Боря

Владимир Васильевский
     У Бори была феноменальная память. Он мог на спор выучить книгу наизусть. За пару дней. При этом начисто отсутствовала память на лица.
     Как-то в начале девяностых мы попали на вечеринку. То ли в честь дня рождения. То ли по случаю проводов кого-то, уезжавшего на ПМЖ за кордон. Боря опаздывал. Он часто опаздывал. Все уже были в известной кондиции, когда он появился.
     Нет хуже трезвому оказаться в пьяной компании. Либо уходи, либо ... догоняй. Боря предпочел второе. Но как-то у него не шло.  Все смотрел куда-то в сторону. Наконец, говорит.
   - Слушай, познакомь меня вон с той девушкой.
   - С какой?
   - Ну, вон стоит у окна. Давно стоит. Смотрит на улицу. Мне очень нравится ее лицо. Ну,.. и фигура.
     Не знай я Борю, решил бы - прикалывается. Либо все-таки уже догнал, и значительно обогнал остальных. Но я знал Борю. Взглянув на девушку, ответил.
   - Боря, это Наташка. Ты прожил с ней шесть лет в законном браке. И три года назад развелся.
   - Да-а-а?! Выходит - зря. Из всех здесь сидящих баб, только она мне и нравится.
   - Чего тогда развелся?
   - Она родить никак не могла, а я хотел сына.
   - Может ты виноват.
   - Может.

     Они снова поженились. Наташка родила Никиту.
     Боря был рукаст. Мог починить от телевизора до грузовика. Открыл под Петергофом конюшню, лошадиный извоз. Тогда это было внове. Катал туристов. Там же был у него и грузовик. На нем Боря перевозил нуждающимся мебель и всякие прочие грузы. Доход с этого бизнеса их и кормил.
     На Петроградской стороне, на углу Большого проспекта и Лахтинской, купили квартиру. Боря сам ее отремонтировал. Правда, не до конца ...
     Однажды вечером приехал из Петергофа домой, и не обнаружил инструментов. Ни перфоратора, ни дрели, ни электро-рубанка, ни молотков, ни отверток. Ничего! Спросил Наталью:"Где все?" Она ответила:"Вынесла на помойку. Они валялись по всей квартире. Жить невозможно!".
     Боря кинулся на помойку. Где там?! Кому-то судьба  сделала крутой подарок. Так и жили в полуотремонтированной квартире. На новоселье никто не спрашивал "почему?" Все знали. И Наталью. И Борю.
     А потом Боря однажды заявил:"Я уеду в Америку. Меня с детства что-то здесь душит. Чем дальше, тем сильнее. Я уже не могу дышать. И потом .., эта женщина ..."
     И он уехал. В Америке тоже попытался заняться лошадьми. Не покатило. Тогда пошел в программисты.
     Здесь он в свое время пять раз поступал в разные технические вузы. Доходил до курса второго, третьего и бросал. Точнее, отчисляли.
     Теория не представляла для него труда. Он никогда не готовился. Приходил на экзамен. Перед тем, как войти, листал чьи-нибудь конспекты, заглядывал в учебники. Минут через сорок, максимум - шестьдесят был готов к экзамену. 
     Входил, брал билет. И садился где-нибудь поближе к преподавательскому столу, чтобы слышать отвечающих и преподавателя. Боря редко сдавал на "четыре". Чаще всего было "отл."
     Другое дело - практические занятия. Там ему было скучно. Поэтому почти не бывал. Отсюда - незачеты и недопуски к сессиям, что и кончалось отчислениями.
     Так, или иначе, но в Америке Боря быстро освоил программирование. И на таком уровне, что ему предложили преподавать эту дисциплину в каком-то продвинутом вузе. Но Боря предложение не принял, а стал просто сколачивать капитал. По нашему - копить.
     Наталья, примерно через год после отъезда Бори, оставила двухлетнего Никиту своим родителям и улетела в Америку. Через знакомых разыскала Борю. Стали жить вместе. Она нашла работу. В какой-то лаборатории мыла пробирки после анализов больных СПИДом.
     Здесь, окончив филфак с золотой медалью, работала переводчицей в Смольном.
     Так прошел примерно год. Затем Наталья попросила политического убежища. И так стала "невозвратной" в Россию. Зато - американкой. И сразу забрала к себе Никиту.
     А Боря, скопив денег, вернулся на родину. Я встретил его в аэропорту.
   - Америка - говно. Я думал бюрократичнее России страны нет. Есть! Америка. Они не дали мне вести бизнес. Задушили всякими разрешениями, проверками, штрафами, справками. А программистом я за год заработал почти миллион долларов. На эти деньги здесь сколочу какое-нибудь дело. Наших чиновников хоть купить можно. Любое разрешение. 
     Чиновников Боря действительно купил. Замутил бизнес. Но, к сожалению, не один. С партнерами. Они-то его и кинули.
     И Боря опять пошел в программисты. А потом - в геймеры. Скоро стал выступать на международных соревнованиях. Вошел в двадцатку лучших. Пригласили выступать за Америку, предлагали большие деньги. Мы как-то случайно встретились. Выпили. И Боря сказал.
   - Деньги - это прекрасно! Но прекраснее  - Россия. Лучше страны нету. И потом... в этой Америке - Наталья. Я лучше буду туда наезжать, чтобы общаться с Никитой.
     Боря в интернете нашел подругу. Геймера из Чечни. Зарету. Ему было пятьдесят, ей - двадцать пять. Она ровно в два раза больше его. Он весил пятьдесят три. Она - сто шесть. Боря обожал такие фишки.
   - Она мусульманка.
   - Ну, и что? Я атеист. На нейтралке, можно сказать. Мне все равно: иудейка, буддистка, христианка, мусульманка.

     Пишу о Боре в прошедшем времени потому, что однажды потерял его из виду. По слухам - уехал в Канаду. А может, на Аляску. Или в Австралию. Только не в Европу. Он тянулся к "молодым" странам. Европу неизменно называл "умирающей вдовой".
     Часто вспоминается. Так и вижу сидящим за рулем его уже проданного грузовичка, честной полуторки времен Отечественной войны, собранной по винтику. Едем на Петроградскую сторону по Биржевому мосту, чтобы слегка отметить в какой-нибудь забегаловке его отъезд в Америку. Время поджимает. Боря вдруг говорит.
   - Зачем я здесь?!  На этот свет я точно попал случайно. По чьему-то недосмотру. Все спокойно живут. А у мня все не так! И нигде мне места нет!

  - присутствую и на стихи.ру