Шустрик- лучший друг двора!

Марта Лазовская
      В одном небольшом  городском дворике жила  маленькая девочка Надя.

  Надо сказать, что это для других она была маленькой, себя же Надя считала уже большой. Да, ей уже исполнилось 4,5 года, и родители иногда отпускали её во двор гулять одну, на попечение дворовых старушек сидящих на лавочках. Они, эти бабушки-старушки, наперечет знали всех соседских детей и всегда были готовы часами наблюдать, как резвится молодая поросль, следить, чтобы они не безобразничали, тем самым, помогая вечно занятым молодым мамашам.
Тогда, в конце 60-х годов, гулять детям одним во дворе было практически безопасно. Тем более в таком, в котором жила Надя.

   Этот двор был просто замечательный.

    По его периметру стояли восемь двухэтажных, двухподъездных, домов, сложенных из красного кирпича.  Промежутки между домами были закрыты высокой кованой оградой с пиками на концах стержней. Таким образом, внутренний мир двора был чётко отделён от внешнего.
   В двух местах ограда имела калитки, а в центральном проёме -  въездные ворота. От них вела центральная широкая дорога, раздваивающаяся направо и налево  более узкими дорожками, проходившими вдоль домов и возвращавшимися  к главной дороге. Получалась такая своеобразная восьмёрка. К наружному контуру этой "восьмёрки"  выходили подъезды, а по внутреннему были посажены деревья. Такие  два зелёных острова ,  украшенные клумбами с вазонами в центре.
 Возле деревьев стояли лавочки, на них-то и сидели старушки и матери с малолетними детьми.  Дети, играющие на газоне у клумбы, всегда были в поле их зрения.

 Именно там Надя однажды  познакомилась с Шустриком.
 Когда это было, она уже не помнила. Она тогда была совсем маленькой и по двору гуляла только с родителями.

  Однажды, бегая вокруг клумбы, девочка упала в заросли разноцветной касмеи.  Она уже хотела  зареветь, но тут тонкие стебли цветов зашевелились, и  появилась лохматая ушастая голова. Надя от удивления широко раскрыла глаза, а лохматая морда - рот. Оттуда высунулся розовый язык, лизнувший девочку в щёку.
- Фу, Шустрик, фу! - закричала Надина мама.
Пёсик отскочил, но далеко не убежал.  Сел и, наклонив голову на бок, казалось,  с интересом  наблюдал, как девочку вытаскивают из клумбы. Он очень понравился Наде и теперь, выходя на улицу, она кричала : "Сустлик, сустрик!" И собачка всегда прибегала.

   Был ли у собаки хозяин, девочка не знала и считала Шустрика своим. Хотя так наверно считал каждый ребёнок данного двора.

   Иногда Надя выходила во двор с трёхколёсным велосипедом. Тогда не у всех были велосипеды, а кататься хотелось многим. Наде было жалко свой велосипед, но она мало кому отказывала. Всем разрешалось проехать круг.
Но вот однажды её старшая подружка Нина не захотела после круга отдавать велосипед, каталась и каталась.

- Нина, отдай велосипед Наде! Ты посмотри, девочка сейчас заплачет - это вступилась бабушка Соня.
- Ну, и пожалуйста, катайся! Жадина! – Нина, слезая с велосипеда, опрокинула его на асфальт.  - Я у Андрюшки возьму!

И действительно, взяла у вышедшего гулять Андрюши и поехала.

 Надя подняла свой велосипед, села и начала медленно крутить педали, расположенные на переднем колесе. Шустрик бежал рядом с ней.
- Надька, а я быстрее еду! Ты меня не догонишь! – прокричала Нина, обогнав девочку.  Она свернула к воротам, по чьей-то халатности оставленным  открытыми, и исчезла за ними. А ведь это всем детям строго-настрого запрещалось делать. Шустрик  с лаем припустился за ней.

  Пока Надя доехала до ограды, их и след простыл. Девочке было очень обидно, что её бросили и подруга, и четвероногий друг. Она, забыв о запрете, тоже пересекла границу двора и медленно поехала по улице,  не зная где искать друзей.
 В какой-то момент ей показалось, что за кустами, вон там за поворотом, мелькнуло знакомое платье в горошек.

 Свернув с асфальта, девочка поехала по какой-то тропе, периодически зовя подругу. Никто не отзывался.  Тропинка стала уже и покрылась кочками. Надя  слезла с велосипеда и повезла его рядом с собой,  упорно двигаясь вперёд. Идти одной назад было уже страшно. К тому же там, на тропинке уселся чёрный кот. А не  так давно старшие девочки рассказывали, что если чёрный кот дорогу перейдёт, то туда лучше не ходить. Из глаз Нади потекли слёзы. Девочка огляделась кругом и поняла, что  оказалась с тыльной стороны двора, на пустыре, заросшем бурьяном. Дома-то вот они, но кругом ограда. Вот он  твой привычный мир, но как туда попасть!!!                Надя села на траву и всхлипнула..

     А в это время мама Нади вышла во двор, чтобы проведать дочь. Дочери нигде не было.
- Тётя Соня, вы Надю не видели? - спросила она старушку.
- Как не видела? Они с Нинкой на велосипедах тут катаются.
- Нина, а где Надя? - спросила женщина  у появившейся из своего  подъезда девочки.
- А я не знаю, тётя Маша, она одна решила кататься. А я уже Андрюшке велик отдала.
Женщине  стало плохо. Она без сил опустилась на скамейку.
- Ну вот где её искать, тёть Сонь?
- Ой, Маш, не паникуй.  Спряталась где-нибудь и сидит. Вот где? Я ж только на минутку домой зашла, а она и спряталась.
В этот момент мама Нади  почувствовала, как кто-то лизнул её ногу. Посмотрела - Шустрик!
- Шустрик, ты знаешь где Надя?
Собачка внимательно посмотрела на Машу, гавкнула и пошла. А потом побежала. И очень быстро скрылась из виду!

 Маша в отчаянье стала бегать по разным закуткам двора. Ей и в голову не могло прийти, что ребёнок вышел на улицу.
- Тётя Маша, бегите скорее к заднему забору, оттуда лай Шустрика слышится! - прокричал ей Андрюша.
Женщина  кинулась к забору и у видела...  За забором, на пустыре среди бурьяна, сидела её Надя, крепко обняв лающую собачку, как последнюю надежду вернуться в привычный мир.

    Маша быстро обежав забор, вернула пропажу домой.

 После этого Шустрика любили ещё больше. Маша  не забывала его благодарить то кусочком мяса, то сосиской, то колбаской. Шустрик был этому очень рад, но больше всего ему нравилось, когда его гладили или чесали за ухом, повторяя :"Шустрик ты наш Шустрик!"

    Прошло какое-то время, и Шустрик исчез. 
Грустная мама говорила Наде, что  не знает где собачка.
А тётя Соня говорила соседкам, что он умер.

    Но Надя в это не верила. Она точно знала, что Шустрик пошел спасать другую девочку, попавшую в безвыходное положение, потерявшую дорогу из чуждого в своё родное.