Три пятака

Елена Светлая 3
        Жила-была на белом свете Лень-матушка. Бродила она в рваной одежонке по сёлам и городам. И к кому бы ни пристала, приносила голод и разорение.
В одном селе жил кузнец Никита. Трудился он в кузнице от рассвета до заката. Все селяне шли к нему по своим хозяйским надобностям. Никогда не назначал Никита плату за свой труд. Кто что даст, то и сгодится. Но селяне кузнеца уважали и платили исправно, не скупясь.
Вот однажды ранним утром едет мимо кузницы боярин. Остановился, вышел из кареты, приветствует кузнеца:
        – Здорово, кузнец! Помоги мне, мил человек, расшаталась моя карета на плохих дорогах, скрипит и на бок кренится. Возьмись за работу, а я с тобой щедро расплачусь.
        – Здорово, коль не шутишь, – кузнец ответствует. – Отчего не помочь доброму человеку, погляжу, что там у тебя приключилось.
Взглянул кузнец на карету и за работу принялся. Всю карету разобрал, что перековал, что смазал, что заменил. До вечера трудился.
Говорит ему боярин:
        – Молодец, кузнец! Хорошо сработал. Какую плату возьмёшь за свой труд?
        – А какую не жалко! – отвечает Никита.
Удивился боярин. Жаден он был. Достаёт пятак медный,Никите протягивает:
        – Держи, кузнец! Мне за такую работу пятака не жалко. И старое колесо себе можешь оставить.
        На другой день снова едет боярин мимо кузницы. Не выходя из кареты, кричит:
        – Эй, кузнец, нужно быстро подковать моих лошадей!
Вышел Никита. Смотрит: сидит боярин в карете с шестёркой лошадей в упряжке. Взялся он за работу. Всех лошадей подковал. Кони копытом бьют, аж искры летят. Старые подковы боярину протягивает.
        – Нет, - говорит боярин. – Я не жадный, эти подковы можешь себе оставить. Говори, сколько я тебе за работу должен?
        – Сколько не жалко, то и сгодится, – отвечает Никита.
Протягивает боярин пятак:
        – Бери, кузнец, мне за такую работу пятака не жалко!
Уехал боярин. Сел Никита на лавку. Достал краюху хлеба и квас, собрался поесть. Видит, идет по дороге старушка, еле ноги волочит. Одежда на ней рваная, за спиной котомка тощая. Зовет её Никита:
        – Подходи ближе, бабушка, вместе пообедаем.
Подходит к нему Лень-Матушка. Весь обед его съела и шепчет:
“Спи, Никита, отдохни,
На кровать мою взгляни,
На подушках целый день
Ты лежи, работать лень”.
        Достает из своей котомки тощей подушки пуховые, одеяла шелковые. Разомлел Никита, зевает, голова на сон клонится. А старушка не унимается, все шепчет:
“Спи, поспи, расправив грудь,
О работе позабудь.
Все заботы отложи,
То и делай, что лежи”.
       Сквозь дрему смекнул Никита: “Видать, не простая ты старушка, а сама Лень-Матушка”. Взял он старушку и в один миг запихнул в мешок вместе с подушками и покрывалами.
Сон как рукой сняло. Умылся Никита холодной водой да снова за работу принялся.
       На другой день снова едет боярин. Велит достать из кареты ларец кованный да точно такой изготовить ему до завтрего. Соглашается Никита. Целый день ковал он ларец. Сделал лучше прежнего.
Приезжает к нему боярин. Выносит Никита два ларца. Отдает их боярину.
Боярин новый ларец схватил, а старый ногой отпихнул:
       – Я человек не жадный, можешь себе оставить, и вот тебе еще пятак за работу.
Взял Никита пятак, кланяется боярину:
       – Ты очень добрый человек. Я тоже решил отблагодарить тебя за твою щедрость.
Достает мешок с Ленью-Матушкой и сует его в ларец.
       – Только, – говорит, – не открывай ларец, пока домой не воротишься.
Едет боярин, а его смех разбирает. До чего ж глуп кузнец, думает. Я ему за такую работу три пятака медных заплатил да бесполезный хлам отдал, а он мне еще подарок сделал.
      Приехал домой, открыл ларец, развязал мешок. Вылезла из него Лень-Матушка да в три дня разорила боярина дочиста.
      Много ли мало ли времени прошло, только однажды видит Никита: бредет по дороге человек, еле ноги волочит. Одежда на нем рваная.
“Эге, – думает Никита, – никак опять Лень-Матушка пожаловала”.
Пригляделся – а это боярин, его старый знакомый. Подошел он к Никите и говорит:
      – Поделом мне, кузнец. Жадность никогда не была у людей в почете. Я все понял, прости меня, Никита, и возьми к себе в подмастерья. Слово чести, не подведу тебя и долг отработаю.
      Согласился Никита. С того дня так и работает боярин в его кузнице. Ежели надо, заходи, подсобит.
      Тут и сказке конец.