Письмо пятое

Михаил Анохин
Декабрь 2014 года.
Прокопьевск.

Дорогой друг!
Вчера больше часа говорил с тобой по скайпу, и ты с маниакальным упорством задавал мне два вопроса.
Первый, зачем я написал книгу «Записки забастовщика»?
Второй вопрос  так же начинался с «зачем». То есть, зачем я вошел в шахтерский рабочий комитет?
Я объяснил тебе, что плохо понимаю вопросы, начинающиеся с  «зачем»?
Я тебе сказал, что я мог бы попытаться дать ответ на вопросы, начинающиеся с «почему»?
Отчего только попытаться? Да потому что себя человек знает хуже всего! Вот и я хуже всего знаю себя, а тогда в 1989 году и вовсе не знал! Да1Да! Представь себе – не знал!
Сейчас мне так кажется, что если бы я знал доподлинно себя тогдашнего, то это знание повергло бы меня в шок. От таких знаний люди вешаются или стреляются, или обращаются к Богу как  единственному сущему в мире, способному исправить природу человеческую
Не стану цитировать евангелие, чтобы не свернуть на дорогу хоть и торную, прочную, но нами не видимую, а значит и непонятную. То есть я хочу этим сказать, что выйдя на дорогу проложенную Христом, не буду понятым, а потому побредем по кочкам и рытвинам логики человеческой и  нашей психологии.
На вопрос, зачем я написал эту книгу, ответ прост, как если бы потребовалось ответить, зачем я отправляю свои естественные надобности.
Для писателя естественное дело писать, как пчеле делать мед, а скорпиону, или змее вырабатывать яд. Конечно, и змия если долго живет, то теряет способность к продуцированию яда и писатель «исписывается». Источаются источники, откуда он, по выражению Платона, «берет молоко и мед». Но точнее будет сказать, что он уже не способен нагнуться и зачерпнуть толику вдохновения, деревенеет остов его души и она отделяется от него, готовясь к вечному бытию.
Все земное, что кровит, любит, мечтает, все, чем бредит человек, становится такой душе невыносимым, тяжелым и дурнопахнущим.
Двадцать лет тому назад мне не казалась таковой жизнь и дух жизни, яд жизни переполняли меня.
На этом яде и духе настояна эта книга и через это в ней,  в книге исповедь сердца моего!
Нынче я стою при этих дверях и чувствую, как с меня сползает прежняя шкура. Как тело становится тяжелым, а душа легкой, отвергающей то, что раньше мной ценилось.
===========
Почему я пришел в забастовочный комитет – ответ в моей книге «Записки забастовщика»! Мне кажется, что на протяжении всей книги я озабочен был только одним: в первых понять себя, во вторых, исходя из этого понятия себя, объяснить, почему ушел из горбольницы на площадь к зданию Прокопьевского драмтеатра и тем связал свою судьбу с шахтерским  бунтом.
Как-то странно повторять уже написанное вторично и если ты не понял этого из текста книги, то ведь и не поймешь из повторного объяснения.
Те, кто знал меня смолоду – те знают, что я просто в силу своего характера, в силу своих убеждений,  отраженных в моей поэзии, не мог пропустить этого «судного дня»?
Я был воспитан на героической советской литературе и Павка Корчагин и те, кого «Водила молодость в сабельный поход», кого «бросала молодость на Кранштатский лед» не были для меня пустым звуком.
Я пьянел от «Гренады» Светлова, от стихов Асеева от всей  героической литературы гражданской войны!
Потом литература, опаленная Отечественной войной.
А песни на стихи моего земляка Роберта Рождественского? Они и нынче заставляют моё не раз рваное сердце учащенно биться, и я как старый боевой конь начинаю взбрыкивать, стригу ушами, прислушиваюсь, не затрубит ли горн!
Вот почему душа моя часто улетает в Донбасс и Луганск и зависает там над террикониками и снесенными с лица земли огненным шквалом домами и то плачет над ними, то поет героические песни из тех далеких времен бывших до моего рождения, но вошедших в меня с молоком матери!
А когда в обиход вошла литература сидельцев Гулага, я плакал над «Колымскими рассказами» Шаламова.
Жажда справедливости до сих пор, как «пепел Клоаса» в сердце Тиля Уленшпигеля, стучит и в моем сердце!
Я не был ни пионером, ни комсомольцем и тем более не вступал в партию, хотя и мог, и выгодно это было и материально, и социально, что почти одно и то же!
Раннее христианское, лет до пяти, воспитание вставало непреодолимым препятствием между мной и «борцами с мракобесием".
При этом я, пожалуй, был большим коммунистом, чем секретари горкомов и обкомов партий, ведь недаром в 17 лет я взял том «Капитала» Маркса и пытался найти там ответ на главный вопрос – вопрос  справедливости!
В это же время я пытался читать Ленина и, конечно же, ничего не понял ни в марксовой, ни в ленинской науке.
Рассуди сам, как же я мог остаться в стороне, когда массы народные, как вешние воды взломали ледовый панцирь существующей тогда власти?
Разве я не принадлежал по составу своей крови к этой «вешней воде»?
Когда я писал «Записки забастовщика» разнообразные образы этого бунта вставали перед моим взором и все они от «перегретого пара» до «вешних вод» отражали какую-то одну сторону событий, не охватывая всё целиком и полностью.
В этих метафорах скрыто смысла много больше, чем в пространных политологических рассуждениях о тех временах.
Вешние воды действуют по законам природы, точнее, по законам гравитации, задающей потокам воды разрушительную мощь энтропии. Глупо спрашивать у вешних вод о цели. Они без злобы, но беспощадно, без сострадания вырывают с корнем деревья, срывают мосты и рушат человеческие строения.
Бунт потому только бессмысленнее и беспощаден, как писал Пушкин, что он природен, а природе неведомы человеческие категории добра и зла.
Другая же моя метафора – «перегретого пара»  более социальна и даже политизирована.
Дело в том, что народные массы могут быть разными способами перегреты настолько, что срывают все клапаны и запоры, поставленные властью. И такой перегретый пар мало чем отличается от вешних вод.
Однако в реальности всегда есть «конструкторы» умеющие и желающие направить энергию этого пара в ими сконструированные политические турбины. Более того именно эти конструкторы и разогревают народные массы до состояния сверх кипения когда эмоции затмевают разум.
Так это было у меня с небольшой поправкой у меня в силу моего характера, эмоции повелевали разумом, а не затмевали его. То есть ставили всю сумму моих знаний, интеллекта себе на службу.
И об этом, дорогой мой друг я не утаил в своей книге, просто ты в ней искал своё, но не нашел, а между прочим, мог бы и сам СВОЁ написать, а не искать в чужом тексте своих мыслей, своего понимания сути происходящего. Тем более что ты не только грамотный человек, но и журналист, пусть и бывший. 
Как часто я слышу – ты бы про это вот так написал!
И с какого такого рожна я стал бы писать так, как кто-то хочет? Как, кто-то видит и как он понимает, увиденное им?
Так вот добрая часть моей книги как раз посвящена механике этой «турбины», в которую я влетел перегретым паром и вылетел из неё, в большую трубу, как и многие из тех, кого пресса называла «лидерами рабочего движения»!
Прошло 25 лет и много чего в мире показало, как работает «перегретый пар» в турбинах политтехнологов, от Югославии, Ирака, Ливии до Грузии и Украины!
Великое счастье для всех нас, что шахтерский бунт, несмотря на выстроенные для него политические турбины все-таки просвистел бескровно в трубу, но  оставил после себя множество мифов, сочиненных как теми, надежды которых он не оправдал, так и теми, кто был этим самым «паром»,  уже отработанным временем.
Эти люди, ошеломленные бунтом, до сих пор бредят им, рассказывая друг другу сказки о созидательной роли бунтующих площадей, о демократии, рыночной экономики и прочих мифах нового времени!
И самое любопытное здесь то, что это ретроспекция сознания, так как мало кто и что понимал в 1989 году об этих категориях! Они приписывают себя те знания, которые появились у них спустя годы и годы!
Об истинности этих знаний умолчу, поскольку совершенно понятно из каких источников они почерпнуты и каким образом осмыслены и усвоены.
===========
Самый стойкий миф, о котором написано в моей книге, как мне кажется, достаточно убедительно, заключался в некой особой одаренности лидеров рабочего движения. По этому мифу они были, какими то мудрецами, прозорливцами.
Конечно это не так! Людей образованных в лидерах было мало, порядочных еще меньше, но и об этом, дорогой мой друг написано в моей книге, так что повторятся не стану.
Второй миф заключается в том, что шахтеры «развалили СССР»!
Такое утверждение опровергается легко и просто достаточно прочитать сборник документов «Рабочее движение Кузбасса» изданного в 1993 году в Кемерово, составитель  профессор Лопатин Л.Н.
Что же еще остается не проясненным в наших с тобой отношениях?
Думается мне, не ясность проистекает как раз из формулы вопроса, из твоих «зачем» и моих «почему».
Вопрос «зачем» всегда подразумевает некий смысл действия, или бездействия. Задавая так вопрос человек уверен, что все происходящее имеет смысл, ясную конечную цель.
Таких людей с полным основанием можно отнести к рационалистам. Вот видишь, дорогой друг я и приклеил к тебе ярлычок. А куда ж без ярлыка, без бирки на шеи? Не огорчайся я и себе повешаю то же ярлык, но иной.
Люди рефлексий  коем отношу себя, романтические натуры задаются вопросами причин и от того спрашивают – «почему»?
Дело не в том что «почему» лучше чем «зачем», на мой взгляд, и в том и в другом вопросе человек «плавает», как некая неприятная субстанция в проруби.
Жизни неведома аксиология, эта дама живет только в сознании человека, да и то не каждого!
Добросовестные заблуждения вот единственное  положительное, на что может рассчитывать жизнь.
Думается мне, что я добросовестно заблуждался, будучи одним из лидеров шахтерского бунта. По крайней мере, очень в это хочется верить.
========
Тема сожалений о «развале СССР» всегда присутствовала в нашем диалоге, так что попробую немного прояснить свою позицию к этому эпохальному событию.
Если сравнить это событие с тем, что случалось с нами от «основания Руси», то ничего экстраординарного не произошло. Бывало, и Москву неприятель брал, и усобица уничтожала всю экономическую базу государства, но Россия вставала вновь и вновь!
Многим это кажется чудом, мистикой и так далее. Но чтобы это не было, у России такая судьба была, есть и, наверное, будет пока небо и земля не сдвинулись со своих мест.
В каком-то смысле это то же самое что скорбеть по своей молодости. По вечерам, дорогой друг, очень полезно читать Экклезиаста.
«1 Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
5 время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру».
Мудр Экклезиаст, но не указал когда и чему  приходит время. Человек на свой страх и риск выбирает это время и чем больше у него самомнения, тем больше ошибается он в этом определении.
Тут бы  самое время порассуждать о таком парадоксе, кто слишком любит жизнь, тот мало живет, но всего сразу не схватишь. Оставим это на потом, когда-нибудь…
А пока закончу такой сентенцией.
Духовно-душевное устроение русского этноса как самого многочисленного, природные ресурсы, положение на земном шарике, народы, населяющие пространства России, окружающий нас мир – все это и есть наша историческая судьба в её материальном и духовно-душевном измерении.
Мы всего лишь горящее пламя на фитиле свечи, зажженной, Бог ведает, когда и кем!
Гори, гори ярко, чтобы всем было светло и жарко от твоего пламени! И не спрашивай зачем, потому что самые глубокие, самые искренние  ответы будут лишь приближением к истине.
Истина, как известно у Бога, а люди живут правдой. Каждый – своей!