Мир без ростовщиков

Евгений Заикин
Сможем ли мы когда-нибудь перешагнуть черту, ведущую к свободе, или так и останемся в стране дикого ростовщичества, безгранично правящего нами и владеющего буквально всем? Будем жить, так и не сбросив с себя рабское ярмо процента? Размышляя на эту тему, понимаешь, как глубоко заблуждается народ, представляя себе этакую бездолговую жизнь, если он не брал кредит в банке. А это, как раз не так! Мы все сегодня находимся в ярме капитала – брали мы деньги под проценты или нет. И все до одного должны платить долги, даже если ты еще только родился. Это факт, от которого оторопь берет в самом начале, а когда человек освобождается от установленных извне заблуждений, он понимает, что так жить больше нельзя. Вот об этом далее и речь…

Если вспомним времена СССР, то про эти самые проценты, капиталы, биржи и доллары – мы могли только узнать из книг Драйзера, либо Диккенса, иногда могли видеть в кино. Этот мир капитализма для нас был так далек, как галактики во вселенной. Но пришло время лихих 90-х годов, и каждый из нас  узнал, что есть такое – капитализм с тем самым звериным оскалом! А далее ловко выстроенный перекос экономики, когда за ваучеры были скуплены все природные ресурсы страны и все народные богатства перераспределили между собой несколько человек. Вот тогда мы уже всецело прочувствовали на себе, что такое проценты на банковские кредиты, которые тогда перемахнули планку в 1000%. Но мы себе даже и представить не могли, как это можно, да и возможно ли – сбросить с себя это ярмо! А о том, что есть основы расчетов, где совершенно отсутствует ростовщичество со своими процентами, мы не то, что не знали – мы и представить себе не могли.

И сегодня основная масса людей пребывает в неведении и полном заблуждении о том, что они платят проценты только тогда, когда берут кредит в банке! И, коль они не брали деньги под проценты в банке, значит они никому и ничего не должны. Полное невежество от незнания того, что в цену любого товара, который мы покупаем, заложена процентная часть компании-продавца, предпринимателя и массы посредников. Они то, как раз деньги в банке брали под процент! И эти проценты уже заложены в стоимости товара, которая может составлять и 50%, 60%, а где-то проценты могут доходить и до 80-100%. Сегодня во всех этих супер, гипер и мини-маркетах, торговых сетях и даже на рынках мы, как покупатели переплачиваем, практически в одну цену. То есть при стоимости товара в десять рублей, мы платим за него двадцать. Запретив работать против нас систему одурачивания, и заменив паутину ростовщичества на альтернативный механизм банкинга, окутавший уже все отрасли бизнеса и торговли – все граждане сразу станут вдвое богаче!

Форма денежного обращения и система расчетов облегчает обмен товаров, при этом ускоряя людское сознание более к накопительству знаков, внося определенный негатив в развитии торговли и бизнеса, они имеют тогда для экономики эффект торможения. Вот тут то и пригодится практическое внедрение теории «свободных денег» Сильвио Гезелля. Теория Гезелля была проверена на практике, и весьма удачно. В 1932 году в австрийском городе Вергле магистрат выпустил 5000 «свободных шиллингов» (свободных от процентов), которые были покрыты такой же суммой обычных австрийских шиллингов в банке, и пустил их в оборот. Плата за пользование бонами составляла ежемесячно 1%, или 12% в год, а вносили её те, кто имел банкноту в конце месяца. Плата оформлялась специальной маркой, которую приклеивали на обратной стороне банкноты; без такой марки в следующем месяце банкнота была недействительна. Жители Вергля даже налоги платили заранее, лишь бы избежать потерь! Когда много общин в Австрии заинтересовались этой экономической моделью, Национальный банк страны испугался, усмотрев угрозу своей монополии. Хождение денег, свободных от процентов запретили.

Не знаю, кому как, но мне на фоне сегодняшнего дня более нравится исламский банкинг, где полностью отсутствует ростовщичество или проще сказать – нет ссудного процента. Если смотреть на эту проблему через призму вероисповедания, то запрет ростовщичества имеется с незапамятных времен в Торе, Евангелие и Коране.

Тора о ростовщичестве.
Впервые отрицательное отношение к ростовщичеству в религиозной литературе было четко сформулировано в Торе. Вопрос заключается лишь в том, является ли запрет ростовщичества универсальным или же распространяется лишь на еврейскую общину. С одной стороны, в Ветхом Завете содержатся тезисы о том, что настоящий праведник «в рост не отдает и процентов не берет» (приводится по переводу института «Мосад ха-рав Кук»; Йехезк, 18:8). Тора рекомендует бережно обращаться с должником. Запрещено брать в залог вещи, используемые для приготовления пищи, запрещается также входить в дом должника, чтобы забрать залог (Шмот, 22: 24-26, Дварим, 24: 6, 10-13).

Христианство о ростовщичестве.
В вопросах запрета ростовщичества христианство изначально не делает различий между членами общины и иноверцами. Ростовщичество осуждается, при этом особо подчеркивается, что нельзя брать процент с иноверцев: «любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк, 6: 35), то есть подтверждается содержащийся в Торе и практически забытый к тому времени призыв толерантного отношения к врагам: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним» (Исход, 23: 4-5). Вместе с тем, Христос не отвергал возможность беспроцентных кредитов: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф, 5: 42). В своих притчах он также упоминает о ростовщических операциях, - в притче о минах (Лк, 19: 23), притче о талантах (Матф, 25: 27).

Коран о ростовщичестве.
Наиболее последовательно против ростовщичества во всех его формах выступает Ислам. Ко времени начала проповеди Пророка Мухаммада, арабы были хорошо знакомы с ростовщической практикой благодаря своим ближневосточным соседям. Мекка, находившаяся на пересечении караванных путей, была одним из крупнейших торговых центров на Ближнем Востоке. В Коране слово «риба» (в букв. переводе с арабского – приращение) встречается 8 раз, всего же стихов, имеющих отношение к риба, в Священной Книге насчитывается 12. Риба категорически осуждается Кораном: «Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это – за то, что они говорили: «Ведь торговля – то же, что рост». А Бог разрешил торговлю и запретил рост» (2:275). Однако, несмотря на разграничение торговых и ростовщических операций, в Священной Книге не дается самого определения понятия «риба», содержатся лишь косвенные указания на один из популярных в те времена видов ростовщичества – удвоение суммы долга в обмен на отсрочку его выплаты: «О вы, которые уверовали! Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне…» (3:130).








Фото размещено из Интернета...