Казачий клин боевой приём

Геннадий Коваленко 1
Этот тактический приём широко применялся казаками в 16  - 18 веках в боях с иррегулярной конницей крымских татар, нагаев, калмыков и горцев Кавказа. В боях с регулярной европейской конницей, атакующей в сомкнутом строю, он использовался реже.
К этому тактическому приёму казаки прибегали в тех случаях, когда противника, по каким либо причинам нельзя было заманить в вентерь, и когда казачья лава сталкивалась с аналогичной лавой кочевников или горцев. Для того, чтобы избежать долгого кровопролитного сражения на «слом», одно из крыльев лавы или её центр, усиливался отборным отрядом отборных казаков на лучших конях. Они выстраивались клином, остриём к противнику. Клин обычно «прятался» за лавой, чтобы противник не знал, куда будет нацелен главный удар казаков и вырывался вперёд в самый последний момент. Стремительный удар клина, как правило,   прорывал боевые порядки неприятеля и казаки, развернувшись, атаковали его с тыла, зажимая в клещи.
В боях с татарами и горцами Кавказа, этот приём срабатывался безотказно. Лишь однажды, в сражении с кабардинцами, казачий клин не смог пробить центр их построения, завязнув в скрытом,  спрятанном за легковооружёнными всадниками, отряде закованной в кольчуги тяжёлой конницы горцев.
В боях с тяжеловооруженной конницей европейских армий, казачий клин был не только бесполезен, но и губителен. Казачьи низкорослые кони, просто сминались мощными лошадьми кирасир, карабинеров или драгун, в боях же с лёгкой кавалерией – уланами и гусарами, этот приём себя оправдывал. Вот как описывали казачий клин французские офицеры, участники Отечественной войны 1812 года:
"Не знаешь, как против них действовать; развернешь линию - они мгновенно соберутся в колонну и прорвут линию; хочешь атаковать их колонной - они быстро развертываются и охватывают ее со всех сторон...".