Сказка о Народе и Власти

Дина Непомнящая
Жил да был маленький и беззащитный Народ. Народ жил небогато, но хорошо. Немножко работал, немножко отдыхал, немножко развлекался. У Народа был небольшой кусочек земли, на котором он выращивал себе еду. А еще у него были маленькие желания и мечты, которые он, немножко постаравшись, всегда мог воплотить в жизнь.
Однажды, откуда не возьмись, пришла к Народу большая и суровая Власть. Она посмотрела на то, как живет Народ, а потом сказала: «Ты все делаешь неправильно, поэтому у тебя все очень плохо!» Народ удивился. Ему-то до этого казалось, что у него все очень хорошо, а тут выясняется, что у него оказывается все плохо.
– Вот смотри, – стала объяснять Власть. – У тебя есть земля, ты выращиваешь на ней еду. Но весь этот кусочек земли у тебя не занят, у тебя осталось на нем еще много мета. Почему там ты ничего не выращиваешь?
– А зачем мне там что-то выращивать? Мне хватает того, что есть.
– Это ты так думаешь. Ты просто не знаешь, что можешь получить гораздо больше. Но не волнуйся, я тебе помогу. Давай ты будешь выращивать еду на всей своей земле, ту часть, что выращивал раньше оставлять себе, а ту, что тебе не нужна, отдавать мне. За это я буду смотреть, что тебе нужно и давать это, а еще я буду выполнять твои просьбы.
Народ задумался. Власть говорила очень убедительно. Народу стало казаться, что ему действительно чего-то не хватает. Чего он еще и сам не мог понять, но верил, что это хорошо понимает Власть.
– А какие мои просьбы ты будешь выполнять? – спросил Народ.
– О, совершенно любые! Тебе нужно будет только правильно попросить.
– Правильно попросить?
– Да-да. Смотри. Каждый месяц к тебе будут приходить мои гонцы, ты будешь отдавать им еду и, если у тебя ко мне будет какая-то просьба, ты будешь отдавать им письмо для меня…
– Письмо? А разве ты сама не будешь приходить ко мне и смотреть, что мне нужно.
– Конечно, нет, глупый! Я ведь живу в высокой-высокой башне далеко-далеко отсюда на высокой горе. Она так далеко, что ты сам вряд ли доберешься туда. Мне очень долго идти к тебе. Но зато из своей башни я очень хорошо вижу все, что делается здесь. Поэтому я всегда буду знать, что тебе нужна моя помощь.
Власть лукавила. На самом деле ее башню почти всегда закрывала стена тумана, из-за которого было плохо видно, что делается внизу, на земле Народа. Но Народ об этом не знал. Он все сильнее верил Власти, и все больше ему казалось, что только она может решить все его проблемы и воплотить в жизнь его мечты и желания.
– Так вот, – продолжила Власть. – Ты отдашь письмо моему гонцу, он передаст его другому моему гонцу. Ведь ты помнишь, что моя башня слишком далеко, чтобы один человек мог добраться туда? Тот гонец передаст его третьему, третий четвертому, четвертый пятому, пятый шестому, шестой седьмому. И, наконец, седьмой гонец передаст твое письмо мне. Я прочитаю твое письмо. Подумаю, как выполнить твою просьбу и передам ответ седьмому гонцу. Он передаст его шестому, шестой пятому… В общем к тому времени, как первый гонец вернется к тебе за новой партией еды, ответ дойдет до него и он сможет передать его тебе.
– А потом? – спросил Народ.
– А потом ты напишешь мне новое письмо, – ответила Власть, – где ответишь, устраивает ли тебя мой вариант решения твоей проблемы. Если да, я отправлю к тебе людей, которые смогут ее решить.
Народ запутался. Ему этот путь казался очень сложным. Но Власть казалась такой умной и говорила таким уверенным голосом. Народ подумал и согласился.
Власть ушла в свою высокую башню на высокой горе за стеной тумана. А Народ стал выращивать еду для себя и для нее. Теперь он работал гораздо больше, отдыхал гораздо меньше, а единственным развлечением для него стало писать письма Власти.
Но вот беда. Письма то терялись в дороге, то рвались. То чернила на них размывал дождь, то искра, отскочившая от пламени костра, беспощадно сжигала бумагу… Иногда гонцы ехали слишком медленно, а иногда кто-то из них заболевал и вовсе не мог сменить предыдущего. На выполнение одной, самой маленькой просьбы, часто уходили месяцы и даже годы, а когда просьба исполнялась, выяснялось, что жизнь Народа лучше так и не стала. К тому же, Власть была очень умной и образованной. Необразованный Народ с трудом мог понять, что же она ему так долго объясняет в своих письмах.
Народ не понимал Власть, а Власть не понимала народ. Из-за стены тумана в своей башне Власть не видела нужд Народа, а из-за сложной системы передачи писем Народ не мог показать Власти, что же происходит на его земле. И, в конце концов, Власть стала решать проблемы не так, как этого хотел Народ, а так, как ей самой казалось правильным. А поскольку не видела Власть ничего дальше стены тумана, казалось ей что все у Народа теперь хорошо. А Народу было все хуже и хуже, но объяснить это власти он, увы, уже не мог, ведь никогда больше не спускалась она к нему из своей высокой башни.
Так и носили гонцы одно письмо за другим, а Народ и Власть оставались непонятые и недовольные друг другом…

***
Непонимание. Вот главная проблема, с которой сталкиваются все. В частном случае это может быть непонимание между ребенком и его родителями или между двумя любящими друг друга людьми. Из-за такого непонимания часто вспыхивают ссоры. И если вовремя не суметь понять друг друга, то однажды такая ссора может стать последней и привести к полному разрыву отношений. Глобально такие непонимания возникают между целыми государствами, что в конечном итоге может привести к войне, когда свою правоту начинают доказывать винтовкой и ножом, приставленным к горлу. Такое непонимание бывает и на глобальном уровне внутри одной страны. Например, непонимание между властью и обществом.
Что такое власть? В случае, про который говорю я, власть – это единое понятие, объединяющее все компетентные органы, способные оказать помощь в решении какой-то конкретной проблемы. Все, включая секретаршу в приемной мелкого чиновника, которой вы принесете бумажку с прошением о рассмотрении конкретно вашей ситуации и заканчивая… да хотя бы президентом. Ведь нам хорошо известны случаи, когда властной рукой президент дает отмашку и какая-то может не особо касающаяся его проблема тут же находит решение.
Так было, например, в 2002 году, когда маленькая девочка Наташа Бугаева позвонила в прямой эфир и спросила Владимира Владимировича Путина, почему в ледовом городке Биробиджана вместо традиционной живой ели вдруг решили установить искусственную. Эффект был колоссальным. Выполняя желание девочки, Путин «рекомендовал» губернатору ЕАО (столицей которого является город Биробиджан) установить живую ель. И 22-х метровая лесная красавица, которая, возможно еще долго бы росла себе на старом месте, по специальному президентскому заказу была доставлена вертолетом в Биробиджан, чтобы постоять немного, сверкая новогодними огнями на центральной площади, да и уйти в небытие.
Одна проблема, один звонок и власть нашла быстрое, устроившее всех решение. Так ли нужно было решать этот вопрос? Удовлетворились ли потребности общества. Нужна ли была этому самому обществу в конечном итоге живая новогодняя елка? Вопрос. А вот история до сих пор как анекдот ходит не только в Биробиджане, но и за его пределами. «У тебя корова не доится? Позвони Путину, когда он в телевизоре выступать будет, он разберется».
Ярким примером ситуации непонимания, когда общественность точно не может понять чего ей нужно, а власть, соответственно, даже представить не может что же в таком случае этой общественности дать, стала акция за создание в городе Хабаровске велосипедных дорожек.
Началось все с того, что ребята из общественного движения «Пример» выиграли грант на реализацию в Хабаровске проекта «Велодорожка». Идея, разумеется, была далеко не новой. Здоровый образ жизни сейчас становится все более популярным. С приходом теплых дней дети, молодежь, да и некоторые люди почтенного возраста в массовом порядке достают с балконов и гаражей велосипеды и отправляются кататься. И в этот момент встает вопрос: «А где?». С детишками все понятно. Вот тебе велик, вот тебе двор, катайся, гоняй голубей. С ребятами постарше уже сложнее. Нарезать круги вокруг дома скучно, да и как-то «не по чину». Взрослые велосипедисты собираются стайками и то и дело устраивают велозабеги куда-нибудь на природу. Но далеко не всем по душе такие длинные марафоны. Хочется найти золотую середину, например, выехать покататься куда-нибудь на бульвар.
«Бульвар!» подумали активисты «Примера» и, вооружившись кисточками, линеечками и красками, отправились рисовать велодорожку на Уссурийский бульвар. По их проекту оттуда она должна была дойти прямиком до Амурского бульвара, а потом повернуть обратно и замкнуться в кольцо. Большое пространство для велопрогулок тех, кто к профессионалам себя не относит, но покататься иногда все-таки хочет.
Все бы хорошо, но не успели ребята разметить и половины маршрута, как их остановили представители власти. А конкретно замначальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Олег Грабков. Когда под его окнами появилась толпа молодых людей с кисточками и краской, рисующая белые велосипеды на тротуаре, он заподозрил что-то неладное и стал выяснять, что происходит.
А происходило вот что. Так и не определившись с тем, кто же из вышестоящих органов должен выдать им разрешение на разметку дорожек, и опасаясь, что честно заработанный грант вскоре уплывет к другим активистам (проект-то должен быть реализован до конца 2014 года, а вот-вот должен был выпасть первый снег), руководитель проекта Александр Горбачев дал отмашку своим «тимуровцам» и решил, что разбираться будут уже по факту. Вот и разбираются сейчас с октября по декабрь, да никак не разберутся.
По сети тут же разошлись картинки оригинально размеченной велодорожки которая забирает себе большую часть пешеходной зоны. В городских форумах начались бурные обсуждения ситуации. И среди массы безумно гневных, но пустых по своему содержанию комментариев, вдруг всплыл резонный вопрос: «А чего добивались-то?»
И правда. Чего? На Уссурийском и Амурском бульварах и так каждое лето традиционно катаются ребята на великах и роликах. Отсутствие специально размеченной велосипедной зоны еще никому не мешало. Там и прокаты есть, и со своим транспортом подъезжают. Никакие велодорожки там никому особо не нужны. А где нужны? Да как и во всем цивилизованном мире, на спортивных стадионах и транспортных магистралях. Перефразируя цитату из книги И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»: «Велосипед не роскошь, а средство передвижения».
В большом городе, где пешком можно дойти далеко не на все расстояния, личный транспорт незаменимая вещь. Автомобиль по карману не каждому, да и не каждый в общем-то хочет его иметь. А хороший, не особо помпезный велосипед можно легко приобрести в районе 10-15 тысяч рублей. Сумма вполне посильная. И вот ты выезжаешь на своем новом двухколесном друге на оживленную автотрассу и понимаешь, что если хочешь жить, то передвигаться по дороге, наполненной несущимися на бешеной скорости автомобилями, пожалуй, не рискнешь. Ты перебираешься на тротуар и встречаешь гневные взгляды и оклики пешеходов, которым твой «набор гаек» мешает спокойно идти по своим делам.
Велосипедистов выкинули из системы дорожного движения. На бумаге, в ППД, конечно, есть достаточно пунктов, касающихся их передвижения по городу. Но на деле, те, кто рискуют использовать велики не просто как способ активного отдыха, сталкиваются с массой проблем. Эта ситуация характерна не только для нашего города. Это проблема всей страны. Решить ее только силами группы активистов, которая к тому же случайно или намеренно отказалась смотреть дальше своего носа, вряд ли получится. Нужно решать совместно с властью. А чтобы решать нужно для начала научиться разговаривать, научиться слышать и понимать друг друга.
Если рассматривать все тот же пример велосипедных дорожек, то варианты решения легко можно найти в опыте других стран. Германия, Франция, Чехия, Дания, Нидерланды, Израиль… Во всех этих странах велосипед не является просто дорогостоящей громоздкой игрушкой. Это полноценный транспорт, которым ежедневно пользуются тысячи людей, стремящиеся сохранить свое здоровье и не нарушить экологию планеты. Но на подобные примеры российские власти обычно разводят руками и грустно вздыхая отвечают, что, мол, знаем, понимаем, но вы сравните наш климат и их. У нас ведь велодорожки будут зимой простаивать, а ухаживать за ними все равно придется.
Хорошо, ответим мы им, но ведь есть и другие примеры. Да вот хотя бы ближайший к Хабаровску сосед Китай! При таком огромном населении китайцы вряд ли будут сооружать бесполезные для себя вещи? А там вам и велодорожки, и велостоянки. Пожалуйста, катайся безопасно.
По поводу «безопасно» в Китае, я, возможно, и преувеличиваю. Как там организовано дорожное движение – это вопрос отдельный. Но ведь все есть, и каким-то непостижимым образом действует. Бабушка тихонечко передвигающаяся из пункта А в пункт В на стареньком велосипеде, которую терпеливо пропускает перед собой громоздкий грузовик, для китайцев картина совершенно обыденная. А сами граждане Поднебесной на вопрос, какой спорт у них в почете, никогда не называют велосипедный: «Велосипед для нас не спорт, а транспорт».
В общем, решения, если подумать, найти можно. Нужно всего лишь думать и рассуждать. Думать власти, рассуждать народу? Или наоборот? Нет. Ни то, и не другое. Всем вместе и думать, и рассуждать. Сесть за один большой круглый стол переговоров и обсудить, наконец, все свои проблемы от велосипедов и заваленных снегом дорог, до образования и здравоохранения. Глядишь и решение бы сообща нашли.

***

…Однажды устал Народ письма Власти писать и с гонцами посылать. Сердит был Народ на Власть и решил ее наказать. Собрался Народ в путь-дорогу дальнюю. Вооружился он вилами да лопатами (другого оружия у Народа отродясь не было) и пошел в ту сторону, откуда гонцы к нему приходили. Находил он столбы заветные, у которых гонцы с письмами сменялись. Радовался: «Значит правильно я путь-дорогу держу».
Шел Народ, шел. Долго ли коротко ли, да только вдруг заметил он одну странную вещь. Дерево одно все время недалеко от него мелькало. То дальше мелькнет, то ближе. «Неужто это одно и то же дерево? – подумал Народ. – Пойду-ка погляжу, что это за диковина такая?».
Пошел народ в сторону дерева, увидел, что дерево это у горы стоит, а гору ту стена тумана закрывает, а за той стеной тумана крыша башни виднеется. «Да это же башня Власти моей, – понял Народ. – Так вот как она смотрит за моими делами, вот как далекого стоит ее башня. Ну сейчас я ей покажу!»
Подошел Народ к Башне и стал громко в двери колотить. Услышала его Власть. Перепугалась да задумалась. Что же ей теперь с Народом делать? Прятаться больше негде, бежать поздно, а сражаться силы неравны. И решила Власть к Народу выйти мириться.
Успокаивала Власть Народ речами ласковыми, одаривала она его подарками щедрыми, осыпала камнями драгоценными. Но все Народ был недоволен и не счастлив. И тогда стала расспрашивать Власть Народ о том, как живет он и почему ей письма такие непонятные пишет. Стал Народ рассказывать. Да не официально, как Власть учила, а по-своему, по-простому. Удивилась Власть. Не знала она всех бед и страданий народовых, поняла она, как неправа была, когда спряталась от него за семью замками, и разобралась, наконец, во всех проблемах Народа. А потом они думать стали как проблемы эти решить и жизнь Народа снова счастливой сделать. Долго думали, ни день и ни два, а долгие годы. Но однажды разобрались во всем. И правильно все решили, и мудро.