Сказка о том, как лосенок леон нашел себе друга

Вениамин Бушмелев
Вениамин Бушмелев

Сказка о том, как Лосенок Леон нашел себе друга, в жанре Детская литература и Приключения.

В Сказочной Лесной республике, где родился лосенок Леон, наступил разгар лета. Лосёнку уже шел четвертый месяц жизни, он полностью окреп и часто стал отказываться от грудного молока, предпочитая растительную пищу. Любимыми лакомствами его стали ветки тальника, вербы, краснотала и свежие побеги кипрея, которые он ел с жадностью, стремительно рос и повышал вес. Известно, что все виды ивы плакучей, серебристой, белой и ее разновидности, а также кипрей или, как его еще называют иван-чаем, обильно произрастающие по берегам озер и рек, являются прекрасным медоносом и с любовью поедаются крупным и мелким рогатым скотом. Не зря в живой природе иву считают символом солнечного тепла, долголетия и обилия жизни.

Видя как растет ее сыночек Леон, радостная Важенка решилась оставить его на короткое время одного, чтоб разыскать папу Лося Сохатого и похвастаться, какой у них растет красивый сынок. Оставшись наедине, лосенок заскучал. Оказалось, что даже не с кем словом перебросится. Даже птичка Мухоловка улетела сопровождать мамочку в поход. Скучно. Он прилег за валежину, в тенёк, и слегка вздремнул, но под вечер вдруг услышал и почувствовал, что кто-то появился на его полянке. В связи с тем, что у лосей очень хорошо развитый слух и обоняние, а зрение несколько слабее, он стал внимательно приглядываться и увидел, что какой-то серо-бурый комочек шустро скачет вокруг пня. «Уж, не рысь ли это?», - испугался Леон, но набравшись смелости громко промычал:
- Эй, ты! Кто ты такой?
- Я лесной заяц Беляк и зовут меня Костик, - последовал ответ.
- Так, ты не рысь?
- Нет. Ха-ха-ха-ха, ты не знаешь как выглядит рысь?
- Нет, но я ее боюсь.
- Я тоже ее боюсь. Рысь — это жестокая и кровожадная кошка, с гибким телом и коротким хвостом. У нее длинные ноги с широкими лапами и округлая и очень выразительная голова с желтыми жадными глазами и кисточками на концах ушей. Совсем не похожа на зайцев — беляков, а, наоборот, это главный враг. Кроме того, рысь нападает на куропаток, рябчиков, тетеревов, лисиц, бобров, мелких грызунов. Но среди крупных животных - диких кабанов, косуль, лосей, оленей, она губит, главным образом, больной, слабый, неполноценный молодняк. Так что ты не бойся, она тебя не тронет. Вот ты уже какой большой вырос.
- Кто дал тебе такое имя - Костик ?
- Да всех зайцев зовут «косыми». Вообще то, я тоже «косой», потому что глаза у меня находятся с боковых сторон головы, что позволяет видеть происходящее сразу с обеих сторон и я обладаю боковым зрением. Отсюда и прозвище «косой», а мама назвала меня Костик.
- А, почему ты заяц по фамилии Беляк, а шерстка твоя серо-бурая?
- Потому что я свою зимнюю шубку поменял на летнюю куртку. Зимой я снова надену белую шубку и только кончики хвоста и ушей останутся черненькими. Вон какие у меня длинные ушки. Мы зайцы большую часть года живем совершенно открыто, «без крыши над головой», полагаясь в деле собственного спасения на свои длинные, слышащие каждый шорох уши, на непревзойденное искусство маскировки, да на резвые ноги. Я умею очень быстро бегать, скакать и путать следы, от погони всегда ухожу кругами. А врагов у меня очень много: охотники, волки, лисицы, собаки, орлы, совы. Но пуще всего боюсь лесной кошки —того и гляди рысь с вершины дерева, как с неба, прыгнет на спину.
- А у рыси враги есть?
- Есть. Важнейшие ее враги — волк и росомаха. Места, где обитают волки и росомаха, рысь старается избегать. Очень злобно не любит лисиц, которые питаются остатками ее жертв и созданными ею запасами пищи. Поэтому лисицы повсеместно настойчиво преследуют саму рысь. А рыси это тунеядство решительно надоедает, и она начинает активно уничтожать лисиц, даже когда в этом нет особой необходимости. Характерно то, что убитых лис рысь, как правило, сама не поедает. Так, что рысь для лисицы такой же опасный и непримиримый враг, как волк для рыси. Однажды я случайно подслушал разговор, произошедший в стае волков, когда волк Антип хвастался тем, что убил и съел рысь, мясо которой по вкусовым качествам превосходит заячье.
- А что ты сам ешь? Наверное, у этого пня ищешь, как недавно ежик Яшка, личинок майского жука — хрущей?- спросил Леон.
- Нет, я питаюсь только растительной пищей. Зимой я гложу кору деревьев, а летом ем разнообразную травку, предпочитая бобовые. Охотно поедаю хвощи и подземные грибы - олений трюфель, которые выкапываю.
- Я не знаю, что у оленей есть свой гриб — трюфель. А лосиный трюфель имеется и как он выглядит?
- Это одно и тоже. Откровенно говоря, этот гриб не имеет никакого отношения к настоящим трюфелям, свое название он получил из-за сходных признаков плодового тела и подземного образа жизни. Растет он в почве леса в течение всего года. Как настоящий трюфель, гриб прячется в земле, окутывая грибницей корни деревьев. При этом распространяет острый грибной запах, по которому его можно найти. Сам гриб похож на небольшую картофелину, с гладкой или чешуйчато-бородавчатой поверхностью. покрытой плотной оболочкой с наростами и уплотнениями. Цвет оболочки может быть золотистым или коричневым. На срезе ткань гриба светлая, розовая или сероватая. Мякоть серая, с возрастом чернеет и превращается в порошок. Люди в пищу олений трюфель не употребляют, но для зайцев, белок, барсуков, мышей, оленей и лосей этот гриб представляет большое лакомство.
- Мама ничего еще мне про грибы не рассказывала и я не видел как они растут.
- Ты еще многого не видел и не знаешь. Поживешь с мое, многое узнаешь. Подойдем ко пню и мы вместе поищем трюфелёчки.
- Пойдем. Да, я еще хотел тебя спросить, кто тебе так расквасил верхнюю губу. Почему она не заживает, что даже зубки видно и носик расплющен, одни нозирки торчат?
- Какой ты глупый. Ни кто меня по морде не бил. Это у меня такая «заячья губа» с рождения. У всех зайцев, и многих животных грызунов, такая примечательная зубная система с двумя парами долотообразных резцов в верхней челюсти и расщепленной верхней губой, для того, чтоб губа не мешала глодать кору деревьев. Зубы у нас зайцев, постоянно стёсываются о твёрдый корм и растут всю жизнь. Понял?
- Понял. А как мы будем искать грибы?
- Очень просто по запаху. Это очень трудно искать грибы зимой, их нужно откапывать из-под снега, а снег всегда пахнет морозом.
- Я не знаю как пахнет мороз.
- Придет время, наступит зима — узнаешь. А сейчас летом место, где растет олений трюфель, имеет грибной запах и над этим местом бывает небольшой бугорок земли, над которым роем вьются желтоватые мошки, привлеченные запахом этого подземного гриба, - сказал Костик и, подскочив ближе к пню, стал быстро копать земельку передними лапками. Копнув в глубину примерно сантиметров на десять, он достал что-то похожее на два крупных клубня картофеля. Вот это да! Взору Леона предстал таинственный, редчайший гриб. Костик поддал один клубень под морду Леона и сказал:
- Попробуй, каков деликатес! Настоящий волшебный сундучок «Милки вэй»!
- Спасибо, - вежливо ответил Леон и сначала осторожно взял клубень одними губами, затем лизнул языком и, почувствовав сладковатый привкус, стал прожевывать мякоть гриба. Действительно, вкус гриба оказался весьма приятным.
Так, переходя от одного дерева к другому, они нашли еще несколько грибных клубеньков, которые с удовольствием съели. Довольные собой и сытностью грибов вернулись на полянку.
- Послушай, Костик, если ты такой же вегетарианец и питаешься только растительной пищей, как я, то может мы с тобой будем друзьями? - промычал Леон.
- Ой, как здорово! Я согласен. Я буду твоим другом и старшим братом, - радостно воскликнул Костик.
- Почему старшим? - удивился Леон.
- Потому что я старше тебя. Тебе только-только исполняется четыре месяца и ты еще, как ребенок, время от времени сосешь мамину титьку, а я уже прожил целый год, у меня скоро будет день рождения, и я знаю, как кто на кого похож, что такое зима и как пахнет снег, а ты еще нет.
- Но, я же крупнее тебя раз в десять.
- Ну и что из этого? Рост и вес не считается. Кто по времени жизни дольше прожил, тот старше и больше знает. Леон немного подумал и промолвил:
- Хорошо, пусть будет по твоему. Ты будешь мне сразу и другом, и старшим братом, но я всегда буду тебя защищать, потому, что я сильнее.
- Пусть будет так, - ответил Костик и в знак согласия они ткнулись друг с другом мордочками.
Затем Леон повел Костика в другой угол поляны, где показал новому другу заросли заячьей кислицы, которая пришлась по вкусу тому и другому. Поедая с аппетитом кислицу, они не заметили, как стало быстро вечереть, так как солнце зашло за лес. В это время увлеченные едой и довольные собой, друзья вдруг услышали, как кто-то с повизгиванием и шумом ломиться сквозь кусты на поляну. Вначале они сильно перепугались, хотели бежать и спрятаться, но приглядевшись, увидели, что на поляну прямиком сквозь кусты пробивается целое стадо животных. Во главе стада шел дикий кабан по имени Хряк, за ним спешила кабаниха Хавронья с четырьмя маленькими кабанчиками, еще не имеющих имени. Что это свинячье отродье, стало сразу видно, так как каждый из них был награжден от природы свинячим рылом. Рыло - это вытянутая вперед передняя часть головы свиней — морда приспособленная для рытья. В связи с этим их морду называется рылом. Все стадо нещадно хрюкало, верещало и постоянно рыло перед собой землю, были выпачканы ею и поэтому выглядели крайне неопрятно, как будто это была ватага хмельных бомжей, роющихся в помойке. Главарь ватаги имел угрожающий вид, так как на его морде были длинные клыки, загнутые полукругом вверх. Упаси бог попасться любому на такие клыки!

Как известно, кабан обладает прекрасным чутьем, но не очень хорошо видит, однако движущиеся предметы он различает отлично. Так как наши герои от страха оцепенели и не шевелились, Хряк их вначале только учуял и внезапно остановился. Вся хрюкавшая ватага сходу влепилась ему в задницу, в результате чего получилась куча-мала из нещадно визжащими свинячьями телами. В лесу раздался убийственный гвалт, усилившийся многократным эхом. Воспользовавшись возникшим галдежом, друзья попытались смыться, но были остановлены строгим окриком вепря:
--Эй, вы, шантрапа, стойте! Я сегодня не ем ни зайцев, ни лосят. Укажите, где тут трухлявый пень, где живут жирные хрущи? О них мне хвастался ежик Яшка.
- Вон тот пень, у которого ты стоишь, - вежливо указал Леон.
Хряк тут же кинулся рыть землю у пня, выбрасывая из под нее жирных личинок майского жука, а его потомство бросилось пожирать их с громким чавканьем. Продвигаясь в сторону от пня, кабан наткнулся на нору крота, распахал ее, вышвырнул крота наружу, и тут же чмокая, сожрал. Он нашел все его пищевые запасы и тут же с чавкал. Известно, что рытье — очень характерный для кабана способ добывания пищи. Он добывает из почвы или лесной подстилки примерно две трети всего суточного корма, вспахивая почву на глубину от 10 до 30 см.
Видя с омерзением такую варварскую жратву, наши вегетарианцы потихоньку смылись и спрятались в зарослях кипрея, где и провели всю ночь до рассвета. Долго не могли уснуть, слыша шумное пиршество на поляне.

Проснувшись утром и выбравшись из зарослей кипрея друзья не смогли узнать того места откуда пришли. Вместо ранее цветущей поляны они увидели захолустные кулички или шутем. Поднятый дерновый слой почвы, где кормилось стадо диких свиней, имел такой неприглядный вид, как будто был специально перепахан и загажен самой нечистой силой. У края пустоши стояла лосиха и с недоумением, молча, осматривала изгаженную землю, не находя следов своего любимого чада.
- Мама! - громко мякнул Леон, увидев Важенку первым, и по пашне, изрытой вкривь и вкось, бросился навстречу мамочке. Мама Лосиха ткнулась своей мордой в мордочку лосенка и стала радостно его лизать, приговаривая:
- Жив, жив, радость моя! Я так перепугалась, что не найду тебя живым. Что здесь произошло? И что это за зайчишка рядом с тобой?
- Это мой друг и товарищ Зайчик Костик. Мы с ним стойко выдержали натиск диких свиней на нашу полянку, а потом всю ночь прятались в зарослях кипрея. Ты посмотри, во что превратили эти свиньи наше жилище. Где мы сейчас будем жить? Ты нашла дорогу к папе?, - спросил Леон.
- До папы я не успела дойти. Меня вернула обратно наша постоянная спутница птичка Мухоловка, получившая телеграмму от Дятла, что на тебя напал дикий Кабан, переданную азбукой Морзе. Вот мы и вернулись. Прямой дороги до папы нет. Как по всей матушке России, дорог нет, имеются только одни направления. Ты прав, здесь жить будет не уютно, долго еще на этой поляне ничего не будет расти. Придется отправляться жить на папин садоогород.
- А моего друга Костика с собой возьмем?
- Обязательно возьмем. Он надежный товарищ?
- Не только товарищ, но друг и старший брат, и я хочу о нем заботиться и защищать.
- Вот и хорошо. Я предполагаю, что ты и твой названный брат, вырастите добропорядочными животными. И, повернув в сторону болотистого леса, они зашагали к новому месту жительства, где могут случиться другие истории.
 

© vabushmelev / Вениамин Бушмелев, 2013 год