. Через несколько  дней Андрей сказал, что ребёнок  мешает, от него надо избавиться. Ночью, когда Андрей уснул,  Саша завернула девочку в старое одеяльце  и пошла в город. Там, на окраине города, была детская больница. Саша положила ребёнка на крыльцо  больницы и быстрым шагом  ушла.
 Утром дворничиха  Ада Петровна  пришла убирать участок  вокруг больницы. Ей не спалось, она встала рана и ещё затемно  зашла в подсобку, взяла метлу, совок и решила начать уборку от здания  и тут она услышала  какой-то писк.»Наверно  где- котёнок маленький, кто-то выбросил»,- подумала  женщина. Она подошла к зданию и на крыльце увидела свёрток, из свёртка доносился тихий плач ребёнка. Ада Петровна  взяла свёрток, позвонила в дверь и передала  подкидыша врачам. Врачи определили , что ребёнку около двух месяцев, а вес всего два  восемьсот, девочка истощённая. Ребёнка  помыли, накормили, положили в кроватку. Никаких документов при ней не было, девочку оставили в больнице .Милиция  разыскивала мать ребёнка, но розыск результатов не дал.  У девочки за правым ушком  была родинка  величиной с булавочную головку. Девочку назвали Адой по имени дворничихи, которая нашла её. Фамилию  придумали: Заречная  Ада  Ивановна.
 А в это время дочке Веры и Валеры  было уже три месяцы. Неожиданно девочка сильно заболела , её положили  в больницу. Вера была в больнице  с дочкой. Девочка  поправлялась медленно.  Рядом в палате находилась девочка  подкидыш. Она лежала уже почти месяц, её полюбили все врачи и медсёстры. Девочка поправилась, набрала вес, уже стала держать головку. Вера тоже заходила в палату  к девочке, когда её  Таня спала. Она отдала  девочке несколько своих игрушек, та уже улыбалась и реагировала на игрушки. Через месяц  Танечка поправилась ,и их выписали с больницы.  Дома Вера всё время вспоминала девочку-подкидыша. Она поделилась с Валерой.
- Помнишь я тебе рассказывала про девочку-подкидыша .  Такая славная девочка, надо будет навестить её в больнице. Я всё время думаю, как там она? Я  бы не прочь  забрать девочку, пусть бы у нас  росли две дочки.
- Я согласен и буду во всём помогать тебе. Я  знаю, как это тяжело жить без родителей, но у меня хотя бы были бабушка с дедушкой, а у этой крохи нет никого.
Посоветовались  с родителями,  отговаривала мама. Она говорила, что неизвестно кто родители, какая у девочки  наследственность, но всё же они уговорили маму. Через месяц, оформив документы, они привезли  девочку домой. Они  теперь жили все вместе в загородном доме. Адочка  была на месяц моложе  Танечки, но они были одинаковы и ростом и весом. Когда Вера выезжала в двухместной коляске на прогулку, все говорили: до чего же похожи ваши близняшки.  Валера учился  в институте  и руководил  филиалом фирмы, а  Вера занималась девочками . На фотографии, где им по пять лет, они такие одинаковые  в розовых платьях с большими бантами.
 Валера, наконец, познакомился со своей сестрой. Она узнала, что у неё есть брат и сама нашла его. Маша окончила медицинский институт, работала терапевтом в больнице, муж работал там же хирургом. У  них была трёхлетняя дочь  Даша. Маша иногда встречала свою сестру. Саша стала наркоманкой, дома не появлялась, а при встрече с Машей всегда просила у неё денег. Как-то узнала. где живёт Маша и пришла к ней домой. Они долго разговаривали. Маша предложила ей лечиться.
- Саша, ты ещё совсем молодая, я договорюсь с врачами, тебя положат в хорошую больницу и будут лечить. Я помогу тебе, только ты не отказывайся.. Договорились, что  Саша зайдёт к ней через неделю, но Саша не пришла. Маша пыталась её разыскать, но безрезультатно.  Прошёл почти год, Маша ничего не знала про сестру. Вечером  Маша возвращалась после работы домой, её окликнули. Это была Саша, Маша узнала её с трудом. В свои двадцать четыре  она выглядела совсем старушкой, у неё почти не было зубов, руки все исколоты. Она обратилась к Маше:
- Выслушай меня, я чувствую себя совсем плохо, я могу умереть и поэтому хочу тебе всё рассказать. У меня была дочь, ей сейчас где-то около шести лет Я оставила её двухмесячной у дверей больницы. У девочки нет имени, но есть примета: за правым ушком родинка.
 Маша уговаривала Сашу зайти к ней, она сейчас её положит в больницу, но та не стала ничего слушать и ушла.
 Через три месяца родителям сообщили о смерти Саши. Отец на похоронах плакал, всё просил прощения, что не смог её уберечь, зато мама, как показалось  Маше, не очень печалилась о смерти дочери.
 Ада и Таня росли вместе, учились в одном классе, вместе поступили в университет и уже  учились на последнем курсе. Ада встречалась  с парнем. Максим  учился в  военном училище на последнем курсе, его уже распределили  на Дальний Восток и они решили пожениться  и уехать к месту службы вдвоём. Свадьбу назначили на конец апреля . Пригласили на свадьбу  Машу с мужем и дочкой Дашей. В день свадьбы  Вера попросила Машу с дочкой прийти пораньше, помочь одеться невесте. Даше было восемнадцать лет и ей очень хотелось , глядя на Аду, вообразить себя невестой.
 Мужчины во дворе украшали  лентами и цветами машины .  Даша и Таня помогали одеваться  Аде. Ада надела  белое платье, фату. Попросили  Машу принести и застегнуть колье, которое подарил  Аде  Максим. Маша принесла колье ,стала застёгивать, наклонилась к Аде сзади и увидела за правым ухом родинку. У Маши задрожали руки, и она попросила  Дашу застегнуть колье. Маша убеждала себя, что это просто совпадение, но сердце подсказывало, что  Ада  её племянница- Сашина дочка. Присмотревшись, она нашла  в чертах лица Ады сходство с Сашей.
 Свадьба была весёлой и шумной. Было много подруг  Ады студенток и друзей  Максима курсантов. Маша ничего никому не сказала, но всё время думала о том, что она увидела. Ей очень хотелось верить, что эта красивая и счастливая девушка её племянница.
Через три месяца  Ада и Максим уехали. Маша решила поговорить с Валерой и Верой, но боялась этого разговора и долго его откладывала. Наконец решилась, позвонила  Валере и сказала, что надо встретиться в выходные и поговорить.
 Приехала к Валере с Верой одна, мужу решила пока  ничего не говорить.
  Вера с Валерой были дома, Таня убежала к подругам. Маша, волнуясь . начала рассказывать:
- Вы знаете, что  Саша умерла  от наркотиков. Прошло много лет, но я до сих пор виню себя, что не смогла ей тогда помочь. В последнюю встречу с ней она рассказала, что у неё был ребёнок-девочка, которую она оставила у дверей больницы двухмесячной. У девочки не было имени, но была примета родинка за правым ушком. Я  увидела такую родинку  за правым ухом у  Ады. Я не знаю, как это понять, но мне почему-то верится, что  Ада моя племянница.
 Всё совпадало. Когда  Вера с дочкой попали в больницу, в это время туда подбросила девочку Саша. Действительно, как сказали врачи, девочке было около  двух месяцев. Потом они удочерили девочку, так  Ада оказалась у них.  Решили ничего никогда никому не говорить , пусть всё остаётся так как есть. Валера растил  Аду как свою родную дочь, оказалась, что она родная ему по крови, она его племянница.