Тоска и слякоть...

Ирина Комова
Тоскливо…

Где-то снег и морозы, а в Минске как всегда в последние годы пасмурно и сыро. А какие были зимы в моем детстве! Школы закрывали, а ребятня гуляла. В мороз снег не серебряный, а золотой, солнце яркое, небо синее-синее, на душе радостно…
В прошлом году я даже не доставала из коробки зимние сапоги. Шляпу меховую тоже не доставала. И самый теплый свитер. Всю зиму в легоньком пуховике проходила, как и основная масса минчан, какие уж тут шубы или пальто с мехом, когда дождь вместо снега? Всю зиму трава периодически зеленела на газонах.
Хочу настоящую зиму, с сугробами, заснеженными деревьями. Были мои дети маленькими, после того как часы пробьют наступивший новый год, мы выходили во двор, украшали облюбованный сугроб, втыкали в него бенгальские огни и поджигали. А теперь силиконовые снежинки на окна наклеиваем…  Хочу морозные узоры на окнах!

И новости совсем нерадостные. Пугающие даже.
Например, явные попытки поссорить Беларусь с РФ.
Приведу два примера: скандал с «польскими» шампиньонами, которые оказались белорусскими, но для их транспортировки действительно использовалась многоразовая тара польского производства, это легко доказали, но… извинений не последовало. Под Барановичами огромное хозяйство по выращиванию шампиньонов.
Второй пример: транзит мяса. Из Литвы в Беларусь въехало 254 автомобиля с мясом, и это же число въехало в Казахстан. На всех этапах транзита информация передавалась в таможенные органы РФ. 97% поставок осуществлялись перевозчиками из Литвы и РФ, и только 7% - белорусскими. После претензий РФ озверевшие спецслужбы Беларуси прояснили картинку: загрузка грузовиков мясом, действительно европейским, производилась в Евросоюзе. В Литве выдавались фиктивные документы о его бразильском происхождении. В Уральске происходило все самое забавное. После таможенных процедур мясо разгружалось, а водителям предлагалось завести казахское сало в РФ. Загружали тоже самое мясо и с новыми фиктивными документами везли в РФ.
Только вот какого черта господин Данкверт обвинил в этом Беларусь? Вот это мне интересно.

Я связываю это с сообщениями разведки НАТО о том, что РФ против отделения Новороссии, т.е. за федерализацию: чтобы фактически Новороссия была российской, но числилась украинской. Такой расклад выгоден РФ, так как Украина не сможет вступить в НАТО, и размещение баз станет проблематичным. Америку такое устроить не может: или полная зачистка Донбаса, или уж отделение, чтобы строить спокойно базы на оставшейся части. И тут снова вспомнились неудавшиеся планы на счет Беларуси. Базы в Беларуси Америку устраивают ничуть не меньше, чем в Украине. Лично меня они не устраивают, фанаберии у меня такие.
Так в чем цель господина Данкверта и на кого он работает на самом деле – вопрос вопросов.
И досадно, что Лукашенко, с его взрывной реакцией, ведется на все это и обижается.

Газопровод

Когда я прочитала о предложении МИДа РФ к ЕС взаимно отказаться от санкций, то сразу подумала, что готовится грандиозная пакость. Но чтобы настолько грандиозная?
Восхитительно! И восхитителен лепет Болгарии: «Мы будем добиваться строительства «Южного потока» на условиях ЕС»!
И потрясает ЕС – уже готов принять Турцию в свои ряды!
И в полный восторг меня привела первоначальная радость Украины – они не поняли, что их все-таки пробросили.
Не сомневаюсь, Путин затеял какую-то многоходовку.
Очень жаль мне будет, если Венгрия пострадает.

Венгрия

Особое отношение у меня к Венгрии, хоть почему-то я в ней не была. Но ситцевые венгерские платья – каждое было праздником!
Вообще-то в Минске никогда особой проблемой одеться не было: очень хорошие шерстяные белорусские ткани, лен, синтетика всякая – это всегда было доступно. Мамуля с детства приучила меня каждое лето шить хоть одно летнее платье из тонкой шерсти, гулять вечерами. Ранним вечером в нем не душно, поздним – не холодно. Белое, голубое, кофе с молоком, чайная роза, мох… черное – обязательно.
Ох, вспомнила! Мне лет семь было, мы с мамулей в Москве были, ей надо было в библиотеку, она диссертацию дописывала. И повела меня на симфонический концерт. Я хотела надеть самое красивое платье – зеленое, и чтобы мамуля надела яркий розовый шелковый костюмчик, но она вырядилась в простое черное платье с коротким рукавчиком, а мне велела надеть черную юбочку и белую блузку. В таких случаях я никогда не спорила, это ж не кашу есть заставляют или суп.
И сидим мы с мамулей перед концертом, она программку читает, я по сторонам смотрю. А перед нами – две пожилые дамы. Обе в черном, на одной – красивый белый воротничок, я засмотрелась, меня подружка пыталась учить вязать. И вдруг одна дама с восторгом воскликнула:
- Смотри, это же Майя Плисецкая! В зеленом платье!
- В зеленом платье? На симфоническом концерте?? – с ужасом выдохнула вторая. И я поймала лукавый взгляд мамули…
 
Наши знаменитые льняные вещи, и шитые, и вязаные были всегда. Хочешь – бери ширпотреб в магазине, хочешь – эксклюзив в художественном салоне. У меня даже одно вечернее платье льняное было: небеленая ткань и из таких же небеленых ниток кружева ручной работы. Красотища! Но и стоило как хорошее пальто.
Даже такой не любительнице бегать по магазинам, как я, перепадала то шубка французская, то дубленка итальянская, то плащик английский или там костюмчик… Китайские и индийские ткани, французский гипюр, бархат, шифоны и бархатные узоры на шифоне… Помню, как забавлялась, протаскивая шелковые платье через колечко: мамуля смеялась, что настоящее шелковое платье проходит через кольцо…
А две хорошие портнихи у мамули были. Одна классно выкладывала брюки, юбки, пиджаки, а вторая замечательно шила платья и блузки, даже не отказывалась от фасонов из  довоенных журналов мод, необычных. Правда, ее платья, идеальные снаружи, были кое-как заделаны внутри. «В приличном обществе не разденешься» смеялась мамуля и вручную обрабатывала швы. А две подшивки старых журналов мод с выкройками мне презентовала соседка. Одна подшивка была немецких журналов, вторая – польских. Более двадцати лет мне прослужили, а куда делись, не знаю. Дочек надо спросить, да и зачем они мне сейчас? Выкройки, конечно, а не дочки. Все купить можно. Хотя модели тридцатых годов – это нечто!
Сколько помню себя, в Минске было много трикотажных ателье, в одних вещи вязали, в других – шили из трикотажной ткани.
С головными уборами тоже проблем не было, шляпы фетровые и меховые, шапочки разные – в изобилии. Однажды я нарвалась и купила себе ковбойскую кожаную шляпу,  и еле придумала, с чем ее носить: с черным кожаным плащом,  черными высокими сапогами на шпильке и ярким шелковым шарфом.
Проблемы были с бельем, обувью и сумками.
 С обувью мне еще повезло, размер чуть-чуть меньше стандартного 36-го. И все, кому обувь 36 не подошла, предлагали мне – мне все было по ноге, я даже имела возможность выбирать. Так что в очередях я не стояла, объявлений, какими пестрели страницы «Вечернего Минска»: «Меняю итальянские сапоги 38 размера на импортные сапоги 37 размера, НЕ ПРОДАЮ!!!»  мне писать не приходилось. Правда, приходилось не обувь подбирать под одежду, а одежду под обувь. Например, однажды коллега  принесла туфельки лакированные, черные с золотом. Вроде, и ни к чему были – но отказаться от такой прелести? Пришлось шить платье. Но черное – ладно, это просто. А вот как-то принесла заплаканная девочка туфельки красные, ее мама 4 часа на холоде в очереди стояла. Мяконькие, удобные, изящные! Руки сами вытащили кошелек. А потом до обеденного перерыва я работать не могла, пыталась придумать, с чем носить буду, я никогда не ношу красный цвет. Но в обед купила тонкий красный ремешок и смогла спокойно работать, у меня тогда очередной завал был, так на радостях такую работу провернула!
А вот сумки – кошмар моей юности и молодости. Вот уж с чем пришлось помучиться, побегать. Это теперь хорошо – покупай любую обувь и в два счета найдешь сумку и наоборот. А тогда…
Про белье вообще молчу. Как смеялись потом дочки, что я столько красивого белья себе и им накупаю. А я остановиться не могла – дорвалась!
Но не помню, чтобы что-то когда-то грело душу так, как  ситцевые венгерские платья, которые можно было доносить до дыр, до тряпок, но которые не теряли ярких красок – только от них было ощущение праздника, лета, солнца.
Мое первое платье пришлось на четыре года, синее в вишенки. Второе – на пять лет, бледно-розовое в нарисованные белые кружева. Последнее – у меня уже старшая дочь была, белое в мелкий  черный цветочек. И, конечно, были и в промежутке, и все помню за чувство праздника. Куда они потом пропали?
А теперь можно купить все, кроме ситцевых венгерских платьев.
Боже, благослови Венгрию за ее ситцевые волшебные платья!

О толерантности

Мир сошел с ума.
Я всегда неплохо относилась к гомосексуалистам. Взрослым. Среди них были и мои хорошие друзья.
Но «европейские ценности» предполагают также педофилию и зоофилию!
Какая толерантность может быть по отношению к педофилам? Их давить нужно. Есть медициной установленный возраст, когда сексуальные отношения полезны, но организм созреть должен-то! А тут призывают к толерантности по отношению к насильникам детей??!!
За изнасилованного ребенка расплата может быть одна – смерть.
Я бы не приравнивала только к изнасилованию случаи, где парень уже совершеннолетний, а подружка – еще нет, если это – влюбленная парочка. Хотя и тут какое-то наказание парню должно быть.
Я преподавала одно время, и насмотрелась, как тринадцатилетняя девочка может загнать парня в угол. Советовала ребятам: начинает объясняться в любви малолетка – поворачивайся и убегай. Авось не догонит.
Наверно, всегда так было. Тринадцать было Наташе Ростовой, когда она загнала в угол офицера Бориса и набросилась с поцелуями, но он красиво вывернулся. Тринадцать было Татьяне Лариной, когда она писала письмо 26-летнему Онегину. Тот прочитал ей нотацию. Парням надо учиться не попадать в цепкие лапки малолетки, которая и сама не знает, чего хочет. Желательно сделать это так, чтобы не травмировать девочку. Но это – другой ряд событий.
Сучку Улицкую с ее пропагандой гомосексуализма и педофилии среди детей надо гнать на фиг, а лучше изолировать где-нибудь. Это я как мать и бабушка считаю. И этой гадине дали Орден Почетного Легиона! Наверно, Жорж д’Антес в гробу перевернулся, ведь ему, его отцу и его сыну этот орден дали за личную храбрость.

О Пушкине

От Жоржа д’Антеса мысли перескочили к Пушкину. Еще раз перечитала на днях, уже в бумажном варианте, книги  Казаровецкого «Потаенный Пушкин», Викторову «Пушкин и императрица Тайная любовь» и Лациса «Почему плакал Пушкин?».
Все они профи, увлеченные исследователи. Но в чем-то я согласиться с ними никак не могу. Хотя, они и сами друг с другом согласиться не могут.

В общем, с чем я согласна:
1. «Диплом рогоносца» был нужен именно Пушкину и написан либо самим Пушкиным, либо каким-то шалопаем и радостно использован.
2. «Евгений Онегин» - сплошное ехидное издевательство и не могла такая Татьяна быть идеалом для него, уважающего в женщинах презрение к условностям (только к его жене это не относилось почему-то).
3. Видимой причины для дуэли не было. Даже сестра Пушкина удивлялась и писала мужу, что, мол, Александру достаточно было взять с д’Антеса слово не приближаться к его жене.
4. Никакой «потаенной любви» не было, можно не искать.
5. Я не сомневаюсь, что автор «Конька-Горбунка» - Пушкин. Его мелодия, его ирония. Восемнадцатилетнему мальчику так не написать. Математиком, композитором может быть и юный гений, но тут опыт нужен.

И с чем не согласна:
1. Наталья Николаевна ЛЮБИЛА Пушкина и замуж вышла по любви. Достаточно прочитать переписку и дневники тех лет. Она тосковала во время его разъездов, не он. Над ней посмеивались из-за ревности ее.
2. Не согласна, что письма д’Антеса – написаны для отвода глаз. Ну одно, два, даже пять – но более двадцати? И фото этих писем – первые – красивый аккуратный почерк, а в смятении он и буквы пропускал, и почерк не тот. В смысле, красоты нет, а рука – та же. Да и были бы письма подложными, давно бы всплыли, а их еле выпросили у правнука через сто шестьдесят лет.
3. Не согласна, что Наталья Николаевна была влюблена в д’Антеса, хоть он в это верил. В ответ на его признание в любви (в которое имела полное право не верить, она не могла не знать, что он – бывший любовник жены ее троюродного брата  Натальи Викторовны Строгановой и действующий любовник ее  троюродной сестры и подруги Идалии Григорьевны Палетики) она просто подурачилась.  Д’Антес  и сам постоянно дурачился, считая своей обязанностью развлекать дам.  Если судить по письмам Ольги Сергеевны Павлищевой, подурачиться, пошалить Н.Н. любила, но до замужества это не позволяла мать, а потом – Пушкин. Доказательство тому даже то, что она процитировала слова Татьяны: «Я Вас люблю, к чему лукавить, но я другому отдана и буду век ему верна» в переводе на французский. А иностранец  д’Антес  вряд ли читал «Онегина». Наталья Николаевна не могла не быть в курсе издевательского содержания «Онегина». Как могла поверить в слова любви женщина, которая слышала их каждый день неоднократно? Ну а потом всячески пыталась сгладить ситуацию.
4. Не согласна, что она показала Пушкину «подложные» письма. Это были записочки, сомнитеьное содержание которых признал на допросе сам  д’Антес. И, возможно, письмо Геккерна, в котором он умоляет ее бежать с детьми, воспользовавшись его дипломатическими каналами. Ей обещали развод с Пушкиным и брак с д’Антесом. Об этом письме вспоминала Александра Николаевна Гончарова. Очень опасное для Геккерна письмо! Не потому ли д’Антес так хвалил Екатерину Николаевну, что та вернула им это письмо?
Вот признаться Наталья Николаевна могла в получении такого письма, а, главное, в том, что скрыла отношения сестры Екатерины и д’Антеса.
5. Н.Н. показала Пушкину письма, так как в силу общей недоразвитости не могла предвидеть результат?  Допустимо ли так говорить о лучшем шахматисте Петербурга? А до этого – лучшем шахматисте Москвы?  Еще до ее замужества друзья старшего брата Дмитрия, студенты, приезжали сразиться с ней в шахматы. Значит, умела просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед, что и доказала, мастерски выдав замуж за д’Антеса сестру Екатерину.
Другое дело, всех обстоятельств она не знала.  Как и мы, в прочем.
6. Совсем дикой кажется версия, что выкидыш Н.Н. случился потому, что Пушкин избил ее, узнав, что ребенок – Николая Павловича. Ну нет ее в списке любовниц Николая Павловича! Похоже, он ее действительно любил.  До самой смерти хранил два ее портрета: совсем юной – в часах, и тридцатисемилетней – в альбоме. Ну и что?  Что бы не писали о Николае пушкинисты, из писем и дневников современников видно, что это дамы устраивали сафари на него. Но Н.Н. среди охотниц не было. И поэтому Пушкин отправил ее в деревню, и она умоляла о прощении и просила забрать ее снова в Петербург?  Что тут скажешь? Не известно ни одного случая, чтобы Пушкин поднял на нее руку, это она из ревности кидалась в драку. А его это смешило. К тому же… разница в возрасте, в росте. Это с виду она – кисейная барышня, но на самом деле же тренированная была, какая сила в руках нужна, чтобы жеребца удержать? Была лихой наездницей, заядлой танцоркой.  Могла бы и постоять за себя.  Вряд ли они когда в квартире одни оставались: няни, кухарки, горничная и т.д. И разговоры не пошли про избиение?
К тому же, если б Пушкин выбил из жены ребенка царя, уехал бы далеко Пушкин, а царь утешал бы любимую женщину. Николай Павлович очень любил своих детей, как переживал, когда мертвым родился сын у Александры Россет.
Мать Н.Н. не видела внуков, сестры – тоже не видели племянников.  Она элементарно соскучилась по родным. К тому же – сестры. Обозлившись из-за брака Н.Н.,  мать забросила старших дочерей. Н.Н., с ее удивительной совестливостью, не могла не чувствовать себя виноватой.
7. Дуэль – самоубийство? А д’Антес – выбран в качестве палача?
Раненый Пушкин очень волновался за жену, о том, что «она и так безвинно терпит, а тут совсем заедят».  Дуэль – очень скандальный и сомнительный способ покончить собой. Нет-нет, захоти он покончить жизнь самоубийством, то замаскировал бы его под несчастный случай. Свалился бы пьяный с крыши, или неудачно оружие почистил бы. Или заблудился в лесу, выпил для сугреву и заснул под елочкой…  Да и дела свои бы привел в порядок. Нет, он боялся за жену и детей, он не подставил бы их под удар общественного мнения.
Думаю, все с точностью наоборот: дуэль – замаскированное убийство, а д’Антес – намеченная жертва. «Кровавые»  условия дуэли требовал Пушкин, д’Антес предполагал стреляться в тридцати – тридцати пяти шагах, как принято во Франции, в десяти – условие Пушкина. Поведение дуэлянтов опять-таки говорит, что не д’Антес хотел убить Пушкина, а наоборот.
Непонятно только, за что? Свои предположения я высказала раньше, но при желании и их можно оспорить, конечно.
Пушкин смеялся над своими современниками и все еще смеется над нами…

Грустно мне. Солнца хочется, елок заснеженных. Выходила на лоджию, асфальт мокрый и травка на газоне. Это жизнь?
И снова вспомнилось, как спросил меня ученик, есть ли по моему мнению жизнь на какой-нибудь еще планете солнечной системы. А у меня настроение плохое было – голова разболелась.
- А на Земле есть? – мрачно спросила я.
- Есть! – ошарашено ответил мальчишка.
- И это ты называешь жизнью? – возмутилась я.
- Это – жизнь! – расхохотался он.
Как говорили классики, кому-то и кобыла – невеста.
А я снега хочу…