Это о Вас, доктор Боткин

Олег Долгов
                Первый человек,который бросил ругательство
                вместо камня. был творцом цивилизации               
                З.Фрейд.

 Ева, произнеся слово "Мы" сделала для цивилизации еще больше.      О.Д.               

     Я не из когорты героев, а из того самого, молчаливого большинства.
Нас было 12 детей, и все обожали отца  единственного на курсе, кому после окончания, присвоили звание доктора. Он был лейб-медиком императоров Александра 2 и Александра 3, впервые в истории эту высокую должность занял русский доктор. Папка никогда нас не гладил по головке, не целовал, мы не слышали ласковых слов. С великим грохотом и шумом мы носились по дому, играя в «Казаки- разбойники» или «Прятки».  Но когда он приходил домой, все стихало – папа отдыхал, или чаще  работал в своем кабинете. Но отец, хотя и редко бывал дома, всегда был с нами. Вечерами частенько читал нам на ночь сказки братьев Грим, Пушкина и много чего хорошего. Помню, когда стал взрослым и слушал Пиковую даму, не мог понять, откуда я знаю ее содержание. И потом вспомнил, что это любимый папочка нам читал, тогда, в далеком детстве.
     Когда мы стали постарше он часто разговаривал с нами по всяким взрослым вопросам: о православной вере, явлениях общественной жизни, книгах, картинах, архитектуре, о развитии цивилизации. Ему было важно знать, что мы думаем, к чему стремимся.
      Мы все хотели быть такими, как он, но докторами стали только мы с братом. Я старательно и с большим интересом учился, однако достичь папиных вершин не удавалось. Закончил обучение третьим, получил диплом лекаря,  с отличием, затем  продолжил обучение в Европе. Вернулся на родину, и в скором времени, началась война с Японией. Все общество было уверено – «шапками закидаем», но мы получили несколько чувствительных поражений, под Мукденом, Цусимой. Естественно, я отправился на фронт добровольцем. Тяжелейшая работа в полевом госпитале. Стоны раненых, непреходящая усталость. Был награжден шестью боевыми орденами… Война закончилась нашим поражением, я вернулся в Санкт Петербург и продолжал лечить больных. В 1908 году по желанию императрицы Александры Федоровны, меня пригласили занять должность  лейб- медика Императорского двора. Я, как мог, объяснил детям, что большую часть времени,  буду находиться во дворце.
      Каждое утро я осматривал всех членов императорской семьи. Чаще всех болел цесаревич. Однажды, когда я провел несколько суток у постели больного,  он сказал:
     - Я полюбил Вас всем своим маленьким сердцем.-  К сожалению он болел гемофилией, плохой свертываемостью крови.    Когда появился Распутин, ему несколько раз удалось  помочь-  остановить кровотечение. И царская семья буквально молилась на него. У нас с этим шарлатаном сложились, мягко говоря, неприязненные отношения. Он даже : - «обещал живьем содрать шкуру с докторишки». Все же следует отметить, что ему удавалось «останавливать кровь» у цесаревича, когда  врачебные средства не давали нужного эффекта.
     Один раз мне пришлось осматривать Анастасию, младшую царевну, конечно, в присутствии матери. Эти худенькие плечи, молитвенно наклоненная спина и руки стеснительно закрывающие, такую маленькую, трогательную грудь. Она начала заболевать воспалением легких, но мне удалось быстро вылечить ее, и она, как и прежде, напевая,  весело бегала по всему дому. Мои дети дружили с царевнами, им было хорошо играть всем вместе.
Второе десятилетие 20 века принесло мне много горя.  Полюбив молодого и красивого, моя жена ушла к другому. Какое счастье, что все четверо детей остались со мной. Когда смотрел на стриженые затылки сыновей и тоненькие шейки девочек в сердце поднималась такая жаркая волна любви.
Но мои несчастья на этом не закончились. В 1914 году, на фронте погиб мой старший сын Митя. Боль от этой потери никогда не уходила из сердца.
    Когда, по распоряжению Временного правительства нас арестовали и выслали в Сибирь, доченька поехала вместе со мной. Какое счастье, что ей не разрешили жить рядом со мной, это спасло ей жизнь.
    Мы не знали, что нашему коменданту  позвонил Лукьянов, из областного ЧК:
    - Надо с твоими кончать, белые наступают…
    - Как, без суда и следствия…
    - Ты что совсем сдурел, какой суд, что такое революционная необходимость, знаешь?
     - Знаю.
     -Латышами заменил караул?
     -Да.
     - Ну и как они тебе…
     - Молчаливые, безоговорочно преданные делу революции. Двое из старого караула отказываются стрелять в пленных-.
     - Немедленно арестовать и ко мне. В течение ближайших часов, будет телеграмма, я тебе перезвоню и сразу приступай. Всё понял? Действуй.
     С одним из этих  двух ребят,- с Овсовым  Андрюхой, мы были из одной деревни, вместе по сеновалам за девками бегали. Что поделаешь, с отказниками разговор короткий- враз отправят в Могилевскую губернию, семья спросит, где сын, что я им отвечу…Да… дела.
     - Сынок, кликни мне дохтура.
     В дверях показался Боткин в стареньком, но чистом халате.
     - Будь ласка, сидайте.
     Во первых  словах хотел бы поблагодарить за маманю, пол жизни животом маялась, к кому мы только не ходили, ничего не помогало, да и от населения благодарность, многим помогли. Я, вот тут погуторил с начальством и мы решили Вас отпустить, поезжайте в Москву, лечите народ. Белые на подходе, сами понимаете, что Вас всех ждет. Вон Деревянко(второй доктор), уже сбежал.
     - Я благодарю за правду, но я дал царю честное слово, оставаться при нем, пока он жив. Для человека моего положения не возможно не сдержать, такое слово. Я остаюсь с моим государем.
     - Ну что ж смотри сам.- Как  не понимает, шлепнем всех и его до кучи.
       Я не спал всю ночь, понимал, что нас всех ждет в ближайшее время. Потом по просьбе караула позвал всех в пустую  полуподвальную комнату. Цесаревич болел и Николай 2 внес его на руках.  Принесли два стула, второй для императрицы, у нее болели ноги. Дверь отворилась и в комнату ввалились солдаты, вооруженные пистолетами и винтовками. Комендант прочел какую то бумажку, потом быстро выдернул пистолет и выстрелил в императора, затем пять раз  в цесаревича. Раздались выстрелы. Я пытался рукой заслонить Анастасию, но разве так убережешь от пули. Потом расстрельная команда ходила по комнате, наступая на раненых, стреляя и закалывая штыками. Вначале мне прострелили плечо, потом подошел солдат и сильно ударил прикладом. Одно ребро сломалось и воткнулось в сердце. Резкая боль, и душа моя полетела к небесам, вслед за душами царской семьи. Громко, в последний раз, крикнул, словно хотел докричаться до небес.  Все было кончено. Я до конца выполнил свой   долг. Уходил из жизни, вспоминая Слова Господа нашего: «Потерпевший же до конца, спасется».