О птицах зимой

Иван Татаренко
О птицах зимой

К дому, в котором я живу, примыкает хороший плодовый сад. В нём растут и плодоносят прекрасные плодовые растения: яблони, груши, сливы, черёмуха, виноград, а также малина, смородина, облепиха, крыжовник. В летнюю пору любуюсь, когда на ветках появляются прекрасные плоды и созревают. Жена с дочерьми собирает плоды. Из них варят прекрасное варенье, которое потом кушаем в зимний период.
 Прекрасен мой сад в весеннее время во время цветения плодовых деревьев, прекрасен в летнюю пору, во время созревания плодов и использования их в вареньях.
Также прекрасен сад в осеннее время, когда все деревья одеваются в свой неповторимый осенний наряд, милой красоты. Но скоро эта красота срывается жестоким ветром со всех ветвей. Сад делается прозрачным, каким-то образом унылым, неприветливым, хотя под ногами на тропинке шуршит сухая разноцветная листва.
В первый же зимний морозный день ветер пригоняет с севера тяжёлые лохматые тучи. С них летит снег и покрывает землю. Сад становится ещё прозрачнее, но, в тоже время, приветливее. Ветер разогнал тучи. Небо стало голубым. Солнечные лучи коснулись веток яблонь и груш. Хожу и  приглядываюсь. Замечаю. Не все ветки голые. Листья опали - это само собой так положено в осеннюю пору, а вот в самом углу сада стоит молодая яблоня. Она прекрасно цвела весной, много на ней уродилось мелких яблочек. В. душу закрадывается мысль:
-Что же ты, красавица, не дала возможности поспеть до конца осени своим краснобоким яблокам, чтобы можно было их собрать и высушить на компот?
Тут же приходит, сам собой, ответ, как бы от яблони:
-Я, яблонька, сибирской породы. Мне не хватило тёплых дней, чтобы созрели все мои плоды. Осень высушила все мои яблоки, так они держатся на ветках до самой зимы. Но мой труд зря не пропадёт! Мои яблочки еще кое-кому потребуются!
 
Завьюжила метель. Весь сад покрылся толстым слоем снега, словно мягким белым одеялом. В валенках хожу по саду, притаптываю снег вокруг стволов яблонь и груш, чтобы под снегом мыши не погрызли кору. Тут же притаптываю снег под молодой яблонькой с еще сохранившимися сухими плодами. Неожиданно, на неё налетела стая прытких серых воробьёв. Они сели на ветки и стали клевать сухие яблочки, другие клевали просто почки. Третьи просто чирикали и караулили тех, кто лакомился пищей. Наклевались, чиркнул старый воробей - стая вся мигом улетела.
В другой раз увидел интересную картину. Яблоньку облепила целая стая разной окраски пискливых малых синиц. Как же они дружно работали маленькими клювами над сухими плодами яблочек и на ветках - почками. Вся эта птичья работа над сухими плодами сопровождалась весёлым хором звонких синичек, словно радующихся, что в такую метельную погоду, они на яблоньке нашли себе хорошую пищу. У меня просто душа радовалась от таких певучих гостей в моём саду, устроивших настоящий птичий концерт художественной самодеятельности.
У меня, в эту зиму, вошло в привычку, утром или в обед пройти по саду просто для интереса и подышать свежим воздухом. Всякий раз смотрел на сад, особенно в яркий солнечный день. Взор меня манил взглянуть на молоденькую яблоньку, на которой ещё имелись редкие плоды сухих яблочек.
Замечал, прилетали воробьи, синицы. Даже сороки-белобоки, грузные чёрные вороны с длинными острыми клювами, и белые голуби. Но они долго не задерживались, улетали. Я даже смастерил кормушку. Повесил на ветку. Каждый день наблюдаю драку воробьёв, как они поедают зерно и клюют крошки хлеба. Прилетал однажды даже дятел, но больше его не видел до самой весны,
К концу зимы на яблоньке остались еще немного сухих плодов. В один из прекрасных солнечных и тёплых по-сибирски дней на яблоньку налетела целая стая диковинных птиц, похожих окраской на дятлов. Но это были не дятлы, а лишь похожие оперением на них. Это были большие птицы размером в голубя, с разной окраской перьев, острые клювы, размашистые крылья, острые звуки при клёве. Вся стая набросилась на яблоньку, перелетали с ветки на ветку, клюя плоды. Один старый вожак сидел на другой ветке и караулил своих сородичей от кошки, которая стояла рядом со мной и мяукала. Я на них смотрел и сожалел, что никогда не встречал таких приятных, голосистых, больших птиц, как они назывались, видимо прилетели из заснеженного леса за пищей.
Старый караульщик-вожак резко пикнул - стая взлетела и улетела. Посмотрел на яблоньку - все ветки были чистые, ни одной сухой яблочки.
Тут мне пришли на ум слова молодой яблоньки, сказанные ею в первый зимний день:
-Осень высушила все мои яблоки, так они держатся на ветках до самой зимы. Но мой труд зря не пропадёт! Мои яблочки еще кое-кому потребуются!
Справедливые слова. В природе всё надо любить и уважать.

2014 год Бийск.
Татаренко Иван Петрович