Почему Иван Ургант стал Гришей

Вячеслав Суханов
Музыкально-биографическая гинекология

Среди наиболее часто мелькающих на отечественном телеэкране медиа-личностей настоящих звезд не так уж и много. Один из этих немногих – Иван Ургант, на концерте которого в московском клубе «ГлавClub» недавно побывала девушка из Сергиева Посада Оксана Ищенко и неожиданно для себя выяснила, что Ваня не только замечательный юморист и ведущий, но и неплохой музыкант. Что, кстати, он продемонстрировал, появившись на «слепых прослушиваниях» в конкурсной программе «Голос-2». Правда, ни один из наставников к нему так и не повернулся, хотя отметили, что поет он красиво…

За свою не такую уж и долгую жизнь питерский мальчик, внук Нины Ургант (заслуженная артистка РСФСР, актриса питерской Александринки, известная всей стране по фильму «Белорусский вокзал») и сын Андрея Урганта (актер театра Балтийский дом, телеведущий) явно успел перещеголять по популярности всех своих предков. Взять хотя бы «Прожекторперисхилтон», где он вместе с сотоварищами из Comedy Club подыгрывал на гитаре самому Антонио Бандерасу.  «Смак», без которого не обходится ни одно утро на Первом телеканале, и «Вечерний Ургант», без которого опять же не мыслится ни один вечер на той же первой телекнопке. Да приплюсуйте сюда роль в культовом фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой», где он замечательно сыграл вместе с другим музыкантом из Питера - Максимом Леонидовым (экс-квартет «Секрет»), да еще и в компании гениальных русских актеров Сергея Безрукова и Андрея Панина!
А если добавить к Ване еще и Дмитрия Нагиева, то получится, что ПИТЕРСКИЕ рулят не только в Кремле. Да о чем говорить, я сам с Васильевского острова...
Но вернемся к Ваниному концерту в московском «ГлавClubе».

- Оксана, почему именно Ургант?
- Потому что очень неоднозначная персона. И очень много я читала отзывов о его именно музыкальной деятельности – он как бы взорвал толпу своими клипами. Кто-то издевался, что у Вани крыша совсем поехала – он какие-то усы себе отрастил, в общем ерундой занимается. Кто-то восхищался. Вот. Поэтому наша поездка на его концерт – это  был как бы эксперимент. Потому что музыка, в принципе, неплохая, но мне было интересней посмотреть, какой он на сцене. Ведь ИВАН Ургант – он обычно в эфире такой пафосный, а песни ГРИШИ – они больше романтические. Здесь очень большой контраст, и на концерте это сразу стало видно.

ВСТАВКА:
Гриша Ургант: «Рубль падает быстрее, чем растут мои усы»

- А почему Иван вдруг стал Гришей?!
- Это не так важно. Об этом потом…

- Ну ладно… И как тебе обстановка на концерте?
- Ургант вышел и сказал в начале выступления – у него такая подводка была: «Добро пожаловать на ДОМАШНИЙ концерт в центре Москвы». И в итоге так и получилось – концерт был такой душевный, и ощущение было такое, что знаешь человека лично, и вокруг тебя твои близкие друзья. Стоишь, вокруг так тепло – очень дружеская, домашняя атмосфера…

- А что за публика собралась?
- В основном, девочки. В возрасте от двадцати до тридцати. Совсем маленьких не было, потому что музыка и тексты сложные – над ними надо думать. Они не такие простые – не для школьниц. А для тех, кто имеет, пусть и небольшой жизненный опыт, но уже умеет размышлять.
А если в целом, то народ вполне «простой»  - молодежь, но с деньгами. Потому что, когда транслировали на экране публику, то мне в глаза бросились сплошные значки iPhonов, на которые люди снимали концерт. Это не гопники (смеется), как на концерте группы «Руки вверх».
К тому же оказалось, что на концерте был запланирован флэш-моб – на определенной песне - она называлась «Пиротехника» - все вдруг включили вспышки на телефонах и стали ими в такт музыке плавно водить. Причем никто команду не давал – все были готовы, тут же достали телефоны и включили вспышки. Я была в шоке. Потому что о том, что это флэш-моб, я узнала только позже, из официальной группы «ВКонтакте».

ВСТАВКА:
Гриша Ургант: «Спасибо вам, вашим iPhonам и их друзьям»
 
- А что за музыку играл Ваня-Гриша?
- Музыка – вроде рок, но и вроде попса. И этот микст, и люди – все такое же – под стать музыке. Девушки с бокалами шампанского, но при этом совершенно не пафосные. Адекватные люди.

- Заметила кого-нибудь из известных, мелькающих в телевизоре, людей?
- Нет. Да я и не могла их заметить – я была в танцевальной зоне, а там еще были балконы в два яруса, где сидела публика посолиднее.

ВСТАВКА:
Гриша Ургант: «Привет танцующим людям и привет тем, кто не может танцевать, потому что сидит на балконе за 25000 рублей»

- И на самом деле билеты на балкон столько стоили?!
- Нет, конечно. Билеты на балкон были дороже, но не 25000 рублей. Мы потом проверили. Это был Гришин стёб.

- Иван на концерт опоздал. Почему?
- Да, были полтора часа ожидания. Особенно тяжело было внизу, где мы стояли, и не было стульев, на которые можно было бы присесть. Народ периодически кричал: «Гриша, Гриша, выходи!» Но вместо опаздывающего Урганта играл ди-джей, причем какую-то танцевальную «психоделическую» музыку. Но народ реально уже начал уставать. И я говорю, ну, что за неуважение – заставляет девушек ждать.
Позже я прочитала в группе, что буквально перед концертом у Урганта была встреча с людьми, которые выиграли в каком-то конкурсе, где призом была встреча и фото с ним, с Ургантом. Ну, вот, может быть, те фанатки его и задержали…

- Но, наверно, концерт, все сгладил?
- Народ, конечно, был уставший и обиженный, но после самого концерта и после всех тех эмоций, которые Ургант всем нам подарил, народ больше НЕ обижался…
Мы, когда сели после окончания концерта в машину, то первые минут пятнадцать все молчали. Я думаю, а где же эмоции, где визги? Мы же ожидали традиционного ощущения после концерта, когда испытываешь эмоциональный восторг, а тут все были притихшие, думали, как и что он пел. В общем, ощущение было – мы друг с другом поделились – как будто мы сходили на романтическое свидание…

- Но он хоть перед вами извинился?
- Кстати, нет. Вышел – сразу шуточки. И первая песня была такая по эмоциональности взрывная, что публика сразу же влилась в эту музыку. И сам Ургант как будто расплескивал свою положительную энергетику. И именно это и было ОБЩИМ между Гришей и Ваней. Хотя Иван – он такой весельчак и балагур, а у Гриши-то образ немножко другой – он такой более романтичный что ли.

- И все-таки, почему Иван стал Гришей? Он вам объяснил?
- Давайте об этом попозже. Я хочу передать эмоции – это важнее…

- Хорошо-хорошо, мы потерпим. Тогда о другом. Я посмотрел в Интернете фрагменты выступления Урганта и заметил, что у него, как и у всех творческих людей, когда они что-то демонстрируют – стихи читают, картины представляют или музыку - глаза были такие ранимые. То есть, если бы ему кто-то сказал, что все это плохо, или публика бы была равнодушной – то и ему было бы плохо…
- Реакция публики была вполне позитивной. И он вел себя адекватно. Не было такого, знаете, взгляда свысока – подачи типа «я тут звезда!» Но на самом-то деле он звезда! У него только премий «ТЭФИ» пять штук! Но тут он вел себя, как твой друг. И когда кто-то в толпе поднял плакат с его фото и приклеенными усами, он взял этот плакат, оторвал усы – и выкинул.
Мне кажется, это символично. Его образ Гриши, как вторая сторона медали, вторая сторона его личности. То он Ваня, то он Гриша. А тут концерт закончился, и он снова стал Ваней. Ваней, который БЕЗ усов…

 - А какой же он настоящий? Как думаешь?
- Никому неизвестно, какой он настоящий. Может быть, только в семье.
С другой стороны, творческий человек не может быть однозначным. Я так считаю.

- Как Мэрлин Мэнсон.
- Ну да. И то не факт, что и тот однозначный. И, вообще, для меня очень интересна ИГРА с образами. На мой взгляд, у Урганта они удачные. Хотя в Интернете масса отрицательных отзывов о проекте «Гриша Ургант». Многие считают это ерундой, что Иван занялся не своим делом. Что, мол, раз у тебя получается замечательно шутить и вести разные мероприятия, то вот этим и занимайся.
Я же думаю, что этот проект замыслен не ради денег, не ради славы – у него и так всего с избытком. Это все же, видимо, задумано ради претворения в жизнь каких-то своих нереализованных желаний. Может быть, амбиций. Ведь известно, что это не первый опыт в его музыкальной карьере. Кроме песен с его последнего авторского альбома «Estrada», которые он исполнял на нашем концерте, он еще записывал песни и в 90-е годы, будучи совсем молодым артистом, когда выступал под псевдонимом Внук.

- А он, как я понял, и музыку и стихи пишет сам…
- Да, он пишет все сам. Кстати, когда я его слушала на YouTube еще до концерта, то – да, приятно, но особых эмоций у меня эта музыка не вызвала. А я привередлива в музыке, я очень ее со всех сторон рассматриваю. А сейчас, после концерта, я накачала себе песен (улыбается) и слушаю. Потому что понравилось. 

- А теперь…
- А теперь я хочу рассказать, откуда взялся ГРИША Ургант…

- Наконец-то! Ты, как настоящий драматург, оставила разгадку тайны на финал. И это правильно.
- Сам Иван происхождение Гриши никак не объяснял, но я прочитала в Интернете. Якобы его родители при рождении хотели назвать его Гришей, но по каким-то причинам назвали Ваней. И это какие-то отголоски его детства. Наверно. Вот так…

- А какое место в современном образе Гриши занимают усы? Они настоящие?
- Как я поняла, это визитная карточка Гриши. Это обычные, очень даже симпатичные настоящие усы. И для образа это важно. У Гриши даже есть песня  «Усы и гитары», которую он исполнил дважды – в концерте и на бис. Кстати, и на билетах стояло «Гриша Ургант». И у него даже свой фирменный стиль «Гриша Ургант».  И логотип - с усами, конечно.

ВСТАВКА:
Гриша Ургант: «Меня часто спрашивают, как я пишу песни. Еще чаще спрашивают, как я ращу усы. И этим людям невдомек, что это происходит одновременно»

- И все-таки, что он за человек? Иван и Гриша – это две маски, творческое раздвоение личности? Или личина  Гриши, как это ни парадоксально звучит, больше похожа на самого Ивана, чем тот образ балагура, который уже стал привычным?
- Если честно, это как будто два разных человека. Общее у них то, что оба приятные и добродушные. И шутят.

- В одной маске он интеллигентный и позитивный через юмор, а в другой он интеллигентный и позитивный - через музыку.
- Да, для него важна музыка. Даже если бы он не шутил и не делал своих подводок к каждой песне, то все равно всем бы все понравилось.
Потому что МУЗЫКА была на первом месте…

ВСТАВКА:
Гриша Ургант: «Нас много, а Пушкин один…»

Беседовал Вячеслав СУХАНОВ