Гл. 35. Факультетская терапия

Владимир Озерянин
       см.ФОТО: Лейб-медик царской семьи С.П.Боткин. Он первым описал "желтуху". Его сын был как семейный доктор, расстрелян вместе с царской семьей. Памятник установлен напротив входа в клинику факультетской терапии. Кстати построен на деньги слушателей академии, до революции.



       
        В аудиторию на лекцию, ассистент  приводит больного. Профессор, стоя у трибуны, комментирует.
-Внимание, товарищи слушатели. Прекратите шум в аудитории, спящие на верхних рядах, проснитесь. Все замерли.  Прошу полной тишины.

 Аудитория пошумела и затихла. Все стали напряженно прислушиваться. В дверях стоял высотой около двух метров, широкоплечий мужчина. От него доносился какой- то монотонный стук, похожий на стук согнутого пальца по столу.


-Все слышите? - задает вопрос  лектор.
-Да, - хором, приглушенно отвечает аудитория.
-Так вот, вы все слышите как работает сердце у нашего пациента. Это мы поставили ему  искусственный клапан. Наш, отечественный клапан. Он похож на шарик от пинг-понга. И имеет существенный недостаток, потому что создает вот этот  дополнительный шум, но зато мы спасли жизнь человеку. И какому человеку! Сейчас он кратко расскажет вам свою биографию. Так, Петр Семенович? - обращается профессор к пациенту.
- Да, да, конечно, как договаривались, - соглашается пожилой,  скорее похожий на раму от велосипеда, чем на великана, мужчина.
- Сейчас я сильно ослаб, - начинает рассказывать прооперированный, но когда - то я, действительно, был большой и сильный. Сейчас практически, остался только скелет, обтянутый дубленой кожей. До войны я работал грузчиком в Одесском морском порту. С началом войны был призван, как и большинство моих друзей и сверстников. В бою был контужен и попал в плен. Три года находился в концентрационном лагере Бухенвальд. С трудом выжил. Был таким же худым, как и сейчас, но дожил до освобождения. После войны потихоньку оклемался и вернулся на прежнюю работу.


       Но тут меня сразила другая война. Причастился к употреблению алкоголя, а выпить мог много. Иногда на спор, до двух литров водки, не закусывая.
-И вот результат, - прерывает его профессор. Клапаны сердца были поражены. Постепенно дошло до того, что только замена их на искусственные, могла спасти нашему гиганту жизнь.
-Спасибо вам, Петр Семенович. Не будем вас больше утруждать. Идите в палату, отдыхайте.


     -Ну, вам всем все понятно?- обращается лектор к окончательно проснувшейся и притихшей  аудитории. - Вы поняли, надеюсь, что такое алкогольная миокардиодистрофия* и кардиомиопатия*?

 Лично мне было наглядно понятно, до чего может привести неограниченное злоупотребление алкоголем. Очень наглядный, и запоминающийся урок. Для тех, кто желает запоминать, конечно.


  Занятия по этому предмету в моей подгруппе вел полковник Голомзик А.И. Ежедневно занятия по терапии начинались с летучки по изучению  кардиограмм. Дежурный по группе раздавал каждому участнику занятий по  пять – десять кардиограмм реальных больных, которые уже пролечились с тем или иным исходом. Кардиограммы были нарезаны и наклеены на  стандартные листки  (или картонки)формата А-4. По каждой кардиограмме нужно было быстро  дать заключение, обосновать  и выставить диагноз.

 
     Так как мне лично уже давно и неоднократно ставили различные отклонения в работе сердца, я без задней мысли решил таким способом проверить, а что у меня реально может быть по кардиограмме. Беру одну из своих ЭКГ, нарезаю  ее на  двадцати сантиметровые кусочки, и наклеиваю на такой же стандартный листок. Перед началом занятий ставлю в известность нескольких человек в группе о том, что хочу провести такой эксперимент.

    Держа в своей руке пачку розданных кардиограмм, через несколько минут обращаюсь к преподавателю.
-Извините, Андрей Иванович, но мне с  этой ЭКГ что -то не совсем понятно. Помогите разобраться.

И с этими словами, подаю ему свою кардиограмму. Ничего не подозревающий доцент, берет у меня листок.
-А что вам  непонятно? Здесь реально был инфаркт.

         От такого молниеносного заключения я, видимо, даже пошатнулся. У однокурсников, которые были в курсе моего подвоха, отвисли челюсти. Видимо, в моей внешности что - то тоже изменилось.  В группе возникло какое -то краткое замешательство.
-А что не так? - спросил уже нас полковник.  И подал мне листок.
-Да, да…дело в том, что это  личное ЭКГ нашего командира…Владимира Кирилловича, - чуть заикаясь и краснея  от волнения, произнес Сергей Платонов.


      -Как личное?- теперь уже с выпученными глазами, и слегка  взволнованно, произнес "Лобзик", (такая была у него кличка между нами) повернувшись ко мне.
-  Вы уж извините меня, Андрей Иванович. Я всего лишь  хотел удостовериться, что у меня реально происходит с сердцем, вот и  наклеил свою кардиограмму на листок.  В группе все посмотрели и тоже никто толком ничего не мог определить. Вот я и решился …анонимно узнать ваше авторитетное  мнение.

        При этом я тоже  струхнул, что поставил доцента в неловкое положение.


   - А ну дайте сюда назад листок.

Я подал. Он присел и снова внимательно стал разглядывать строчки от самописца.  В этот раз лицо его стало багроветь. Отведя глаза в сторону, он начал оправдываться, что, мол, нет там никакого инфаркта, а есть частичная блокада пучка Гиса, со всеми  вытекающими отсюда последствиями, а в конце выдал:

- Для того, чтобы развеять все  сомнения, мы госпитализируем вас завтра в нашу клинику.


     Несмотря на все попытки отказаться, уложили меня в стационар. Неделю крутили и вертели на самой современной, по тем временам, аппаратуре. Факультетское начальство даже начало подозревать, что я решил «закосить» от ВДВ, но окончательный диагноз, не смотря на ряд мелких отклонений в работе сердца, был: «Здоров, годен».


         Галомзик постарался тихо отделаться от нашей группы, поэтому на зачетах не было никаких придирок.

*Миокардиодистрофия — невоспалительное поражение сердечной мышцы в виде нарушений в её метаболизме  (питании) под влиянием внесердечных факторов.
*Кардиомиопатии — заболевания миокарда ( сердечной мышцы), при которых сердечная мышца структурно и функционально изменена в отсутствие патологии коронарных (сердечных) артерий, артериальной гипертензии .
(Артериальная гипертензия — стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм рт. ст. и выше) и поражения клапанного аппарата.

Продолжение следует.